Класс: 8
Цель: Систематизировать и обобщить основные знания учащихся по курсу “География материков и океанов”.
Задачи:
- Образовательные: обобщение знаний учащихся о Мировом океане, особенностях каждого материка, географических открытиях; закрепление умений определять изученные географические объекты; закрепление навыков работы с географическими картами.
- Воспитательные: осуществлять интернациональное воспитание учащихся.
- Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать познавательную деятельность учащихся в процессе анализа и сравнения изучаемых объектов и явлений, умения абстрагироваться, развивать воображение, формировать навыки употребления географической номенклатуры в речи.
Оборудование и материалы: политическая карта полушарий, физическая карта каждого материка (целая разрезная), атласы, карточки-задания, оценочный лист на каждого ученика.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Все ли сегодня присутствуют на уроке? Кто отсутствует?
Какое сегодня число? Какой сегодня месяц? Какой у нас урок? Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Улыбнулись друг другу. Настроились на активную работу. Спокойно садимся.
II. Актуализация знаний.
1. Как называется курс, который мы изучаем? (География материков и океанов).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока: “Большое путешествие по планете Земля”.
- Сегодня на уроке вы сможете проверить и оценить свои знания, полученные по курсу “География материков и океанов” в течение всего учебного года. Вспомним, какие особенности имеет каждый материк, назовём географические объекты, представителей растительного и животного мира, расскажем о населении и его занятиях.
3. Задание - паззл “Восстановите карту” (карта каждого материка разрезана на 4 - 4 части, необходимо её собрать и назвать материк).
4. Блиц-вопросы:
- Какая часть света состоит из 2 материков? Назовите их (Америка – Северная Америка и Южная Америка).
- Назовите океаны, которые входят в состав Мирового океана (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
- На какие расы делится человечество? (европеоидную – белую, монголоидную – жёлтую, негроидную – чёрную).
5. Географическая разминка “Самый, самый” (назвать географический объект, показать на карте его местоположение, дополнительное задание для “сильных” учащихся - назвать материк):
- Самый большой по площади материк (Евразия).
- Самый большой по площади океан (Тихий).
- Самая большое по площади государство (Россия - Евразия).
- Самый большой по площади остров (Гренландия – Северная Америка).
- Самая высокая горная вершина (Джомолунгма - Евразия).
- Самое глубокое озеро (Байкал – Евразия).
- Самое большое по площади озеро (Каспийское море - Евразия).
- Самая длинная река (Нил - Африка).
- Самая большая по площади пустыня (Сахара - Африка).
- Самое большое по площади море (Коралловое море – Тихий океан у берегов Австралии).
III. Обобщение пройденного материала.
- Многие из вас видели увлекательную телепередачу Дмитрия Крылова “Непутевые заметки”. Скажите, какова основная идея этой программы? (путешествие по разным уголкам планеты). Предлагаю вам отправиться в такое же путешествие и проверить ваши знания с помощью различных заданий. После выполнения каждого задания предлагаю вам поставить себе оценку в “Листе путешественника”. Надеюсь, что вы будете оценивать себя объективно. Ваши наблюдения и выводы станут основой написания “Дневника юного путешественника”.
Задание 1. (Карточка-тест на каждого ученика)
– Каждый путешественник должен уметь ориентироваться на местности и знать различные географические понятия.
1. Самый южный континент:
а) Антарктида
б) Африка
в) Южная Америка
2. Самые высокие горы мира:
а) Гималаи
б) Кордильеры
в) Альпы
3. Атлантический и Тихий океаны соединяет:
а) пролив Дрейка
б) Панамский канал
в) Мексиканский залив
4. Государство Великобритания находится:
а) на материке
б) на острове
в) на полуострове
5. Россия омывается водами 3 океанов:
а) Тихий, Атлантический, Индийский
б) Тихий, Северный Ледовитый, Индийский
в) Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический
- Проверьте правильность выполнения этого задания. Оцените себя.
Задание 2. “Восстановите текст”
- Во время путешествия мы попали под ливень, и часть наших путевых заметок стало невозможно прочесть.
Материк, на котором мы живём – это ___________. Он занимает ___ часть всей суши планеты. Он почти весь находится в _______________ полушарии, севернее ________. Он состоит из 2 частей: _______ и ________. Природа материка разнообразна: от ___________ пустынь на ________ до вечнозелёных __________ лесов на _______. Здесь проживает около __ населения земного шара.
