Современная школа открыта для всех. Она осуществляет сложнейшие компенсаторные, психолого-педагогические и реабилитационные функции. В вечерних школах реализуется право молодых людей из социально-незащищенных слоев населения на получение полноценного образования. Обучая и воспитывая почти полумиллионный контингент разновозрастных учащихся с трудной судьбой, вечерняя школа вырывает многих из групп «риска» нацеливает на добрые дела и поступки, помогает в освоении основ наук и первоначальной профессии, давая тем самым дополнительный шанс найти своё место в обществе, применить знания и способности на рынке труда, улучшить экономические и культурные условия своей жизни. В Приложении к Федеральному закону 2001 года утвердившему Программу развития образования подчеркнуто: «В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодёжи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ».
Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа находиться в колонии строгого режима. Более 55 лет наша школа занимается обучением и перевоспитанием осужденных. Учащиеся нашей школы – люди со сложными, трудными, изломанными судьбами с исковерканными жизненными принципами, позициями; большими сроками отбывания наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Большинство учащихся испытывало трудности при обучении в дневной школе . Неуспеваемость, прогулы, неадекватное поведение – вот причины, которые, формировали негативное отношение к учебе и к школе. Наши разновозрастные ученики имеют разные способности. познавательные интересы, объём знаний, умений и навыков, большой перерыв в учёбе, поэтому на плечи педагогов ложится не только образовательная , но, главное, воспитательная функция. Наша цель: преодолеть негативное отношение к школе и учебе, внушить уверенность в успешность обучения, добиться позитивного отношения к учебе, научить мыслить, расширить кругозор, помочь в овладении основами наук, формировать правильное мировоззрение, помочь поверить в свои силы, в себя.
Существенные успехи в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вечерней школе могут быть достигнуты дифференциацией обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников и групп учащихся.
Обучение можно дифференцировать по характеру индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучаемых: способностей, склонностей, интересов, мотивов учения, подготовленности к обучению по способу организации познавательной деятельности (фронтальное, групповое, индивидуальное обучение ).
В условиях классно-урочной системы обучения дифференциация может осуществляться при помощи целенаправленной системы дидактических материалов, различных по цели применения и трудности (адаптирующие, информационные, инструктивные, тренировочные, контролирующие).
Для повышения качества обучения и развития каждого ученика при дифференцированном обучении в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых индивидуальных занятий, то есть перед учителем стоит задача создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для повышения активности и усиления мотивации. Учитель должен видеть рост ученика и учитывать его, наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся, представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Учебная деятельность применительно к каждому ученику может быть эффективной только тогда, когда она будет соответствовать уровню каждого ученика. Объективное выявление исходного уровня развития каждого ученика необходимое условие .Как дифференцировать учащихся? По каким критериям? Каким образом определить тот начальный, стартовый уровень возможностей от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения?
Критерии дифференциации:
Обучаемость – общие умственные
способности и специальные (особенности
умственного развития, внимание, память,
самостоятельность, темп работы )
Учебные умения – обще учебные умения и
навыки, самоконтроль, самоорганизация. Обученность,
которая состоит из программных и внепрограммных
знаний, умений и навыков, познавательных
интересов.
Уровень работы с учебным материалом:
Репродуктивный – умение решать
поставленные задачи по образцу Конструктивный
– прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий
позволяют использовать полученные знания в
изменённых ситуациях.
Творческий – прочно усвоенные позволяют
обеспечить высокий уровень обобщения знаний.
На основании результатов обследования учащихся можно разделить на 3 группы:
1) «Слабые» учащиеся характеризуются слабой
обученностью, недостаточной развитостью одного
или двух психических показателей, с трудом
работают на репродуктивном уровне,
познавательных интересов нет
2) «Средние» учащиеся характеризуются
достаточной обученностью, основные психические
показатели в норме, общеучебные навыки
сформированы слабо, хорошо работают на
репродуктивном уровне, выполняют задания на
конструктивном уровне, есть спонтанные,
познавательные интересы
3) «Сильные» учащиеся характеризуются хорошей
обученностью, основные психические показатели в
норме, общеучебные навыки сформированы, хорошо
работают на конструктивном уровне, пытаются
освоить творческий уровень, есть познавательные
интересы. Состав групп динамичный, может
меняться на протяжении обучения, в зависимости
от целей и задач урока и обучения.
Из опыта своей работы в вечерней школе по
итогам диагностических работ, делю условно
учащихся на 2-3 динамичные группы (см. выше).
Выявляю начальный уровень знаний, обучаемостть и
обученность., и планирую коррекционную работу с
классом и каждым учеником, веду тетрадь учета
знаний.
На первом уроке вводно-коррекционного
повторения учащихся знакомятся с темой зачета,
требованиями, к нему, сроки и формы сдачи,
литературой. Сколько самостоятельных и
практических, контрольных работ надо выполнить.
Тематика зачетов, литература, основные вопросы
для изучения, сроки сдачи вывешивается на стенд.
Это в дальнейшем предупреждает появление многих
ошибок.
