Природная зона. Суровая Арктика. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике.

Задачи:

  • ввести понятие «природная зона»;
  • рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;
  • развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту;
  • воспитывать понимание красоты и мудрости природы.

Оборудование: карта природных зон России, атласы, учебник О.В. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, презентация «Арктика», дополнительная литература, энциклопедии, поурочные разработки 4 кл. О.И.Дмитриева, – М.: «Вако», 2004.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.

– Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!

2. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы мысленно отправляемся в большое путешествие по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны; узнаем, чем занимается человек.
– Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона.

3. Изучение нового материала

1) Что такое природная зона.

Одинаковые почвы тянутся на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природные зоны.

Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живём.

(На доске карточка:  природные зоны)

Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают связующим звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, меняются почвы, следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаться в луга. Но клюква, которая прекрасно растёт на болоте, не может расти на лугу. Болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится и животный мир.
– Давайте составим схему «Природные связи Земли», используя карточки: 

климат,     растительный      животный    природные          почвы           мир,          мир,             зоны

Природные связи Земли

– Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. (Показать на карте)
Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам.
– Откройте атласы и найдите природные зоны с севера на юг.
– Скажите, пожалуйста, что определяет особенности природной зоны? (Климат, почвы, растительный и животный мир.)
– Были бы природные зоны на безжизненной Земле? (Нет)

2) Каждую природную зону будем изучать по плану (план вывесить на доску)

– Итак, в путь. Наша первая остановка – Арктика.
Для работы мы с вами разделимся на группы.

Первая группа будет изучать климат,
Вторая – растительный и животный мир,
Третья – занятия людей.

В процессе работы вы будете пользоваться учебником, энциклопедией и дополнительной литературой.
Через определённый отрезок времени вы представите свои работы. Таким образом, мы с вами познакомимся с удивительной природной зоной – Арктикой.

3) Работа в группах.  (10-15 мин.)

Если возникнут затруднения, дать карточку-помогайку (Приложение)

4) Защита группы своей работы. Одновременно показываю презентацию.

На слайде про заповедник задаю вопрос:

– Какой пункт плана мы не охватили?  (верно, 7)
– Какой вред наносит Арктике хозяйственная деятельность людей? (Истребление животных)
– Какие животные Арктики занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка.)
– Какие заповедники есть в Арктике? (Остров Врангеля)

4. Закрепление знаний

– Восстановите цепи питания:

 Водоросли       рачки        рыбы        тюлени
Водоросли       рачки         рыбы        чайки
Водоросли       рачки        рыбы         тюлени          белый медведь

– Разгадать кроссворд и восстановить предложение «... – царство льда и снега». (Приложение)

– Работа с картой (форзац учебника)

1) Какие острова и полуострова России входят в зону арктических пустынь?  (о.Врангеля, Новосибирские о-ва, о. Северная Земля, о. Новая Земля, о. Земля Франца-Иосифа)
2) Именами каких российских путешественников названы географические объекты в Арктике?  (Берингов пролив, море Лаптевых, Баренцево море)

5. Итог урока

– Какие территории на Земле географы называют природными зонами?
– Почему на территории России разные природные зоны?
– Какие климатические условия в Арктике?

6. Рефлексия

– Дети, вам понравился урок?
– В таком случае  оцените свою работу в группе и поставьте оценку.
– А ещё я предлагаю устроить снегопад, выйдите к доске и выберите снежинку, которая соответствует вашему настроению после урока:  
– понравилось
– не очень всё понятно
– я ничего не понял, мне было неинтересно.

7. Домашнее задание

С. 106-116 читать, отв. на вопросы