Цели:
- Обучающая: познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, с её историческими и культурными памятниками.
- Развивающая: развивать познавательный интерес к истории, архитектуре родного города, столицы.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к своей Родине, её богатству, её прошлой и настоящей славе, воспитание патриотизма и гордости за свой народ; помочь детям осознать себя не только жителями сегодняшней и строителями будущей Москвы, но и наследниками её славного прошлого.
Задачи:
- расширить кругозор;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы;
- развивать мышление, память и фантазию;
- учиться обобщать и выделять главное;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
Тип урока: введение нового знания.
ХОД УРОКА
Учебники открыты до урока.
1. Оргмомент. (Презентация. Слайд 1)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания. Опрос
На прошлом уроке мы с вами познакомились с главной улицей Москвы. Давайте вспомним, что мы узнали про неё. Закончите предложения:
– Какую улицу считают главной улицей
Москвы? (Слайд 2)
– Чем раньше была эта улица? (Слайд 3)
– Через какие парадные ворота въезжали в Москву
по Тверской улице? (Слайд 4)
– Где расположено красно-белое здание с гербом?
Слайд 5. Что в нем находитсяКто там работает?
Как зовут московского мэра? (Слайд 6)
– Какие ещё здания расположены на Тверской
улице? (Слайд 7) Игра
– Какие бульвары находятся на этой улице? (Слайд
8)
– Кому поставлены памятники и на каких площадях
они стоят? (Слайд 9)
– Молодцы! Я вижу, что вам нравится изучать свой
родной город.
(Слайд 10) Ведь знать свой город, знать его историю
– почетная обязанность горожанина, это
неотъемлемая часть того, что определяет понятие
Родина, Отечество. И сегодня мы продолжаем
узнавать наш родной любимый город Москва.
3. Новая тема
“Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни, и палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля – богатыря ?
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Москва – это город, история которого
насчитывает восемь столетий. Это город древний и
вечно молодой. Старые небольшие особняки
соседствуют с домами-гигантами, широкие
проспекты — с тенистыми, тихими московскими
улочками, древние церкви — со стрелами башенных
кранов. Трудно поверить, что раньше Москву
называли “большой деревней”, — сейчас это один
из красивейших городов мира. Город непрестанно
растет, меняется настолько, что порой даже
специалистам-историкам столицы бывает не под
силу расшифровать то или иное изображение старой
Москвы.
Наш город очень древний, строился веками. (Кто
помнит дату основания Москвы? Откуда началось
строительство города?) Молодцы! Именно поэтому в
нашем городе можно увидеть совсем непохожие друг
на друга здания и сооружения. Давайте вместе
разглядим дома, которые стоят на улицах Москвы.
(Слайды 12-18) Мы с детьми читаем надписи вслух.
– На какие группы можно разделить все эти дома? (Старые и новые, современные; дома, в которых жили простые люди; дома, в которых жили богатые люди; дома, которые не предназначены для проживания – церкви)
– Итак, всё правильно. Сегодня наш урок будет
посвящен домам, старым домам, в которых в старину
жили богатые и не очень богатые люди, и
постараемся ответить на вопрос, можно ли,
глядя на дом, определить, кто был его хозяин и для
чего он был построен. Слайд19
Кроме этого, мы выясним, что сейчас находится в
этих домах, подумаем нужно ли сохранять эти
старые постройки на улицах Москвы и узнаем что
такое архитектура, изразцы, колонна, галерея,
усадьба.
– Итак, в путь. На уроках мы с вами
всматривались в дома и памятники,
разглядывали улицы и площади нашего города.
Это всё архитектура.
У нас в классе есть ребята, которые получили
задание заранее узнать, что значат некоторые
слова, с которыми мы сегодня встретимся на уроке.
– Как вы думаете, где можно узнать значение
неизвестного слова? (В словаре, спросить у мамы)
– Что же говорят словари, как в них определяется,
что такое архитектура?
