Методическая разработка урока в 10-м классе по органической химии по теме "Отдельные представители класса Карбоновые кислоты"

Разделы: Химия


Урок находится в общей теме “Карбоновые кислоты”. На нее отводится 5 уроков. Данный урок 4-й по счету. Знания и умения,которые дети получают на этом уроке, способствуют формированию жизненного опыта, бережного отношения к своему здоровью, формированию культуры умственного труда, облегчают восприятие темы следующего урока “Сложные эфиры. Мыла”.

Общедидактическая цель данного урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в логической взаимосвязи “строение – свойства –применение” через выявление признаков сходства и различия разных карбоновых кислот.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Задачи урока:

  • Образовательная: создать условия для формирования умений выявлять признаки сходства и различия в строении и свойствах карбоновых кислот на примере отдельных представителей данного класса веществ.
  • Развивающая: продолжать обучение методам исследовательской деятельности, выявлению проблем, постановки задач, вытекающие из проблем, формированию своей деятельности.
  • Воспитательная: способствовать развитию представлений о познаваемости мира через изучение свойств веществ.
  • Здоровьесберегающая: создать условия для формирования у школьников бережного отношения к своему здоровью, понимания грамотного соблюдения ТБ в кабинете химии, необходимости смены разных видов деятельности и соблюдения гигиенических требований для работы в помещении.

Для решения данных задач на уроке ведется работа над понятийным аппаратом из разных видов областей физики, химии, биологии, медицины, пищевой и других видов промышленности.

Формирование данных понятий происходит через определение и выделение существенных признаков сходства и различия карбоновых кислот: агрегатное состояние,растворимость в воде,возгонка,температура кипения,окисление иброжение веществ,положительная роль и отрицательное значение для здоровья человека.

На уроке идет работа над установлением причинно-следственных связей в логической цепочке: “строение-свойства-применение”. Для этого служат задания, предлагаемые школьникам.

  • Выделите общее в строении и свойствах веществ;
  • Найдите признаки отличия;
  • Сравните состав, строение, значение;
  • Выделите существенное в составе, строении, значении;
  • Сопоставьте исторические названия кислот со способом их получения;
  • Сопоставьте степень электролитической диссоциации с массовой долей вещества в растворе;
  • Покажите взаимосвязь свойств кислот с областью их применения.

Урок смоделирован с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их обучаемости и мотивации к изучению предмета химии. Для этого учителю необходимо методически грамотно подойти к этапу актуализации знаний. Урок смоделирован с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их обучаемости и мотивации к изучению предмета химии.

Для выполнения педагогических задач на уроке используются общеклассная, индивидуальная и парная формы работы.Сочетание данных форм позволяет формировать знания,умения и навыки в зоне ближайшего развития.

Используются методы обучения:

  • Репродуктивный – учащиеся получают готовую информацию, учитель ставит перед ними простые вопросы, наводящие их на мысль;
  • Объяснительно-иллюстративный - учащимся предлагается информация, которая разработана в виде слайдов,когда дети вслушиваются не только в то,что проговаривает учитель,но и видят логически выстроенный материал, что помогает им делать записи, необходимые для каждого индивидуально;
  • Частично-поисковый - учащиеся стараются выявлять закономерности, предлагают доказательства, проводят собственное исследование на опытах с веществами, тем самым решают проблемы и задачи, которые они ставили перед собой в начале урока.

Формами реализации методов являются самостоятельная работа на уроке, беседа с учащимися.

Средства обучения, которые используются на данном уроке разнообразные: слайды, учебник, тетрадь, записи на доске, художественное слово, лабораторные и демонстрационные опыты.

Контроль знаний короткий. Предусматривает правильное выполнение заданий учащимися, получение обратной связи, а также самооценку учеником самого себя.Самооценка выражается и на этапе рефлексии.

Таким образом, определенное содержание учебного материала, ФОПД, методы обучения, структура данного урока эффективно оказывают роль на выполнение главной дидактической цели. (см. приложение 1 “Технологическая карта урока”.)

Ход урока и методические рекомендации

1. Оргмомент.

