Цель урока: формирование общих представлений об условиях формирования и сохранения правильной осанки; развитие умения анализировать полученные результаты, воспитание потребности в гигиенических знаниях.
Задачи:
1. Сформировать определение понятия “осанка”.
2. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.
3. Разъяснить отрицательные последствия этих нарушений.
Оборудование: буклет с рекомендациями по профилактике нарушений осанки (Приложение 1), презентация по теме (Приложение 2) , таблицы “Строение скелета”, “Нарушение осанки”, сантиметровая лента, раздаточный материал.
Ход урока
1. Формулирование цели урока
2. Вступительное слово учителя: Для чего нужна человеку правильная осанка? – вопрос к классу.
Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.
3. Работа с текстом учебника
1. Что же такое осанка? – обучающиеся находят определение в тексте учебника.
(Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы).
2. В норме имеет ли искривления позвоночник человека? С чем это связано? Какую функцию выполняют эти изгибы? (Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад).
3. Физиологическое значение изгибов позвоночника (Выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге).
“Осанка выражает состояние души”, – говорил Карл Густав Маннергейм, генерал-лейтенант русской армии.
Чтобы объяснить это высказывание, я попрошу вас встать и попробовать “сгорбить” плечи, опустить голову вниз. А теперь распрямите плечи, подбородок вверх. Какие ощущения были в первом и втором случае?
4. Решение ситуаций (работа в парах)
Ситуация № 1. Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со своей школьной подругой М., которую не видела три года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто весит мешком. М. так изменилась, что А. не узнала ее сразу.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое осанка?
2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?
3. Как вы считаете, отличается ли костно-мышечная система у молодого человека и у взрослого?
4. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно-мышечной системы?
Ситуация № 2. В старших классах ученик В. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую В. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой В. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу.
Вопросы для обсуждения:
1. Какое нарушение выявил врач?
2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?
3. Что поможет избежать такого искривления?
4. Что в данном случае поможет в лечении?
Ситуация № 3 . Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы.
Вопросы для обсуждения:
Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему?
Ситуация 4. После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик Р. шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен. “Ты почему так некрасиво ходишь?” - спросил его учитель физкультуры. “Ну и что? Мне не в балете выступать!” - мрачно ответил Р.
Вопросы для обсуждения:
1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?
2. Что в данной ситуации послужило причиной плохой осанки Р.?
Физминутка – выполнение комплекса упражнений, используя буклет (Приложение 1)
5. Последствия нарушений осанки (Приложение 2)
Заполнение таблицы “Степени нарушения осанки”
Степени нарушения осанки | Способы устранения |
Первая | Отклонения от нормы исчезают, если человек контролирует себя |
Вторая | Поддается исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой |
Третья | Затрагивает позвоночник и лечению поддается с трудом |
6. Выполнение лабораторной работы “Выявление нарушений осанки” (Приложение 3)
7. Рефлексия
1. Назовите признаки правильной осанки?
2. К каким последствиям может привести неправильная осанка?
3. Как вы считает, следует ли осанку рассматривать как определенное умение, как двигательный навык?
4. Докажите, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.
5. Работа в парах, сформулируйте рекомендации по сохранению правильной осанки
8. Домашнее задание: параграф 15, упр. 55 (часть 2), памятка “Предупреждение плоскостопия”
Список литературы.
1. Анастасова, Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии [Текст] методическое пособие. 6-9 классы / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. – М. : Издательский центр “Вентана-Граф”, 2004. – 208 с.
2. Колесов, Д.В. Биология. Человек. 8 класс. [Текст] Рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
3. Колесов, Д.В. Биология. Человек. 8 класс. [Текст] Учебник. для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М. : Дрофа, 2010. – 332 с.
4. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. [Текст] / О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2005. – 416 с.