Тема занятия: "Стиль управления"

Разделы: Экономика


Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала и способов действий.

Вид занятия: лекция с элементами ролевой игры

Цели занятия:

Дидактические (образовательные):

  • сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования;
  • вызвать познавательную активность студентов;
  • максимально приблизиться к реальной профессиональной ситуации;

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания желания активного участия в образовательном процессе;
  • воспитывать и развивать профессиональный интерес;
  • продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместные решения, оценивать работу товарища;

Развивающие:

  • продолжить развитие профессионального мышления через анализ, сравнение и обобщение фактов;
  • развитие творческого мышления, необходимого для познания практической деятельности;

Междисциплинарные связи: “Этика деловых отношений”, “Социальная психология”, “Основы социологии и политологии”.

Учебное оснащение занятия: мультимедийный компьютер, проектор, экран, электронная презентация, фотоаппарат

Методическое обеспечение занятия:

  • календарно-тематический план
  • план – конспект занятия
  • раздаточные материалы
  • хронокарта урока

Список литературы:

1. Основы менеджмента. Учеб. пособие/ Под ред.Н.И. Кабушкин – Минск: Новое знание, 2007. – 336 с.

2. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010. - 296 с. – (Высшее образование)

3. http://www.youtube.com/watch?v=w6OwLyClgmg

Ход урока

1 .Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку (компьютер, проектор, тетради, ручки). Проверка посещения занятия.

Здравствуйте, студенты, преподаватели!

2. Обоснование значения изучаемой темы и цели урока. План урока.

Вступительное слово преподавателя:

Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от руководителя огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облачены инструкции и т.д. Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует руководитель мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека.

Поэтому сегодняшнее занятие, мы с вами посвятим, изучению стилей управления и отработке практических умений и навыков по его формированию. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом - стиль управления. (Презентация, слайд 1). Целью своего занятия считаю дать ответы на следующие вопросы:

Из чего складывается конкретный стиль управления?

Можно ли его корректировать и совершенствовать? Что для этого нужно и можно делать?

Открываем тетради и записываем тему нашего занятия. (Презентация, слайд 2)

(Студенты записывают дату, тему занятия и вопросы, раскрывающие тему занятия).

Стиль управления.

1. Авторитарный стиль управления.

2. Демократический стиль управления.

3. Либеральный стиль управления.

4. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства.

3. Изучение нового материала

Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначальное его значение – “стержень для писания на восковой доске”, а позднее – “почерк”. Следовательно, стиль руководства – это “почерк” в действиях менеджера-руководителя.

В теории и практике, как правило, выделяют 3 стиля: (по К. Левину, немецкий психолог) авторитарный, демократический, либеральный.

Презентация, слайд 3 Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных на достижение поставленных целей.

Прежде, чем я начну свой рассказ о стилях руководства, хочется заметить, что стиль руководства применяется не только в деловой сфере. Знайте, уже сейчас закладываются задатки вашего стиля. Понаблюдайте за собой, за товарищами в группе, за взаимоотношениями в семье между взрослыми и детьми.... И помните, что стиль не закладывается генетически, его можно изменять....Приступаем к изучению различных видов стилей, и начнем с..

Презентация, слайд 4 Авторитарный стиль – это централизация власти в руках одного руководителя. Для руководителя с данным стилем характерно:

  • делается ставка на администрирование и ограничение контактов с подчинёнными;
  • единоличное принятие (отмена) решения, не предоставление возможности подчинённым проявлять инициативу, категоричность, резкость в общении с людьми;
  • приказ, распоряжение, наставления – основные способы доведения решения до исполнителя;
  • все новое воспринимается им с осторожностью, в работе практически пользуется одними и теми же методами;
  • при первом благоприятном случае избавляется от сильных работников и талантливых людей;

В коллективе, где руководит автократ часто неблагоприятный психологический климат, что обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку и вреден для психического и физического здоровья работников.

