Тема урока: "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель:

  • Выявить лучших знатоков изученной темы.
  • Закрепление умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, определять род, число и падеж, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать трудолюбие, доброе и бережное отношение к домашним животных.

Ход урока

1. Оргмомент: девизы о готовности к уроку.

  • 1 вариант: “Быть должны у всех в порядке ручки, книжки и тетрадки”
  • 2 вариант: “Каждой вещи – своё место”

Все вместе: “А девиз у нас какой? – Всё, что нужно, - под рукой!”

- Сегодня на уроке мы закрепим и проверим ваши ЗУН по теме: “Имя прилагательное”.

2. Вступительная беседа учителя об экране открытого смотра-зачёта ЗУН учащихся класса.

3. Игра “Во всех падежах”

- Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключение зелёного листа” и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит словосочетание зелёный лист?

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный. (И. п. )
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа. (Р. п. )
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу. (Д. п. )
Лапой – хвать зелёный лист, (В. п. )
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает.
Ветер вмиг с листом зелёным (Т. п. )
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал...
Я ищу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном. (П. п. )

- Сколько падежей в русском языке? Назовём их по порядку.

- Назовите мне любые 4 числа до 23. (Дети, по списку соответствующие этим номерам, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и готовятся к ответу. )

Пока четверо работают у доски, проверим домашнее задание. (Описание предмета с указанием его существенных признаков).

Вывод: Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

- А теперь послушаем ответы ребят у доски. Дополните ответы, которые вам показались не полными.

5. Самостоятельная работа.

Выбранное жюри будет оценивать работы.

а) прослушивание детской песенки и запись услышанных словосочетаний, определение рода и числа имён прилагательных.

б) просклонять письменно (6 вариантов): зелёная ветка, зелёный листок, зелёное дерево, зелёный листок, зелёная ветка, синий шар, синяя туча, синее небо. (Листочки передали членам жюри).

в) словарная работа (3 минуты)

- Я буду называть слова, а каждый из вас слышит слово только 3 класса и записывает его на листочек, определив род и выделив окончания.

Интересный (м. р. ) – интересная (ж. р. ) – интересное (ср. р. )

Жёлтое (ср. р. ) – жёлтая (ж. р. ) – жёлтый (м. р. ). После выполнения задания листочки сдают жюри.

- Теперь вы уже можете правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

6. Физминутка.

Ёлочки зелёные на ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько ёлочек зелёных,- столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз, - сколько звёздочек у нас.
Сколько красненьких кружков, - столько сделаем прыжков.

7. Работа по развитию речи.

- Перед вами картина весны. Устно составьте предложения, в которых есть имена прилагательные.

- Запишите и разберите предложение по частям речи:  С гор потекли весёлые ручьи.

(Листочки сдают жюри)

8. Игра “Когда это бывает?

- Отгадайте загадки. В какое время года это происходит?

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)

Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)

Золотые, тихие
Рощи и сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)

Какие признаки помогли вам узнать время года?

- Перед вами стихотворение Э.Мошковской. В котором говорится о хорошо знакомом всем предмете. Назовите только ту часть речи, которая помогла узнать этот предмет.

Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый.
Он уже не белый,
Он потемнелый.
Серый и мокрый,
Старый и добрый.

- Это весенний снег. Правильно.

- Теперь я вижу, что вы хорошо научились выделять имена прилагательные как часть речи. Молодцы!

9. Подведение итогов.

Жюри подсчитывают набранные балы и заносят на экран достижений.

- А вы продолжите пословицу, подбирая подходящие по смыслу прилагательные.

Речь хороша короткая, а верёвка ... (длинная).

У ленивой лошади всегда повозка... (тяжёлая).

Как вы понимаете пословицу?

- A  теперь посмотрим на экран.

10. Итог урока.

Мы поздравляем учащихся, набравших наибольшее количество баллов, а отстающим есть к чему стремиться.

- Что понравилось на уроке?

- Что не получилось так, как хотелось?

- Оцените свою работу. Дети показывают выбранный цвет круга.