Урок географии в 8-м классе в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернат VIII вида

Разделы: География


Класс: 8

Цель: Систематизировать и обобщить основные знания учащихся по курсу “География материков и океанов”.

Задачи:

  • Образовательные: обобщение знаний учащихся о Мировом океане, особенностях каждого материка, географических открытиях; закрепление умений определять изученные географические объекты; закрепление навыков работы с географическими картами.
  • Воспитательные: осуществлять интернациональное воспитание учащихся.
  • Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать познавательную деятельность учащихся в процессе анализа и сравнения изучаемых объектов и явлений, умения абстрагироваться, развивать воображение, формировать навыки употребления географической номенклатуры в речи.

Оборудование и материалы: политическая карта полушарий, физическая карта каждого материка (целая разрезная), атласы, карточки-задания, оценочный лист на каждого ученика.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Все ли сегодня присутствуют на уроке? Кто отсутствует?

Какое сегодня число? Какой сегодня месяц? Какой у нас урок? Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Улыбнулись друг другу. Настроились на активную работу. Спокойно садимся.

II. Актуализация знаний.

1. Как называется курс, который мы изучаем? (География материков и океанов).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Тема урока: “Большое путешествие по планете Земля”.

- Сегодня на уроке вы сможете проверить и оценить свои знания, полученные по курсу “География материков и океанов” в течение всего учебного года. Вспомним, какие особенности имеет каждый материк, назовём географические объекты, представителей растительного и животного мира, расскажем о населении и его занятиях.

3. Задание - паззл “Восстановите карту” (карта каждого материка разрезана на 4 - 4 части, необходимо её собрать и назвать материк).

4. Блиц-вопросы:

- Какая часть света состоит из 2 материков? Назовите их (Америка – Северная Америка и Южная Америка).

- Назовите океаны, которые входят в состав Мирового океана (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

- На какие расы делится человечество? (европеоидную – белую, монголоидную – жёлтую, негроидную – чёрную).

5. Географическая разминка “Самый, самый” (назвать географический объект, показать на карте его местоположение, дополнительное задание для “сильных” учащихся - назвать материк):

- Самый большой по площади материк (Евразия).

- Самый большой по площади океан (Тихий).

- Самая большое по площади государство (Россия - Евразия).

- Самый большой по площади остров (Гренландия – Северная Америка).

- Самая высокая горная вершина (Джомолунгма - Евразия).

- Самое глубокое озеро (Байкал – Евразия).

- Самое большое по площади озеро (Каспийское море - Евразия).

- Самая длинная река (Нил - Африка).

- Самая большая по площади пустыня (Сахара - Африка).

- Самое большое по площади море (Коралловое море – Тихий океан у берегов Австралии).

III. Обобщение пройденного материала.

- Многие из вас видели увлекательную телепередачу Дмитрия Крылова “Непутевые заметки”. Скажите, какова основная идея этой программы? (путешествие по разным уголкам планеты). Предлагаю вам отправиться в такое же путешествие и проверить ваши знания с помощью различных заданий. После выполнения каждого задания предлагаю вам поставить себе оценку в “Листе путешественника”. Надеюсь, что вы будете оценивать себя объективно. Ваши наблюдения и выводы станут основой написания “Дневника юного путешественника”.

Задание 1. (Карточка-тест на каждого ученика)

– Каждый путешественник должен уметь ориентироваться на местности и знать различные географические понятия.

1. Самый южный континент:

а) Антарктида

б) Африка

в) Южная Америка

2. Самые высокие горы мира:

а) Гималаи

б) Кордильеры

в) Альпы

3. Атлантический и Тихий океаны соединяет:

а) пролив Дрейка

б) Панамский канал

в) Мексиканский залив

4. Государство Великобритания находится:

а) на материке

б) на острове

в) на полуострове

5. Россия омывается водами 3 океанов:

а) Тихий, Атлантический, Индийский

б) Тихий, Северный Ледовитый, Индийский

в) Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический

- Проверьте правильность выполнения этого задания. Оцените себя.

Задание 2. “Восстановите текст”

- Во время путешествия мы попали под ливень, и часть наших путевых заметок стало невозможно прочесть.

Материк, на котором мы живём – это ___________. Он занимает ___ часть всей суши планеты. Он почти весь находится в _______________ полушарии, севернее ________. Он состоит из 2 частей: _______ и ________. Природа материка разнообразна: от ___________ пустынь на ________ до вечнозелёных __________ лесов на _______. Здесь проживает около __ населения земного шара.

