Тема урока "Решение задач на движение тел под действием нескольких сил". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цель урока: создать условия для развития деятельностных компетенций учащихся через решение задач.

Задачи урока:

Образовательные.

  • Учащиеся должны овладеть динамическим методом решения задач, в результате которого могут быть усвоены и закреплены три закона Ньютона и применены в конкретных ситуациях.

Развивающие.

  • Учащиеся должны научиться выполнять следующие действия:
  • Строить физическую модель, описанную в тексте задачи;
  • Графически изображать;
  • Составлять уравнения, применяя II закон Ньютона;
  • Находить проекции векторных величин на координатных осях;
  • Составлять формулы, по которым может быть найдено значение искомой величины;
  • Анализировать полученный результат.

Воспитательные.

  • Учащиеся должны убедиться в том, что каждое движение (состояние) причинно обусловлено; практика-источник знаний и критерий истины.

Сценарий урока

Учитель: Сегодня мы будем учиться решать задачи на применение законов динамики при движении тела под действием нескольких сил. Но для начала проверим нашу готовность.

1. Актуализация знаний:

Вопрос-ответ (фронтально).

  1. О чем гласит I закон Ньютона? Суть.
  2. Как читается II закон Ньютона? Формула.
  3. Что понимают под F в формуле? Принцип суперпозиции?
  4. О чем гласит III закон Ньютона? Есть ли равнодействующая этих сил? Почему? Какие силы могут действовать на тело?
  5. Чем характеризуется сила? Формула, направление и точки приложения силы тяжести Fтяж и веса тела P? Силы трения Fmp? Силы упругости Fупр.?

Упражнения на графическое изображение сил, действующих на тело в каждой конкретной ситуации (через проектор): выделить взаимодействующие тела, какие силы действуют, изобразить их.

II.Решение задач

Учитель: Теперь мы с вами готовы к решению задач. Решение любой задачи состоит из последовательного выполнения определенных действий. Научимся сначала правильному выполнению каждого действия. Для этого в каждой названной мной задаче будем выполнять только то задание, которое я укажу.

Итак, сейчас работаем над составлением общего алгоритма решения любой задачи. Следите за моими действиями на листах (черновиках) делайте соответствующие пометки. Постарайтесь уловить порядок выполнения.

Учитель зачитывает условие задачи, молча, решает её полностью у доски. Дети молча выполняют задание учителя.

№271 – Рымкевич

Учитель: Итак, ребята, ваши предложения по поводу выработки общих правил решения задач. С чего я начала? Мои действия по порядку? Дети дают ответы, по ходу уточняю. Затем через проектор проецирую готовый алгоритм.

Алгоритм решения задач на законы динамики Ньютона.

1. Прочитать внимательно условие задачи.

2. Выделить заданные условием тела.

3. Выполнить анализ взаимодействия тел.

4. Кратко записать условие задачи.

5. Сделать рисунок, изобразить на нем векторы сил, действующие на каждое из тел, показать направление векторов перемещения, ускорения.

6. Записать в векторной форме уравнение для равнодействующей силы.

7. Выбрать наиболее рациональное в данных условиях задачи направление координатных осей в ИСО.

8. Определить проекции векторов на координатные оси.

9. Записать дополнительные уравнения кинематики (если необходимо).

10. Решить в общем виде полученные уравнения относительно искомой величины.

11. Сделать проверку размерности.

12. Вычислить.

13. Оценить полученные значения искомых величин.

Вы видите, что вы были достаточно внимательны. Молодцы! А теперь я предлагаю выполнение первых пяти пунктов алгоритма для задач №№277, 282 а, 297, 302.

Четыре ученика работают у доски. После того, как будет ими выполнена работа, проверяем. Затем предлагаю приступить к реализации шестого, седьмого и восьмого пунктов к задачам №282, №277. А затем полное решение №282.

III. Заключение

На сегодня задача данного урока выполнена, выработан план дальнейших действий, на последующих уроках займемся решением более сложных задач. (Еще раз повторяем алгоритм).

IV. Домашнее задание. Дома необходимо, пользуясь образцом решения задачи, выполнить оставшиеся пункты алгоритма остальных задач. Параграф 17 (примеры).

Литература:

  1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика-9. Москва. Дрофа. 2011г.
  2. Рымкевич А.П. Задачник 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2003г.