(Материк, на котором мы живём – это Евразия. Он занимает 1\3 часть всей суши планеты. Он почти весь находится в восточном полушарии, севернее экватора. Он состоит из 2 частей: Европы и Азии. Природа материка разнообразна: от арктических пустынь на севере до вечнозелёных тропических лесов на юге. Здесь проживает около 3\4 населения земного шара).
В Африке много ____________ (___________) лесов. Они отличаются ________ растительностью. Этому способствует постоянное _______ и обилие _______. Они _______ярусные. Самые длинные растения этих лесов - _________. Их длина – более _____ метров. Здесь растёт ___________ дерево, которое ценится очень прочной древесиной. Породы этого дерева бывают разного цвета: _______ , _________, __________ , ______________. Вблизи водоёмов растут финиковые, масличные и кокосовые ____________ .
(В Африке много тропических (экваториальных) лесов. Они отличаются богатой растительностью. Этому способствуют постоянное тепло и обилие влаги. Они многоярусные. Самые длинные растения этих лесов - лианы. Их длина – более 100 метров. Здесь растёт эбеновое дерево, которое ценится очень прочной древесиной. Породы этого дерева бывают разного цвета: чёрного, красного, белого и жёлтого. Вблизи водоёмов растут финиковые, масличные и кокосовые пальмы.)
3. Самое большое сооружение на Земле, созданное живыми существами – это _______________. Он расположен в ___________ море, возле берегов материка ____________. Он построен коралловыми _______. Высота его - ____ км, а дина – около _______ км. (Большой Барьерный риф расположен в Коралловом море, возле берегов Австралии. Его высота – 2 км, длина – около 2300 км).
- Обменяйтесь ответами, проверьте правильность выполнения. Оцените друг друга (Взаимопроверка и взаимооценивание в парах).
Задание 3. Динамическая пауза “Географические ассоциации”.
1) Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (Цунами) – для учащихся 1 подгруппы,
2) Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (Водопад)- для учащихся 2 подгруппы,
3) Океан, лёд, гора, опасность, Титаник (Айсберг) - для учащихся 3 подгруппы.
- Соберитесь у доски по подгруппам в соответствие с цифрами на карточках. Попытайтесь предупредить своих друзей-путешественников, без слов, с помощью движений показав им, что их ожидает впереди. Нарисуйте свой ответ на ватмане.
Задание 4. “Великие люди – великие открытия”.
- В таблице допущены неточности, установите правильное соответствие.
Первооткрыватели | Открытие | Ответ |
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев | Большой Барьерный риф (Австралия) | 1. – 5. |
Р.Амудсен | Остров Новая Гвинея | 2. – 3. |
Д.Кук | Южный полюс | 3. – 1. |
Н.Н.Миклухо-Маклай | Америка | 4. – 2. |
Х.Колумб | Антарктида | 5. – 4. |
- Предлагаю вам проверить правильность выполнения этого задания. Оцените себя.
Задание 5. “Географическая цепочка”.
- Любой путешественник, приезжая в страну, стремится познакомиться с местными достопримечательностями.
Страна | Город | Достопримечательности |
НАПРИМЕР: | ||
Великобритания | Лондон | Тауэр, Букингемский дворец, Вестминстерское аббатство, Биг-Бэн, |
Франция | Париж | Эйфелева башня, Лувр, Версаль, собор Парижской Богоматери |
Италия | Рим Венеция Пиза |
Колизей Дворец дожей Пизанская башня |
Украина | Киев Одесса |
Киево-Печерская лавра Памятник герцогу Ришелье, Потёмкинская лестница |
- Позвольте мне самой оценить это задание.
IV. Подведение итогов урока.
- Наше путешествие подошло к концу.
- На каких континентах мы с вами побывали?
- Какие океаны пересекали?
- Какие страны запомнились больше всего? Почему?
- Какие сделали открытия?
- Ребята, я предлагаю вам оценить свой вклад в написание “Дневника юного путешественника” при помощи ваших листов. Я помогу вам вывести общую оценку.
- Объявление оценок за работу.
Рефлексия: Кто доволен собой, чувствовал себя уверенно во время путешествия, справился со всеми заданиями? Кто затруднялся при выполнении задания, чувствовал себя неуверенно?
- Я благодарю вас за урок.
Нацеливание на следующий урок: На следующем уроке мы совершим путешествие по просторам нашей любимой Родины – России.
V. Домашнее задание.
- Мини-сочинение “Какое значение имело освоение Сибири для России”.