На столах у школьников тетради, рабочие карты, инструкции по выполнению лабораторных опытов,письменная информация о кислотах, универсальный индикатор,растворы муравьиной кислоты, соляной кислоты, щелочи, мыльный раствор.

У учителя – слайды на интерактивной доске, цветные фотографии на магнитной доске, прибор для электролитов.

2. Этап актуализации и мотивации.

Учитель обращает внимание школьников на интерактивную доску.

1 слайд (см. приложение 2).

ВОПРОС: О чем рассказывает общая формула карбоновых кислот?

Ответ: все карбоновые кислоты имеют функциональную карбоксильную группу.

Учитель выводит на интерактивной доске данную группу цветным карандашом.

ВОПРОС: Что такое R в формуле кислоты? Почему его состав разный?

Ответ: Это углеводородный радикал. Разный, т. к. разные карбоновые кислоты являются производными разных классов углеводородов. На слайде – это предельные, непредельные и ароматические карбоновые кислоты.

2 слайд (см. приложение 2).

ВОПРОС: Чем еще отличаются карбоновые кислоты друг от друга?

Ответ: кислоты отличаются друг от друга:

  • Количеством гидроксильных групп;
  • Наличием других функциональных групп;
  • Количеством атомов углеводорода.

ВОПРОСЫ:

  • Какие группы кислот вы видите на слайде?
  • Какие кислоты являются гетерофункциональными?

Какие кислоты являются высшими?

В ходе беседы учащиеся узнают, что кислоты бывают высшими и кроме карбоксильной группы могут содержать другие функциональные группы. Учитель дает названия незнакомым кислотам.

Затем учитель обращает внимание детей на рисунки и фотографии на магнитной доске. (см. приложение 3).

ЗАДАНИЕ: Вы узнали формулы и названия некоторых представителей карбоновых кислот, которые ранее не были вам знакомы. Сопоставьте названия кислот с изображениями на доске.

ВОПРОСЫ:

  • Что можете про каждое изображение сказать?
  • Может быть, какие-то их особенности назовете?
  • Почему несколько фотографий не стыкуются с вашим жизненным опытом? Особенно детей смущают фотографии, где изображено мыло или свеча, растительное масло, а из ягод – только брусника.

Учитель отделяет изображения со свечами, мылом и брусникой.

3. Целеполагание

ВОПРОС: Что вы хотели бы узнать?

Учитель просит прочитать в рабочей карте разноуровневые цели. Учащиеся ставят перед собой конкретную цель. Вслух зачитывают общую цель. (см. приложение 4 стр. 1, приложение 4 стр. 2).

4. Изучение нового материала.

ВОПРОС: Какие свойства кислот вам знакомы?

ОТВЕТЫ: жидкости, имеют запах, кислые.

Учитель предлагает школьникам доказать кислый характер растворов разных кислот.

Школьники проводят лабораторный опыт по инструкции (см. приложение 5).

На столе растворы муравьиной, уксусной, лимонной, щавелевой, бензойной, стеариновой и олеиновой кислот.

ВОПРОС: Какая из этих кислот является рекордсменкой по кислотности.

Проблема!

Школьники в беседе с учителем решают эту проблему следующим образом:

  1. Записывают химические формулы в рабочую тетрадь (формулы имеются на слайде №2);
  2. Внимательно изучают строение;
  3. Выявляют причину кислотности;
  4. Выстраивают их в порядке уменьшения;
  5. Делают выводы. Кислотность зависит от:
  • От длины радикала;
  • От количества карбоксильных групп;
  • От наличия заместителей.

6. Сравнивают свой ряд со шкалой кислотности (см. приложение 2 слайд 3).

ВОПРОС: какова причина появления в растворе катионов водорода?

ОТВЕТ: способность кислот диссоциировать в растворе на ионы.

Школьники рассматривают уравнения диссоциации муравьиной и уксусной кислот на ионы. Делают вывод, что несмотря, казалось бы, на очень кислый вкус уксусной кислоты она является очень слабым электролитом.

ВОПРОС: Как повысить степень диссоциации уксусной кислоты?

Ответ: Разбавить ее водой.