Основная проблема математиков: учащиеся плохо считают, вычислительные умения и навыки очень слабые. При коррекционной работе по выработке вычислительных навыков необходимо задействовать все виды восприятий: визуальный, аудитивным, кинетическим. На первых уроках повторения готовим «стартовый» материал: карточки-тренажеры, каточки-корректоры, таблицы, опорные схемы по темам. Действия на множестве действительных чисел, решение линейных, квадратных уравнений и неравенств, тождественные преобразования выражений.
Схема работы в классе:
«Сильные» – проговаривают правило, делают
аккуратные записи, работают по
карточкам-тренажёром.
«Средние» – работая по карточкам-корректорам и
тренажёрам опираются на схемы.
«Слабые» – работая по карточкам-тренажёрам
опираются на карточки-информаторы с правилами и
алгоритмами действий.
В карточке-тренажере 4-6 столбов примеров.
«Слабые» могут решить 1 столбик, «сильные» до 6 Но
обязательно нужна проверка, чтобы исключить
пробелы в знаниях
Затем, в течение года на уроках проводятся устные
5-минутки. Доводим вычислительные умения до
автоматизма, то есть до навыка.
Карточки-тренажеры и перфокарты помогают быстро
провести опрос. У
мения и навыки формируются быстрее, если их усвоение происходит осознанно, поэтому важное значение имеют практические задач при устном счете, которые задает учитель или придумывают сами ученики. При коррекции вычислительных навыков повышается вычислительная культура. Она является фундаментом для изучения математики и и других учебных дисциплин. Вычисления активизирует память, внимание, стремление рационально организовать деятельность.
При актуализации знаний на уроках изучения нового материала предполагает восстановление в памяти учащихся знаний теории. формулировки определений, знание и понимание формул . Когда приходиться повторять большой объем материала нескольких параграфов нерационально отсылать к учебнику учеников. Использую карточки – информаторы, составленные по учебникам Колмогорова А.Н. , Макарычева., а также по таблицам по математике. Они содержат в сжатой форме определения , свойства, способы решения.
«Сильные» систематизируют свои знания и
работаю без карточек.
«Средние» – работают с опорой на них
«Слабые» – с опорой на инструкцию
Например, тема «Первообразная» в начале урока повторяем «Производная. Правила дифференцирования» (карточка-информатор)
Для проверки знаний можно провести работу требующую репродуктивного воспроизведения материала, но с элементами творчества.
Виды заданий при изучении нового материала
Весь класс должен ознакомиться с одним и тем же
материалом, но у всех разная скорость изучения,
способности. у разных людей разный темп работы.
потому можно
познакомив с теорией «Логарифмические уравнения
и способы решения» весь класс разделить задания
по группам:
«Слабые» – выполняют по образцу. Способ по
определению
«Сильные» работают по заданию повышенной
сложности
«Средние» – конструктивный
Для повышения качества обучения использую блочно-модульные уроки.
На этапе обучению применению знаний
определяющим является умение использовать
знания, умения навыки в новых условия, то есть
перенос знаний.
При изучении нового материала и закреплении, как
показывает опыт, что можно разделить весь
материал на несколько частей. Они должны быть
логически связаны и предусматривать
закрепление, которое будет пошаговом тогда, не
возникнут проблемы из-за недопонимания
некоторых вопросов. Введение пошагового
закрепления дает учащимся наиболее рациональные
приемы действий. А учителю четко и оперативно
руководить этими действиями.
Например, по теме «3 Правила нахождения первообразной»:
1-й шаг: таблица первообразных 1 «Слабые»
2-й шаг: первое правило доказательств «Средние». 3
примера самостоятельно с последующей проверкой.
И т.д.
Контроль и учет знаний в вечерней школе имеет разные функции : обучающую, контролирующую и воспитательную.
Виды контроля: самостоятельные работы (обучающие, контролирующие, тестовые), контрольные, зачетные.
Для проведения самостоятельных, проверочных работ использую вариативные задания двух вариантов и разноуровневые.
Для контрольных – разноуровневые, вариативные работы.
Зачетные работы в вечерней школе – это часть учебного процесс, одна из форм обучения учащихся. При зачетной системе курс учебного предмета разбивается на зачетные разделы. Разработана система требований к знаниям и умениям учащихся по программе. Для письменной зачетной работы использую карточки, в которых отражены теоретические вопросы, практическая часть состоит из тестовых заданий (часть А) и практической части требующей решение (часть В) и творческое задание повышенной сложности (часть С).
Итоговая зачетная оценка выставляется с учетом работы ученика за весь зачётный период, выполнения всех контрольных , самостоятельных, проверочных работ, устных ответов, чтобы оценка была объективной отражала знания, умения, навыки.
Дифференцированное обучение в вечерней школе одно из условий успешного овладения знаниями всех учеников. Оно позволяет ученикам с разными способностями, знаниями, познавательными интересами чувствовать себя комфортно на уроке. Для «сильных» есть условия роста и развития, для« слабых»– есть посильные задания , которые он может выполнить . Для «средних» – есть посильные задания и условия для роста и развития, находясь на 2 уровне он может перейти на более высокий уровень, так как группы динамичны и деление условно
Дифференцированное обучение дает хорошие результаты, обучение направленное на каждого ученика. Дифференциация это обучение личностно-ориентированное. Поэтому я за дифференцированное обучение.