(Материк, на котором мы живём – это Евразия. Он занимает 1\3 часть всей суши планеты. Он почти весь находится в восточном полушарии, севернее экватора. Он состоит из 2 частей: Европы и Азии. Природа материка разнообразна: от арктических пустынь на севере до вечнозелёных тропических лесов на юге. Здесь проживает около 3\4 населения земного шара).

В Африке много ____________ (___________) лесов. Они отличаются ________ растительностью. Этому способствует постоянное _______ и обилие _______. Они _______ярусные. Самые длинные растения этих лесов - _________. Их длина – более _____ метров. Здесь растёт ___________ дерево, которое ценится очень прочной древесиной. Породы этого дерева бывают разного цвета: _______ , _________, __________ , ______________. Вблизи водоёмов растут финиковые, масличные и кокосовые ____________ .

(В Африке много тропических (экваториальных) лесов. Они отличаются богатой растительностью. Этому способствуют постоянное тепло и обилие влаги. Они многоярусные. Самые длинные растения этих лесов - лианы. Их длина – более 100 метров. Здесь растёт эбеновое дерево, которое ценится очень прочной древесиной. Породы этого дерева бывают разного цвета: чёрного, красного, белого и жёлтого. Вблизи водоёмов растут финиковые, масличные и кокосовые пальмы.)

3. Самое большое сооружение на Земле, созданное живыми существами – это _______________. Он расположен в ___________ море, возле берегов материка ____________. Он построен коралловыми _______. Высота его - ____ км, а дина – около _______ км. (Большой Барьерный риф расположен в Коралловом море, возле берегов Австралии. Его высота – 2 км, длина – около 2300 км).

- Обменяйтесь ответами, проверьте правильность выполнения. Оцените друг друга (Взаимопроверка и взаимооценивание в парах).

Задание 3. Динамическая пауза “Географические ассоциации”.

1) Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (Цунами) – для учащихся 1 подгруппы,

2) Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (Водопад)- для учащихся 2 подгруппы,

3) Океан, лёд, гора, опасность, Титаник (Айсберг) - для учащихся 3 подгруппы.

- Соберитесь у доски по подгруппам в соответствие с цифрами на карточках. Попытайтесь предупредить своих друзей-путешественников, без слов, с помощью движений показав им, что их ожидает впереди. Нарисуйте свой ответ на ватмане.

Задание 4. “Великие люди – великие открытия”.

- В таблице допущены неточности, установите правильное соответствие.

Первооткрыватели Открытие Ответ
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев Большой Барьерный риф (Австралия) 1. – 5.
Р.Амудсен Остров Новая Гвинея 2. – 3.
Д.Кук Южный полюс 3. – 1.
Н.Н.Миклухо-Маклай Америка 4. – 2.
Х.Колумб Антарктида 5. – 4.

- Предлагаю вам проверить правильность выполнения этого задания. Оцените себя.

Задание 5. “Географическая цепочка”.

- Любой путешественник, приезжая в страну, стремится познакомиться с местными достопримечательностями.

Страна Город Достопримечательности
НАПРИМЕР:
Великобритания Лондон Тауэр, Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство, Биг-Бэн,
Франция Париж Эйфелева башня, Лувр, Версаль, собор Парижской Богоматери
Италия Рим

Венеция

Пиза

Колизей

Дворец дожей

Пизанская башня

Украина Киев

Одесса

Киево-Печерская лавра

Памятник герцогу Ришелье, Потёмкинская лестница

- Позвольте мне самой оценить это задание.

IV. Подведение итогов урока.

- Наше путешествие подошло к концу.

- На каких континентах мы с вами побывали?

- Какие океаны пересекали?

- Какие страны запомнились больше всего? Почему?

- Какие сделали открытия?

- Ребята, я предлагаю вам оценить свой вклад в написание “Дневника юного путешественника” при помощи ваших листов. Я помогу вам вывести общую оценку.

- Объявление оценок за работу.

Рефлексия: Кто доволен собой, чувствовал себя уверенно во время путешествия, справился со всеми заданиями? Кто затруднялся при выполнении задания, чувствовал себя неуверенно?

- Я благодарю вас за урок.

Нацеливание на следующий урок: На следующем уроке мы совершим путешествие по просторам нашей любимой Родины – России.

V. Домашнее задание.

- Мини-сочинение “Какое значение имело освоение Сибири для России”.