Устный журнал "Дружба навеки"

Разделы: Внеклассная работа


Дружба дороже всякого богатства.
Народная мудрость.

Цели:

  • Образовательная цель: Расширять знания детей о родном крае, в котором они живут. Повышать их интеллектуальный и духовный уровень. Дать исторические знания о добровольном вхождении Марийского края в Российское государство, о прогрессивном значении присоединения для марийского, татарского и русского народов.
  • Развивающая цель: Развивать у учащихся гордость за свою республику. Приобщать детей к народной культуре. Прививать бережное отношение к природе родного края.
  • Воспитательная цель: Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разной национальности, дружбу народов республики Марий Эл. Формировать у детей активную жизненную позицию и национальное самосознание.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Прожектор
  • Плакаты и рисунки.

Ход мероприятия

Звучит мелодия “Марий Эл”. (На экране слайды с изображением Марийского края и людей разной национальности).

Ребята в национальных костюмах читают стихи о дружбе, о любви к родному краю на разных языках.

Первый ученик.

Сторона моя неприметная,
Ни великих рек, ни озёр.
Но люблю тебя беззаветно я,
Всей душой люблю с давних пор

Второй ученик.

Анисе, Ониса да Анисия - шамыч,
Ваш полшен, ик пасуштак у шурным куштат.
Мулланур сай мура марий мурым.Захарыч
Пайрем годым татар удыр дене кушта.

Третий ученик.

Яши Бэрэнге ягында
Бер гаилэ кебек дус
Англашып hэм булышып
Мари, татар hэм дэ рус.

Четвёртый ученик.

По соседству вот уж много лет
Живут народы, друг другу помогая.
Русские, татары и мари
Трудятся вместе, беды не зная.

Приветствие на разных языках.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Вы уже догадались, говорить мы будем о нашем любимом крае, о замечательных людях, живущих на этой благодатной Земле. На территории Параньгинского района испокон веков дружной семьёй живут представители разных народов: мари, татары, русские, уважая язык, культуру и традиции друг друга. Сегодня мы перелистаем славные страницы жизни нашего края!

Эпиграфом к мероприятию послужила народная мудрость: “Дружба - дороже всякого богатства!”

Ребята, как вы понимаете смысл этого выражения? (Никакое богатство не заменит настоящей дружбы и человека, на которого можно положиться в трудную минуту).

Действительно, дружба - это замечательное чувство, которое может быть между людьми и народами. Дружбой надо дорожить, её надо беречь.

А с чего начинается дружба?

Конечно, со знакомства. Первый вопрос: “Как тебя зовут?”

Безымянным никто не бывает,

В минуту рождения каждый: и низкий, и знатный

Имя своё от родителей в дар получает.

Дать имя - ответственный шаг, в нём есть своеобразный прогноз на будущее. Если ребёнок рождается в однонациональной семье - вопрос имени решается проще. В смешанных браках всё иначе.

Давайте посмотрим на интересные статистические данные.
Национальный состав Параньгинского района:

  • Мари - 7971
  • Татары - 9489
  • Русские - 1613

Национальный состав школы:

  • Мари - 107
  • Татары - 508
  • Русские - 78
  • Другие - 2 азербайдж., 1 узбек.

Национальный состав 8 “а” класса:

  • Мари - 7
  • Татары - 15
  • Русские - 3

Национальный состав пёстрый, с преобладанием татарского населения. Много семей чисто татарских и смешанных браков в нашем районе немало.

Так повелось, что у каждого народа существует своя традициия имянаречения. Послушаем любопытные истории ребят разных национальностей.

(Истории детей)

Вывод учителя. Дорогие мои, пусть ваши имена принесут вам счастье.

Учитель. Ребята, а вам интересно, как проблему имянаречения решали наши предки?

Ответы детей.

Ученик. В марийских краях бытовал такой обычай: если из нескольких имён не могли остановиться на одном, замешивали тесто, топили печь, пекли три каравая. Внутрь каждого каравая прятали записку с именем, который каравай получался самым румяным и пышным доставали первым. Таким именем и нарекали ребёнка.

Ученик. У татар тоже были свои особенности. В старину говорили: “Имя заключает в себе характеристику человека, словно прогнозирует его будущее”. Неслучайно, родственники, давая имя, стремились, чтобы тёзкой ребёнка не оказался недостойный или бедный сосед. Имя давали через несколько дней после рождения, оставлять ребёнка надолго без имени считалось плохой приметой, ребёнок мог заболеть.

Ученик. У русских ни в коем случае нельзя называть ребёнка в честь погибших и тяжелобольных родственников, это не принесёт ребёнку счастье. Старые люди отмечают, что ребёнка, названного в честь погибшего человека, скорее всего, постигнет та же учесть. В наши дни стали популярны старые имена: Иван, Дарья, Варвара. А если подходящего имени нет, тогда можно выбрать имя того Святого, чья память чтится на восьмой день после рождения ребёнка. Принято считать, что 8 – это символ вечности.

Учитель. Ребята, а вы хотите узнать, с чего и когда началась дружба трёх великих народов?

Ученик. Давайте заглянем в прошлое. Начало этой дружбы уводит нас в далёкое-далеко. Тогда народы мари жили на территории Нижегородской области, но из-за давления славян, марийцы стали уходить вниз по Волге, пока не поселились на своей современной территории. Тесное отношение у народа мари складывались тогда с булгарами, которые бежали в эти же глухие места от насильственной христианизации. В середине XVI века происходит знаменательное событие, Марийский край добровольно присоединяется к Русскому государству. С этого времени история народа мари тесно переплелась с историей России, русского и татарского народа. Данное важное решение способствовало сближению народов. Это произошло ровно 460 лет тому назад.

