Цель урока: формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике.
Задачи:
- ввести понятие «природная зона»;
- рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;
- воспитывать понимание красоты и мудрости природы.
Оборудование: карта природных зон России, атласы, учебник О.В. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, презентация «Арктика», дополнительная литература, энциклопедии, поурочные разработки 4 кл. О.И.Дмитриева, – М.: «Вако», 2004.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
– Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы мысленно отправляемся в
большое путешествие по природным зонам России.
Мы будем знакомиться с климатом, растительным и
животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем
занимается человек.
– Но сначала нам предстоит выяснить, что такое
природная зона.
3. Изучение нового материала
1) Что такое природная зона.
Одинаковые почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны.
Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живём.
(На доске карточка: природные зоны)
Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы
выступают связующим звеном между неживой и живой
природой. Если в местности меняется климат,
меняются почвы, следом меняется растительность.
Например, где-то климат стал теплее и суше –
начинают пересыхать болота и превращаться в
луга. Но клюква, которая прекрасно растёт на
болоте, не может расти на лугу. Болотные растения
исчезнут, появятся луговые. Изменится
растительность – изменится и животный мир.
– Давайте составим схему «Природные связи
Земли», используя карточки:
климат, растительный животный природные почвы мир, мир, зоны
Природные связи Земли
– Основные природные зоны: арктические
пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. (Показать
на карте)
Названия им даны по преобладающей в них
растительности. Природные зоны закономерно
сменяются от экватора к полюсам.
– Откройте атласы и найдите природные зоны с
севера на юг.
– Скажите, пожалуйста, что определяет
особенности природной зоны? (Климат, почвы,
растительный и животный мир.)
– Были бы природные зоны на безжизненной Земле? (Нет)
2) Каждую природную зону будем изучать по плану (план вывесить на доску)
– Итак, в путь. Наша первая остановка –
Арктика.
Для работы мы с вами разделимся на группы.
Первая группа будет изучать климат,
Вторая – растительный и животный мир,
Третья – занятия людей.
В процессе работы вы будете пользоваться
учебником, энциклопедией и дополнительной
литературой.
Через определённый отрезок времени вы
представите свои работы. Таким образом, мы с вами
познакомимся с удивительной природной зоной –
Арктикой.
3) Работа в группах. (10-15 мин.)
Если возникнут затруднения, дать карточку-помогайку (Приложение)
4) Защита группы своей работы. Одновременно показываю презентацию.
На слайде про заповедник задаю вопрос:
– Какой пункт плана мы не охватили? (верно, 7)
– Какой вред наносит Арктике хозяйственная
деятельность людей? (Истребление животных)
– Какие животные Арктики занесены в Красную
книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж,
овцебык, розовая чайка.)
– Какие заповедники есть в Арктике? (Остров
Врангеля)
4. Закрепление знаний
– Восстановите цепи питания:
Водоросли
рачки рыбы
тюлени
Водоросли рачки
рыбы чайки
Водоросли
рачки рыбы
тюлени белый
медведь
– Разгадать кроссворд и восстановить предложение «... – царство льда и снега». (Приложение)
– Работа с картой (форзац учебника)
1) Какие острова и полуострова России входят в
зону арктических пустынь? (о.Врангеля,
Новосибирские о-ва, о. Северная Земля, о. Новая
Земля, о. Земля Франца-Иосифа)
2) Именами каких российских путешественников
названы географические объекты в Арктике? (Берингов
пролив, море Лаптевых, Баренцево море)
5. Итог урока
– Какие территории на Земле географы называют
природными зонами?
– Почему на территории России разные природные
зоны?
– Какие климатические условия в Арктике?
6. Рефлексия
– Дети, вам понравился урок?
– В таком случае оцените свою работу в группе
и поставьте оценку.
– А ещё я предлагаю устроить снегопад, выйдите к
доске и выберите снежинку, которая соответствует
вашему настроению после урока:
– понравилось
– не очень всё понятно
– я ничего не понял, мне было неинтересно.
7. Домашнее задание
С. 106-116 читать, отв. на вопросы