Учитель показывает демонстрационный опыт с использованием прибора, показывающий данный процесс.

ВОПРОС: Как вы думаете, где можно использовать свойство кислотности человеком?

Ответ: консервирование.

Учитель дополняет: муравьиную кислоту используют в качестве консерванта для фруктовых соков, а уксусную - для фруктов и овощей. Обозначают данный консервант в составе на этикетке Е-260.

ВОПРОС: Почему клюква и брусника долго хранятся в свежем виде?

Учитель, учитывая все варианты ответов школьников, сообщает о том, что в составе данных ягод содержится собственный природных консервант бензойная кислота. В пищевой промышленности этот консервант принято обозначать как - Е 210.Поэтому эти ягоды обладают противовоспалительным действием и используются человеком при простуде и профилактике заболевания мочевыводящей системы.

Поскольку школьники узнали о том, почему именно брусника изображена здесь, учитель фотографию с брусникой вешает на доске рядом с теми, которые смогли школьники описать.

Учитель предлагает обратить внимание на растворы кислот стеариновую и олеиновую (они также на столах учащихся).

ВОПРОС: Когда вы определяли кислотность, что вы заметили для данных кислот?

Ответ: Они не растворимые в воде?

Учитель показывает образцы данных кислот. Дети замечают, что они имеют разные агрегатные состояния. Стеариновая - твердая, а олеиновая – маслянистая жидкость. Школьники делают вывод, что именно олеиновая кислота содержится в растительном масле. Учитель фото с изображением емкости с растительным маслом на магнитной доске перевешивает в группу знакомых фото.

Учитель обращает внимание на изображения со свечой и мылом.

ВОПРОС: Как вы думаете, о какой кислоте из них сейчас пойдет речь?

ОТВЕТ: О стеариновой кислоте, т. к. она твердая.

Задание для учащихся. Учитель говорит, что вы можете самостоятельно получить стеариновую кислоту. Для этого у вас на столах имеются растворы мыла. Прочитайте инструкцию и выполните лабораторный опыт. ( см. приложение 5).

ВОПРОС: Что заметили?

ОТВЕТ: Появляются хлопья, муть.

Противоречие! Стеариновая кислота нерастворимая кислота, а ее используют в производстве мыла? Какие вещества есть в мыле? Почему появилась кислота из мыльного раствора?

На доске написано заранее незаконченное уравнение реакции:

Х + HCl —> C17H35COOH + ...

Один из школьников дописывает уравнение.

Делают вывод: в мылах содержатся не стеариновая кислота, а ее соли, которые растворимы в воде.

Учитель напоминает школьникам, что в начале урока было много высказано том, что дети хотели бы узнать о карбоновых кислотах .

И предлагает им описание интересных фактов многих карбоновых кислот. Например, каким образом получили первую кислоту, где еще может человек использовать данные кислоты и т.д. (см. приложение 6).

На беглое чтение школьникам предлагается несколько минут. Учитель объявляет о том, что будет задавать вопросы учащимся по описанию, но прямого ответа в тексте на них нет.

ВОПРОСЫ:

  • Почему уксусную кислоту считают самой древней кислотой?
  • Почему человек привлекает к себе комаров?
  • Когда на себе можно ощутить действие молочной кислоты?
  • Каким образом человек может использовать кусочки лимона, кроме употребления их вовнутрь? Что это ему дает?
  • Можно ли использовать щавелевую кислоту в пищевой промышленности? Почему?

5. Осознание и осмысление.

Учитель предлагает самостоятельную работу с текстом учебника.

Школьники продолжают заполнять рабочую карту. На работу отводиться 5 минут.

Учитель спрашивает несколько учащихся. Они выборочно зачитывают записи о некоторых кислотах на свое усмотрение.

6. Закрепление.

Согласно поставленной перед собой конкретной цели в начале урока каждый школьник отвечает на поставленный вопрос в конце рабочей карты.

Заслушиваются ответы на все вопросы.

7. Рефлексия.

  • Удалось ли достичь своей поставленной цели?
  • Все ли задачи выполнены?
  • Какими средствами добивались выполнения задач?
  • Что оказалось труднее всего?