Цель: формирование лексико-граматических средств языка по теме «Насекомые».
Задачи:
- Образовательные:
- формировать навыки словообразования:
- учить образовывать сложные слова; (новый материал)
- учить образовывать существительные с суффиксом -ищ-; (новый материал)
- продолжать учить согласованию количественных числительных с существительными;
- совершенствовать навык подбора существительного к местоимениям МОЙ, МОЯ с опорой на его окончание;
- активизировать и формировать словарь по теме;
- развивать навыки звукового-слогового анализа: анализ и синтез двусложных слов без стечения согласных.
- формировать навыки словообразования:
- Развивающие:
- развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие;
- упражнять в операциях анализа, синтеза;
- развивать общую и мелкую моторику.
- Коррекционные:
- корректировать в речи детей звуки, находящиеся на этапе автоматизации.
- Воспитательные:
- воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;
- воспитывать положительный эмоциональный отклик на грамотную, выразительную, красивую речь;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- коммуникация;
- физическая культура;
- формирование элементарных математических представлений;
- чтение художественной литературы;
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- экран;
- мяч;
- синие и красные квадраты для обозначения звуков;
- 3 плаката с изображением человечков.
ХОД ЗАНТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Знайка»
– Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время
года.
– Сядет тот, кто скажет, какое время года было до
него.
– Сядет тот, кто скажет, какое время года будет
после и др.
2. Объявление темы (в загадке)
– Отгадайте, кто это – умеет летать, но не
птица, прячется на зиму в корни деревьев, под
кору?
– Сегодня мы поговорим о насекомых.
3. Ход занятия
– Посмотрите на экран, вспомните сказку и её автора?
– Назовите насекомых, которые пришли к мухе в
гости.
– Сколько всего насекомых пришло, давайте
посчитаем – насекомое один, одна или одно? (одно
насекомое, два насекомых, три насекомых и т.д.)
– Насекомые пришли к мухе в гости, и она, чтобы
гостям было приятно, всех похвалила. Она назвала
бабочку большекрылой, потому что у неё большие
крылья.
У бабочки пестрые крылья, поэтому муха её
назвала … пестрокрылой.
У бабочки яркие крылья, поэтому её называют … яркокрылой.
У бабочки легкие крылья, поэтому её называют …
легкокрылой.
У пчелы тонкие крылья, поэтому её называют … тонкокрылой.
У гусеницы много ножек, поэтому её называют … многоногой.
У кузнечика длинный усы, поэтому его называют … длинноусым.
У комара острый нос, поэтому его называют … остроносым.
У комара длинный нос, поэтому его называют … длинноносым.
У комара тонкие ноги, поэтому его называют … тонконогим.
У стрекозы большие глаза, поэтому её называют … большеглазой.
У стрекозы длинное тело, поэтому её называют … длиннотелой.
У стрекозы длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостой.
У жука большой рог, поэтому его называют … большерогим
У жука шесть ножек, поэтому его называют … шестиногим
Муравей любит трудиться, поэтому его называют … трудолюбивым.
4. Физминутка
Скачет маленький кузнечик: Через мостик перешёл, Через лужи перепрыгнул, В гости к бабочке пришёл: «Эй, хозяйка, хватит спать! Выходи скорей гулять! Будем вместе веселится – Ты летать, А я скакать!» |
Подскоки Ходьба. Прыжки с ноги на ногу. Ходьба. Дети ритмично «стучат в дверь». Машут рукой в направлении к себе. Хлопают в ладоши. Машут руками. Подскоки на месте. |
– Посмотрите на экран. Кто живёт в домике?
– Как мы говорим про мальчика – мой или моя?
– Как говорим про девочку?
– Поселите насекомых в домики: в домик к мальчику насекомых, про которых можно сказать МОЙ, в домик к девочке – тех, про которых можно сказать МОЯ.
– Мальчик Ваня и девочка Таня взяли лупу, и стал рассматривать свою коллекцию насекомых. Оказалось, что под лупой таракан выглядел не маленьким таракашкой, а огромным … ТАРАКАНИЩЕМ.
Жук – большущим … жучищем,
Муравей – огромным … муравьищем,
Камар – … комарищем,
Шмель – … шмелищем,
А паук – … паучищем.
– Давайте поиграем в игру «Лови – бросай,
огромных называй»
– У стрекозы не глаза, а … глазищи, лапки,
усики, крылышки и т.д.
5. Игра «Кто лишний?»
Ответ: лишняя синица (птица)
Ответ: лишняя божья коровка (не полосатая)
Ответ: лишний паук (восемь ног)
– Посмотрите на экран и назовите второй звук в
слове.
– Прочитайте слово, которое получилось.
– Правильно, паук. Выложите из квадратов
звуковую дорожку слова, разделите слово на слоги.
– Назовите все звуки по очереди.
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове гласных звуков?
– Назовите их.
– Сколько в слове слогов?
6. Итог занятия
Эмоциональная оценка: 3 плаката с изображением весёлого, спокойного и грустного человечков.
– Ребята, кому наше занятие очень понравилось
– подойдите к самому «весёлому» человечку.
– Кто не очень радовался – выберет другого
человечка.
– Почему вы подошли к «весёлому» человечку, вы
рады, что узнали много нового?
Качественную оценку занятия подводит учитель-логопед.