Ученик: Архитектура – это здания и другие сооружения, которые нас окружают и необходимы людям для их жизни и деятельности. Архитектура – это искусство создавать красоту в домах, на улицах, площадях города.
(Слайд 20) Прочитайте ещё раз про себя.
– Откуда к нам пришло это слово? Что же такое
архитектура?
– Раз это умение создавать прекрасное, значит
это вид … (искусства)
– Созданием красоты на улицах занимаются люди,
чья профессия – архитекторы.
Архитекторы любят говорить, что город – это
прежде всего дома. Действительно так. А что же
представляет собою московский дом? Даже в наши
дни Москва предстает в большом разнообразии форм
и видов жилых домов и построек.
Раз Москва начиналась с Кремля, то и мы с вами
тоже начнём с дома находящегося за кремлёвской
стеной.
Физкультминутка
Чтоб не устать в пути ты ножки сначала разомни и т.д.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
– Отдохнули?
– Отдохнули!
(Слайд 21) Большой теремной дворец)
– Прочитаем в учебнике стр. 51, третий абзац
сверху, что это за здание и когда оно было
построено.
– Какое непонятное слово нам встретилось в
тексте?
– Найдите, что говорится в словаре по поводу
этого слова.
Изразцы – это керамические (глиняные) плитки для облицовки стен, каминов, печей. Они могут быть окрашены в натуральный цвет обожженной глины либо могут быть расписаны красками.
(Слайд 22) Изразцы. Читаем хором.
– Для кого было построено здание Теремного дворца? Кто в нём жил?
(Слайды 23, 24) Внутреннее убранство Теремного дворца.
– Что сейчас в нём находится? Музей.
– А напротив Кремля на горке возвышается
белоснежное здание Слайд 25 с колоннами и галереей.
– Что такое колонна и галерея для нас узнавал
(ученик, имя).
Колонна – это обработанная круглая
вертикальная опора
Галерея – это длинное крытое помещение, одна
из стен которого заменена колоннами или
столбами.
(Слайд 26) Читаем хором.
(Слайд 27) Дом Пашкова.
– Прочитаем в учебнике на стр. 52 сверху, кому
принадлежал этот дом.
– На что похож этот дом? Что сейчас там находится?
– За городом, где было много свободного места,
знатные люди строили дворцы с большими парками и
прудами. Давайте прочитаем об этом в учебнике на
стр. 52 второй абзац.
(Слайд 28)
– Как называли эти загородные дворцы?
– Что такое усадьба? Нам расскажет (имя
ученика) Усадьба – это загородные дворцы с
большими парками и дворцами.
(Слайд 29) Читаем хором.
– Москва расширяла свои границы, росла и теперь
эти усадьбы оказались на территории города и
стали известными музеями – это усадьбы Кусково
и Останкино.
– Сейчас в этих усадьбах расположились музеи. В
усадьбе Кусково (Слайд 30) расположился музей
керамики, фарфоровой посуды, а в музее (Слайд 31)
Останкино собрана большая коллекция
осветительных приборов и представлена выставка
портретов 18-19 веков.
– Какие дома назывались усадьбами? Где их
строили? Почему они оказались на территории
города?
Физкультминутка
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можешь хлопнуть за спиной!
Хлопайте перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
– Ребята, прежде чем стали строить дома из
камня, из чего строили дома на Руси
раньше? (Из дерева)
– Правильно. Но дерево, к сожалению,
недолговечный материал и поэтому деревянных
построек в Москве сохранилось немного. Такие
домики можно увидеть в переулках, прилегающих к
одной из самых известных московских улиц –
Арбату.
(Слайд 32)
Улица Школьная, пешеходная старая улица Москвы на ней сохранились дома, построенные в 19 веке.