Учитель. А что представляет собой современная Марий Эл?

Ученик. Современная территория Марий Эл составляют 23,3 тыс. км 2 (0,13%территории России). На севере и востоке Марий Эл граничит с Кировской областью, на востоке с республикой Татарстан, на юго-западе с республикой Чувашия, на западе с Нижегородской областью - это наши добрые соседи.

Раскидистые дубы, высоченные сосны, поляны душистой земляники, мягкие ковры мха, реки чистейшей воды и изумрудные озёра-всё это наша Марий Эл.

Учитель. По очертаниям Марийский край на карте вызывает разные поэтические ассоциации: одни сравнивают его с человеческим сердцем, а поэт Вишнёвский сравнивал республику с кленовым листком.

Ученик. Стихотворение “Марийский край”

Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
А сколько звёзд на небе светят вместе!
Ах, сколько звёзд!
Я счёт им не веду.
Свою звезду найду среди созвездий,
Счастливую марийскую звезду!

Учитель. Каждый человек должен любить свою Родину, свой народ. Любить- значит знать истоки, культуру, национальные традиции. Прекрасна природа и самобытны люди Марийского края.

На красоту лесов смотришь - не насмотришься.
Сладкую родниковую воду пьёшь – не напьёшься.
Красивую песню слушаешь - не наслушаешься.
Величайшая ценность народа - язык. Пока жив язык, жива и нация.

Послушайте красивую марийскую песню в исполнении симпатичной мариечки.

Учитель. Философ Иван Ильин писал: “Безбрежна и прекрасна культура всякого народа...”Танцы во все времена считаются их визитной карточкой. В них ярко выражается национальный колорит, особенность ритмов и звучание родной мелодии. Мир танца огромен и прекрасен. Язык танца понятен каждому. Посмотрите русский народный танец в исполнении девушек 8 “а” класса.

Учитель. Музыкальный инструмент, как никто другой, затрагивает тонкие струны души человека. Выражает самобытность народа. От красивой мелодии ноги сами просятся в пляс. А как играет на баяне наш Зуфар все, конечно, наслышаны. Оцените талант юноши.

Учитель. У каждого народа есть свои излюбленные национальные виды состязаний, которые отбирались многовековым опытом народа и его традициями. Многонациональная Россия по праву может гордиться своими исконно народными играми, отличающимися самобытностью и являющимися составной частью культуры. На Параньгинской Земле живёт прекрасный, трудолюбивый народ: и работает от души, и веселится от души. Ничто так не сближает людей разных национальностей, как любимые праздники.

Ребята, а какие праздники популярны в нашем районе? (Русская берёзка, Пасха, Пеледыш, Ураза Байрам). Но праздник Сабантуй продолжает оставаться одним из наиболее любимейших, став праздником межнационального общения.

Ученик.

Сабантуй - это праздник труда,
Это счастья и радости праздник.
Ты не станешь грустить никогда,
В этот день золотой и прекрасный!

Учитель. Несомненным атрибутом Сабантуя являются главные состязания: бег, скачки, прыжки, но настоящим зрелищем, заключительным аккордом утреннего Сабантуя является борьба. “Курэш", являясь одним из самых распространённых видов борьбы на кушаках (поясах), совершенствовалась веками, благодаря зрелищности и темпераменту приобрела необычайную популярность среди самых различных национальностей.

В этом классе учится Сулейманов Марсель. Уже 4 года Марсель профессионально занимается борьбой, он обладатель четырёх медалей и 8 дипломов.

Подарок Марселю от одноклассниц.

Ученики. Марсель, мы очень гордимся тобой. Пусть всегда тебе сопутствует удача и успех. Прославляй свой род Сулеймановых и любимый Параньгинский край! Стихотворение “Борьба-занятие мужское” мы посвящаем тебе.

Борьба - занятие мужское,
Чуть оплошал-не жди добра,
Как поле боя топчут двое,
Плацдарм борцовского ковра.
Напряжены и сжаты сроки,
Пойми, везёт, иль не везёт,
Усталостью не сдвинуть глыбы,
Мечту-победу не догнать.
И думаешь тогда: “Сойти б с ковра,
Чтоб сразу тишь да гладь...”
Но зря мечтаешь о покое
И утираешь пот с лица.
Борьба-занятие мужское
И нет ей, в сущности, конца!

Учитель. И ещё об одной славной странице Параньгинского района я сегодня не могла не рассказать... 20 лет назад на Параньгинской земле зародилась одна замечательная традиция "Костёр Дружбы".

Ученик. “Костёр Дружбы” - это встреча талантливых детей и педагогов многонационального Параньгинского района республики Марий Эл и Арского района республики Татарстан. Программа праздника бывает насыщенной и разнообразной. Ребята и взрослые обмениваются опытом, играют, поют песни, танцуют в кругу друзей у большого костра.

Учитель. Файзрахманову Рузалю и Халирахманову Зуфару посчастливилось побывать на этом празднике Дружбы. Поделитесь, пожалуйста, ребята своими впечатлениями. (Рассказы ребят)

Учитель. Несомненно, замечательные традиции, праздники сплачивают народы, призывают жить в дружбе и добрососедстве!

Вот и подходит к концу наше мероприятие. Хочется выразить надежду, что оно затронуло тонкие струны вашей души. Проявляйте тёплое, толерантное отношение друг к другу, тогда каждый из вас почувствует это тепло по отношению к себе. Запомните, ребята, многонациональность обогащает этническую картину любого района, делает его богаче, ибо каждый народ вносит яркие краски своей культуры! Цвети, любимый край! Крепни дружба между великими народами!

Заключительным аккордом нашего мероприятия прозвучит гимн во славу Параньгинского района. (Звучит гимн Параньгинского района).