Тема урока: "Золотой октябрь"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • дидактическая: обобщение и систематизация наблюдений в природе, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;
  • коррекционная: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в составлении и тактильного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
  • воспитательная: воспитание эмоциональной адекватности поведения, повышение мотивации к учению, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: учебник, пословицы, поговорки, разрезные картинки, овощи, фрукты, корзинка, звукозапись.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сядет тот, кто назовет осенние приметы.

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

– О каком времени года загадка?

Дети. Осень.

Учитель. Какой сейчас осенний месяц?

Дети. Октябрь.

Учитель. Как называют в народе октябрь?

Дети. Золотой октябрь.

Учитель. Почему он золотой?

Дети. Листья на деревьях желтые, красные.

II. Психоречевая гимнастика

Логопед.

Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.

Логопед произносит слова, а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги: помидор, редиска, кабачок, капуста, огурец, свекла, чеснок.

Стихотворение «Золотая осень!». Читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш.

Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим –
Что в подарок принесла?

Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения с помощью отстукивания карандашом.

III. Объявление темы «Золотой октябрь»

Учитель. Пословица: Октябрь то плачет, то смеётся.

Приметы: Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

Работа с учебником стр. 34-35.

– Когда можно сказать, что осень наступила?

– Могут ли изменяться календарные сроки прихода осени?

– А сезонные изменения могут ли поменять свой порядок?

– Вспомните признаки ранней осени и назовите их по порядку.

Дети. Солнце не так сильно греет.

– Исчезают насекомые, улетают на юг первые птицы.

– У деревьев и кустарников желтеют листья.

– Люди одеваются теплее.

– Идет уборка урожая на полях, в садах и огородах.

Учитель. Знание природы и опыт выливались в пословицы и поговорки. «Хлеб убирают – на небо взирают».

Задание 1. Расскажи, что ты видишь на рисунке?

Задание 2. Составь рассказ «Золотая осень», пользуясь рисунком.

IV. Физкультминутка

Логопед. «Листочки».

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на место снова сели.

V. Дидактичекая игра «Собери картинку».

Логопед. У каждого ребёнка на столе лежит конверт с разрезной сюжетной картинкой. Логопед предлагает собрать картину и составить по ней предложение (демонстрация иллюстрации логопедом).

Учитель. Какие работы ждут человека в период осени в садах и парках? Надо ли убирать на зиму опавшую листву из-под деревьев, сжигать её?

Дети. Нет.

Учитель. Почему нельзя?

Дети. В листве обитают различные полезные микроорганизмы, она утепляет корни деревьев, а дым загрязняет воздух.

VI. Дидактическая игра «Назови периоды осени».

Учитель. Какие периоды осени описывают поэты?

Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло...

Дети. Ранняя осень.

Учитель.

Птички улетели
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны – темны ночи...

Дети. Поздняя осень.

Учитель.

Листья кленов пестрой стайкой
Тихо-тихо падают,
От реки притихшей веет
Лёгкою прохладою...

Дети. Золотая осень.

Учитель. Можно ли приход осени считать законом природы? Может ли человек повлиять на него?

Вывод: Человек не может повлиять на законы природы. Он частичка природы, которая подчиняется её законам. А природа по-своему распоряжается работой и жизнью людей.

Игра «Собираем урожай».

Логопед.

Как у нас грядке прячутся загадки,
В огороде погуляй и загадки отгадай.
Достань из корзинки на ощупь предмет и опиши его.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель.)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь.)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук.)

Сладкое румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало. (Яблоко.)

Кто на свете всех полезней?
Лечит нас от всех болезней. (Чеснок.)

В земле сидит,
Хвост вверх глядит,
И сахар можно добыть
И вкусный борщ сварить. (Свёкла.)

Головою вниз акробат повис,
На палке качается,
Сто дней не срывается. (Груша.)

Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидор.)

Учитель. В какое время года можно собрать такой богатый урожай? Какой сейчас осенний месяц? Как называют октябрь?

(Выслушиваются ответы детей.)

VII. Итог урока

Учитель. О каком времени года мы сегодня говорим?

Дети. Об осени.

Учитель. А именно о какой осени?

Дети. О золотой.

VIII. Домашнее задание

На самоподготовке вы поговорите о золотом октябре, об осенних приметах.

Оценки каждому ученику.

Приложение 1