Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: формирование лексико-граматических средств языка по теме «Насекомые».

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать навыки словообразования:
      • учить образовывать сложные слова; (новый материал)
      • учить образовывать существительные с суффиксом -ищ-; (новый материал)
      • продолжать учить согласованию количественных числительных с существительными;
    • совершенствовать навык подбора существительного к местоимениям МОЙ, МОЯ с опорой на его окончание;
    • активизировать и формировать словарь по теме;
    • развивать навыки звукового-слогового анализа: анализ и синтез двусложных слов без стечения согласных.
  • Развивающие:
    • развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
    • развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие;
    • упражнять в операциях анализа, синтеза;
    • развивать общую и мелкую моторику.
  • Коррекционные:
    • корректировать  в речи детей звуки, находящиеся на этапе автоматизации.
  • Воспитательные:
    • воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;
    • воспитывать положительный эмоциональный  отклик на грамотную, выразительную, красивую речь;
    • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей:

  • познание;
  • коммуникация;
  • физическая культура;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • чтение художественной литературы;

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • экран;
  • мяч;
  • синие и красные квадраты для обозначения звуков;
  • 3 плаката с изображением человечков.

ХОД ЗАНТИЯ

1. Организационный момент

Игра «Знайка»

– Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года.
– Сядет тот, кто скажет, какое время года было до него.
– Сядет тот, кто скажет, какое время года будет после и др.

2. Объявление темы (в загадке)

– Отгадайте, кто это – умеет летать, но не птица, прячется на зиму в корни деревьев, под кору?
– Сегодня мы поговорим о насекомых.

3. Ход занятия

– Посмотрите на экран, вспомните сказку и её автора?

Слайд 2

– Назовите насекомых, которые пришли к мухе в гости.
– Сколько всего насекомых пришло, давайте посчитаем – насекомое один, одна или одно? (одно насекомое, два насекомых, три насекомых и т.д.)
– Насекомые пришли к мухе в гости, и она, чтобы гостям было приятно, всех похвалила. Она назвала бабочку большекрылой, потому что у неё большие крылья.

Слайд 3

У бабочки пестрые крылья, поэтому муха её назвала … пестрокрылой.
У бабочки яркие крылья, поэтому её называют … яркокрылой.
У бабочки легкие крылья, поэтому её называют … легкокрылой.
У пчелы тонкие крылья, поэтому её называют … тонкокрылой.
У гусеницы много ножек, поэтому её называют … многоногой.
У кузнечика длинный усы, поэтому его называют … длинноусым.
У комара острый нос, поэтому его называют … остроносым.
У комара длинный нос, поэтому его называют … длинноносым.
У комара тонкие ноги, поэтому его называют … тонконогим.
У стрекозы большие глаза, поэтому её называют … большеглазой.
У стрекозы длинное тело, поэтому её называют … длиннотелой.
У стрекозы длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостой.
У жука большой рог, поэтому его называют … большерогим
У жука шесть ножек, поэтому его называют … шестиногим
Муравей любит трудиться, поэтому его называют … трудолюбивым.

4. Физминутка

Скачет маленький кузнечик:
Через мостик перешёл,
Через лужи перепрыгнул,
В гости к бабочке пришёл:
«Эй, хозяйка, хватит спать!
Выходи скорей гулять!
Будем вместе веселится –
Ты летать,
А я скакать!»
Подскоки
Ходьба.
Прыжки с ноги на ногу.
Ходьба.
Дети ритмично «стучат в дверь».
Машут рукой в направлении к себе.
Хлопают в ладоши.
Машут руками.
Подскоки на месте.

Слайд 5

– Посмотрите на экран. Кто живёт в домике?
– Как мы говорим про мальчика – мой или моя?
– Как говорим про девочку?

– Поселите насекомых в домики: в домик к мальчику насекомых, про которых можно сказать МОЙ, в домик к девочке – тех, про которых можно сказать МОЯ.

Слайды 5-9

– Мальчик Ваня и девочка Таня взяли лупу, и стал рассматривать свою коллекцию насекомых. Оказалось, что под лупой таракан выглядел не маленьким таракашкой, а огромным … ТАРАКАНИЩЕМ.

Жук – большущим … жучищем,
Муравей – огромным … муравьищем,
Камар – … комарищем,
Шмель – … шмелищем,
А паук – … паучищем.

– Давайте поиграем в игру «Лови – бросай, огромных называй»
– У стрекозы не глаза, а … глазищи, лапки, усики, крылышки и т.д.

Слайд 10

5. Игра «Кто лишний?»

Ответ: лишняя синица (птица)

Слайд 11

Ответ: лишняя божья коровка  (не полосатая)

Слайд 12

Ответ: лишний паук (восемь ног)

Слайд 13

– Посмотрите на экран и назовите второй звук в слове.
– Прочитайте слово, которое получилось.

Слайд 14

– Правильно, паук. Выложите из квадратов звуковую дорожку слова, разделите слово на слоги.
– Назовите все звуки по очереди.
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове гласных звуков?
– Назовите их.
– Сколько в слове слогов?

6. Итог занятия

Эмоциональная оценка: 3 плаката с изображением весёлого, спокойного и грустного человечков.

– Ребята, кому наше занятие очень понравилось – подойдите к самому «весёлому» человечку.
– Кто не очень радовался – выберет другого человечка.
– Почему вы подошли к «весёлому» человечку, вы рады, что узнали много нового?

Качественную оценку занятия подводит учитель-логопед.