Урок обучения грамоте "Звуки [ж], [з], [з']. Буквы Ж, ж. З, з. Роль фонемы в слове"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытия нового знания.

Тема урока. Звуки [ж], [з], [з’], буквы Жж, Зз. . Роль фонемы в слове.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Ход урока

Этапы урока УУД
1. Знакомство со звуками [ж], [з], [з’], буквами Жж, Зз.

Презентация.

(слайд № 1)

- Ребята отгадайте загадку:

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.

(слайд № 2)

- Правильно жираф. Какой первый звук вы слышите в слове “жираф”?

( согласный [ж], звонкий, всегда твердый)

- Послушайте ещё две загадки:

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

(слайд № 3)

- Кто это? Правильно, заяц.

Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая
Тетрадка в линейку!

(слайд № 4)

- Правильно, это зебра. Какой звук слышим в начале отгадки “заяц”? в слове “зебра”?

(согласные звонкие звуки [з], [з’] )

- Ребята, что на уроке мы будем изучать?

(будем говорить о звуках [ж], [з], [з’], читать с буквами Жж, Зз.)

2. Роль фонемы в слове.

- Откроем Азбуку, стр. 49. (слайд № 5)

Раскрась предметы, в названиях которых ты слышишь звуки [ж], [з], [з’].

Гвоздика, лыжи, коза, ваза.

Каким по счету слышим звук в этих словах?

- Прочитайте первую строчку-

Жир-жил-жал-жало-жажда-нужда. (слайд № 6)

- Какой звук в словах “жир”, “жил” мы слышим после [ж]? Что пишем?

- Читаем вторую строчку -

забор возил занозил зима зимний

- Распределим слова в два столбика с твердым согласным [з] и мягким согласным [з’].

Какое слово оказалось и в первом и во втором столбике? Почему?

- Найдите лишнюю букву, объясни свой выбор.

ж, ш, з. (слайд № 7)

(лишняя буква “з” – она обозначает два звука)

3. Развитие речи. (слайд № 8)

- Кто нарисован справа от текста?

(доктор)

- Подберём близкие по значению слова, как ещё можно назвать доктора?

(лекарь, врач, знахарь)

- Как зовут доктора, который лечит зверей?

(Айболит, ветеринар)

- Прочитайте диалог:

- Здравствуйте!

Вы здоровы?

- здоровье в порядке.

Спасибо зарядке.

- Мы тоже сделаем зарядку: физминутка. (слайд № 9)

Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз и два, и три, четыре.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

Прочитаем, что рассказал доктор детям. (слайд № 10)

За домом забор. Жора залез на забор. Он – герой! Но вдруг он занозил ладони.

Мама мазала раны йодом.

- Ай! Ай! Ай, болит!

Жора – герой?

- Давайте порассуждаем, герой ли Жора?

(Лазать на заборы не безопасно для здоровья, это не героизм. Дети рассказывают свои рассуждение, что такое героизм, кого можно назвать героем.)

- Найдите восклицательное предложение, прочитайте его.

- Найдите вопросительное предложение, прочитайте его.

- Читаем рассказ про зиму и вставляем пропущенные слова по смыслу.. (слайд № 11)

Зима. Везде много снега. У Жанны, Зины и Жоры лыжи. Они _____ с горы. Зина за _______, Жора за ______ . здорово! Им было весело.

- В каком порядке спускались дети с горы?

- Найдите предложение к схеме.

/______ ______ __ _______ .

- Нарисуйте схему к третьему предложению.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- На столе у вас лежат смайлики. Нарисуйте улыбку, если вам понравилось на уроке, или печальную гримасу, если что-то не понравилось.

Объясните, чем вам понравился урок, что вы узнали на уроке нового? (слайд № 12)

Личностные:

- проявлять интерес к занятиям по Азбуке и к отдельным заданиям;

- знать основные моральные нормы поведения в новой школьной жизни;

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- иметь представление о причинах успеха в учебе;

- проявлять этические чувства на основании анализа простых ситуаций;

- иметь представление о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения;

- понимать заданные критерии успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий;

- первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи и в уме;

- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий;

- адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные:

- понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос;

- анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

- подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные; согласные мягкие-твёрдые;

- искать нужную информацию в Азбуке;

- первоначальное умение различать способы передачи и сохранения информации в давние времена и сейчас;

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

- составлять целое из его частей;

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- подводить языковой факт под понятия: согласные звонкие-глухие, согласные шипящие;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

- иметь представление о возможности существования различных точек зрения;

- знать правила общения в школе, в классе;

- адекватно реагировать на обращение учителя;

- использовать в общении правила вежливости;

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной);

- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные высказывания.