Презентация, слайд 5 Преимущества авторитарного стиля руководства

  • Малые затраты на выработку и принятие решений (так как никакого обсуждения попросту нет)
  • Высокая точность и быстрота исполнения решений (вследствие прессинга со стороны руководителя)
  • Возможность предсказания возможного результата.

Недостатки авторитарного стиля:

  • Возможность принятия неверных решений (вследствие неучета мнения подчиненных, недостаточного уровня квалификации руководителя, слабости информационной базы).
  • Большие затраты на контрольный аппарат за наблюдением исполнением решения.

Область применения авторитарного стиля:

Кризисные и критические ситуации (аварии, бедствия).

Во всех этих случаях промедление с принятием решений может привести несравненно больший вред, чем возможность принятии не лучшего решения.

В слабоорганизованных объектах управления (в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями).

Автократизм здесь эффективен до момента приобретения объектом управления организационной стройности. Дальнейшее его использование в коллективе может привести к напряженности во взаимодействии руководителя с подчиненными, проявляемой в том числе и во фрустрации (сознательный уход подчиненных от принятия решения, даже в тех случаях, когда руководитель – автократ предоставляет подчиненным право действовать самостоятельно).

Ребята, предлагаю вашему вниманию 2 видеоролика, где разные ситуации, разные люди, но их что-то объединяет...

ВИДЕОРОЛИК 1, ВИДЕОРОЛИК 2. После просмотра видеоролика - дискуссия студентов: по каким признакам определили наличие авторитарного стиля; к каким последствиям может привести его применение.

Переходим к изучению следующего стиля.

(Презентация, слайд 6) Демократический стиль управления характерен предоставлением для подчиненных больших прав в области принятия решений и его целесообразно применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Демократический стиль - характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Для руководителя - демократа характерно:

Перед принятием решения советуется с подчиненными;

Но при этом важно подчеркнуть следующее. Если руководитель уверен, что версия подчиненных неверна, а его решение верно, то он может принять решение единолично по автократическому образцу. Это исходит из принципа единоличной ответственности руководителя за результаты деятельности объекта управления.

  • Распределяет ответственность в соответствии с полномочиями.
  • В отношении персонала делается ставка на деловых, квалифицированных работников;
  • Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику;
  • Является сторонником разумной инициативы
  • Распоряжения и запреты проводит на основе дискуссий.
  • При осуществлении контроля обращает внимание на конечный результат.

Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, у них развивается самостоятельность – это способствует восприятию достижения целей организации, как своих собственных. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Взаимодействие руководителя и подчинённых основано на сотрудничестве.

Презентация, слайд 7 Преимущества демократического стиля:

Большая удовлетворенность работников своим трудом (через участие в управлении) и, следовательно, их высокая эффективность деятельности.

Меньшая вероятность принятия неверного решения (так как вырабатывались они коллегиально).

Недостатки демократического стиля:

Требуется много времени для достижения единой точки зрения.

Область применения демократического стиля:

  • Достаточно развитые в квалификационно-интеллектуальном аспекте коллективы с высоким уровнем организации;
  • Стабильный процесс производства, подвергаемый лишь локальным изменениям, не изменяющим его основного содержания.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.

ВИДЕОРОЛИК 3 После просмотра - дискуссия студентов

(Презентация, слайд 8) Либеральный стиль управления - совокупность приемов управления, основанных на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение.

Руководитель, использующий либеральный (делегирующий) стиль:

  • склонен к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности;
  • предпринимает решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты;
  • в стремлении приобрести и укрепить авторитет способен предоставить подчинённым различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии;
  • во взаимоотношениях с подчинёнными корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, не любит контролировать их работу, не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым;
  • может сам выполнить работу за нерадивого подчинённого, т.к. не любит увольнять плохих работников;
  • главное для него – поддержание хороших отношений с подчинёнными, а не результат работы;
  • арсеналом средств воздействия на коллектив являются просьбы, уговоры;
  • предоставляет подчиненным практически полную свободу, как в принятии отдельных решений, так и в выборе способов достижения результатов.