(Слайды 33, 34)
– В таких домах 100 лет назад жили купцы или не
очень знатные бояре. Первый этаж был из камня и
кирпича. Для чего он служил, мы узнаем из учебника
стр. 53. Читает …..
– Для чего служил первый этаж?
– А что было на втором этаже, из чего строился
второй этаж?
– Одним из таких зданий является дом Третьякова
Павла Михайловича.
(Слайд 35) Дом Третьяковых
– Вы знаете, кто такой Третьяков Павел
Михайлович? Чем он знаменит?
(Слайд по ссылке 36)
Он знаменит тем, что стал создателем и
основателем знаменитой картинной галереи не для
себя, а для всей России.
(Ссылка-стрелочка слайд 35)
На улицах Москвы недалеко от Сухаревской площади
стоит ещё один деревянный домик, похожий больше
на избушку из какой-нибудь сказки. Это дом-музей
Васнецова Виктора Михайловича.
– Кто из вас знает кто это? (Это – художник,
известный своими картинами на сказочные сюжеты.
Одна из самых известных его работ: «Три
богатыря»).
(Слайд 36 по ссылке-стрелке.)
Не только купцы, но и знатные бояре, родственники
царя жили в 2-х этажных домах с каменным первым
этажом.
(Слайд 37 палаты бояр Романовых.)
Один из таких домов сохранился с 16 века недалёко
от Красной площади на улице Варварке.
Давайте прочитаем о нём на стр. 51 учебника.
Это были первые каменные здания Москвы.
Сначала верхний этаж этих палат был тоже
деревянным. Но после пожаров, которые в Москве
случались нередко, верхние, жилые помещения были
отстроены из кирпича. Первый нижний этаж тех
палат был из белого камня, в нем располагался
подвал.
(Слайд 39) Давайте прочитаем хором, для чего он
предназначался.
Такие подвалы были средоточием “запасу”
всякого.
(Слайд 40)
Здесь хранилось конское убранство и оружие:
кольчуги и сабли булатные, копья и бердыши,
пистолеты— ведь боярин должен был приходить в
войско государево “конно, людно и оружно”. Тут
же были сундуки, для хранения одежды, тканей и
посуды. Шкафов в те времена ещё не было. А для
особо ценного имущества — денег, документов и т.
д. — ставили сундуки, окованные железом, с
секретными запорами и потайными отделениями,
сундуки-копилки.
– А для чего был предназначен второй этаж? (Для
жилья)
(Слайд 41)
В жилых комнатах находились печи, выложенные
изразцами.
– Как назывался дом бояр Романовых? (Палаты) Найдите
в учебнике.
Это ещё не дворец, но дом уже и не похож на дом
небогатого горожанина, отсюда и название –
палаты.
– Как вы думаете, что теперь находится в этих
домах? (Музеи)
– О чём можно узнать, побывав в таком музее? О том,
как жили люди прежде.
– Итак, наше путешествие подошло к концу.
– А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили, то о
чём мы говорили: на красных листочках задание
сложное – надо разгадать кроссворд, на желтых –
задание полегче: надо установить стрелочками
соответствие между понятием и его определением.
Выбирайте, кому что нравится и приступайте к
работе.
(Слайд 43)
Проверка на слайдах 44, 45.
4. Итог урока (Слайд 46)
– С какими домами мы с вами познакомились в
нашем путешествии по городу?
– К какой категории зданий мы отнесём эти дома?
– Можно ли по внешнему виду определить хозяина
дома?
– Что сейчас находится в этих домах?
– Нужно ли их сохранять в городе? Почему?
– Переверните листочки с заданиями, поставьте
отметку себе за работу на уроке, оцените работу
всего класса и поставьте отметку всему уроку в
целом. Нужным полезным делом мы занимались на
уроке? Понравился вам урок?
5. Домашнее задание (Слайд 47)
- Прочитать учебник стр. 51-53
- Ответить на вопрос стр. 53
- Рассказать об одном из зданий, о которых узнали на этом уроке.