(Презентация, слайд 9) Преимущества либерального стиля:

  • Возможность полного раскрытия подчиненными своих потенциальных способностей во всех областях;
  • Высокая степень удовлетворенности своим трудом;
  • Малые затраты на контроль деятельности подчиненных.

Недостатки либерального стиля:

  • Очень высокая возможность возникновения дезинтеграционных тенденций, если отсутствует или слабо проработана общая объединяющая идея.
  • Большая вероятность снижения производственных показателей и распада коллектива, если исчезают или отсутствуют факторы, способствующие применения либерального стиля.

Область применения либерального стиля:

Высокоразвитые в квалификационно-интелектуальном и организационно-культурном отношениях коллективе с высокой степенью разделения труда практически одинаковой сложности. Это научно-исследовательские, опытно-конструкторские центры и лаборатории, союзы художников. В этих случаях роль руководителя сводится к координации действий подчиненных, в недопущении узких мест или отставания в темпе выполнения работ.

ВИДЕОРОЛИК 4 После просмотра - дискуссия студентов

Можно ли сказать, демократический стиль лучше (хуже), например либерального или демократического? Конечно, нет! Стиль управления - характеристика сугубо индивидуальная и его направленность определяется 3 параметрами:

  • Личностью руководителя (уровень профессиональных знаний, опытом, идеалами, системой ценностями, темпераментом)
  • Зрелостью коллектива.
  • Производственной ситуацией

Наилучшего стиля нет, его оптимальность зависит от названных параметров. Стиль складывается по большей мере объективно, но его можно скорректировать и существенно изменить в требуемом направлении.

Презентация, слайд 10 Рекомендации по совершенствованию стиля:

  • Вырабатывайте ценностные установки и личные цели;
  • Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития;
  • Развивайте коммуникативные умения;
  • Развивайте наблюдательность. Умения разбираться в людях.

4. Применение новых знаний

Для закрепления изученного материала предлагаю Вам провести ролевую игру “Конфликт в отделе”. Для проведения ролевой игры необходимо:

Разделиться на 2 группы.

В каждой группе выбрать руководителя отдела, остальные – сотрудники отдела.

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ:

В дизайнерском отделе “Маригражданпроект” снизились результаты труда. Было отмечено, что среди сотрудников нет слаженности, существуют “тихие” конфликты.

На сегодняшний день назначено собрание отдела, где должен выступить недавно назначенный руководитель отдела...

Роль руководителя отдела: Предложить мероприятия, направленные на стабилизацию работы отдела и реализация которых, позволит создать работоспособную “команду”, способную достичь, поставленные цели организации (в вашем лице).

Подготовьте выступление-программу действий: “Коллеги, я Вас собрал.... “Мы сегодня собрались...”. Возможные варианты действий: - определяю задачи каждому сотруднику, даю возможность самим разобраться в ситуации, оказываю помощь, убеждаю в необходимости действовать по-новому, использую свой авторитет, создаю комиссию по контролю за выполнением принятого решения и т.д.

Роль сотрудников дизайнерского отдела: В вашем отделе нет слаженности, результаты труда низкие, вашим отделом недовольно руководство, между сотрудниками существуют межличностные конфликты. Сегодня на собрании будет выступать новый руководитель: “Что же он нам скажет?!”

Задание группе: (противоположной)

  1. Определите, какому стилю отдает предпочтение руководитель отдела?
  2. Какие аргументы Вы в подтверждение можете привести?
  3. Насколько, на ваш взгляд, выбранный стиль управления, будет эффективным в достижении целей?

5. Подведение итогов: В начале занятия мы поставили вопросы:

  1. Из чего складывается конкретный стиль управления?;
  2. Можно ли его корректировать и совершенствовать? И что для этого нужно делать?
  3. Прошу подвести итоги... (Ответы студентов)

6. Домашнее задание: Повторить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.