Урок находится в общей теме “Карбоновые кислоты”. На нее отводится 5 уроков. Данный урок 4-й по счету. Знания и умения,которые дети получают на этом уроке, способствуют формированию жизненного опыта, бережного отношения к своему здоровью, формированию культуры умственного труда, облегчают восприятие темы следующего урока “Сложные эфиры. Мыла”.
Общедидактическая цель данного урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации в логической взаимосвязи “строение – свойства –применение” через выявление признаков сходства и различия разных карбоновых кислот.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Задачи урока:
- Образовательная: создать условия для формирования умений выявлять признаки сходства и различия в строении и свойствах карбоновых кислот на примере отдельных представителей данного класса веществ.
- Развивающая: продолжать обучение методам исследовательской деятельности, выявлению проблем, постановки задач, вытекающие из проблем, формированию своей деятельности.
- Воспитательная: способствовать развитию представлений о познаваемости мира через изучение свойств веществ.
- Здоровьесберегающая: создать условия для формирования у школьников бережного отношения к своему здоровью, понимания грамотного соблюдения ТБ в кабинете химии, необходимости смены разных видов деятельности и соблюдения гигиенических требований для работы в помещении.
Для решения данных задач на уроке ведется работа над понятийным аппаратом из разных видов областей физики, химии, биологии, медицины, пищевой и других видов промышленности.
Формирование данных понятий происходит через определение и выделение существенных признаков сходства и различия карбоновых кислот: агрегатное состояние,растворимость в воде,возгонка,температура кипения,окисление иброжение веществ,положительная роль и отрицательное значение для здоровья человека.
На уроке идет работа над установлением причинно-следственных связей в логической цепочке: “строение-свойства-применение”. Для этого служат задания, предлагаемые школьникам.
- Выделите общее в строении и свойствах веществ;
- Найдите признаки отличия;
- Сравните состав, строение, значение;
- Выделите существенное в составе, строении, значении;
- Сопоставьте исторические названия кислот со способом их получения;
- Сопоставьте степень электролитической диссоциации с массовой долей вещества в растворе;
- Покажите взаимосвязь свойств кислот с областью их применения.
Урок смоделирован с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их обучаемости и мотивации к изучению предмета химии. Для этого учителю необходимо методически грамотно подойти к этапу актуализации знаний. Урок смоделирован с учетом индивидуальных особенностей детей, уровня их обучаемости и мотивации к изучению предмета химии.
Для выполнения педагогических задач на уроке используются общеклассная, индивидуальная и парная формы работы.Сочетание данных форм позволяет формировать знания,умения и навыки в зоне ближайшего развития.
Используются методы обучения:
- Репродуктивный – учащиеся получают готовую информацию, учитель ставит перед ними простые вопросы, наводящие их на мысль;
- Объяснительно-иллюстративный - учащимся предлагается информация, которая разработана в виде слайдов,когда дети вслушиваются не только в то,что проговаривает учитель,но и видят логически выстроенный материал, что помогает им делать записи, необходимые для каждого индивидуально;
- Частично-поисковый - учащиеся стараются выявлять закономерности, предлагают доказательства, проводят собственное исследование на опытах с веществами, тем самым решают проблемы и задачи, которые они ставили перед собой в начале урока.
Формами реализации методов являются самостоятельная работа на уроке, беседа с учащимися.
Средства обучения, которые используются на данном уроке разнообразные: слайды, учебник, тетрадь, записи на доске, художественное слово, лабораторные и демонстрационные опыты.
Контроль знаний короткий. Предусматривает правильное выполнение заданий учащимися, получение обратной связи, а также самооценку учеником самого себя.Самооценка выражается и на этапе рефлексии.
Таким образом, определенное содержание учебного материала, ФОПД, методы обучения, структура данного урока эффективно оказывают роль на выполнение главной дидактической цели. (см. приложение 1 “Технологическая карта урока”.)
Ход урока и методические рекомендации
1. Оргмомент.
На столах у школьников тетради, рабочие карты, инструкции по выполнению лабораторных опытов,письменная информация о кислотах, универсальный индикатор,растворы муравьиной кислоты, соляной кислоты, щелочи, мыльный раствор.
У учителя – слайды на интерактивной доске, цветные фотографии на магнитной доске, прибор для электролитов.
2. Этап актуализации и мотивации.
Учитель обращает внимание школьников на интерактивную доску.
1 слайд (см. приложение 2).
ВОПРОС: О чем рассказывает общая формула карбоновых кислот?
Ответ: все карбоновые кислоты имеют функциональную карбоксильную группу.
Учитель выводит на интерактивной доске данную группу цветным карандашом.
ВОПРОС: Что такое R в формуле кислоты? Почему его состав разный?
Ответ: Это углеводородный радикал. Разный, т. к. разные карбоновые кислоты являются производными разных классов углеводородов. На слайде – это предельные, непредельные и ароматические карбоновые кислоты.
2 слайд (см. приложение 2).
ВОПРОС: Чем еще отличаются карбоновые кислоты друг от друга?
Ответ: кислоты отличаются друг от друга:
- Количеством гидроксильных групп;
- Наличием других функциональных групп;
- Количеством атомов углеводорода.
ВОПРОСЫ:
- Какие группы кислот вы видите на слайде?
- Какие кислоты являются гетерофункциональными?
Какие кислоты являются высшими?
В ходе беседы учащиеся узнают, что кислоты бывают высшими и кроме карбоксильной группы могут содержать другие функциональные группы. Учитель дает названия незнакомым кислотам.
Затем учитель обращает внимание детей на рисунки и фотографии на магнитной доске. (см. приложение 3).
ЗАДАНИЕ: Вы узнали формулы и названия некоторых представителей карбоновых кислот, которые ранее не были вам знакомы. Сопоставьте названия кислот с изображениями на доске.
ВОПРОСЫ:
- Что можете про каждое изображение сказать?
- Может быть, какие-то их особенности назовете?
- Почему несколько фотографий не стыкуются с вашим жизненным опытом? Особенно детей смущают фотографии, где изображено мыло или свеча, растительное масло, а из ягод – только брусника.
Учитель отделяет изображения со свечами, мылом и брусникой.
3. Целеполагание
ВОПРОС: Что вы хотели бы узнать?
Учитель просит прочитать в рабочей карте разноуровневые цели. Учащиеся ставят перед собой конкретную цель. Вслух зачитывают общую цель. (см. приложение 4 стр. 1, приложение 4 стр. 2).
4. Изучение нового материала.
ВОПРОС: Какие свойства кислот вам знакомы?
ОТВЕТЫ: жидкости, имеют запах, кислые.
Учитель предлагает школьникам доказать кислый характер растворов разных кислот.
Школьники проводят лабораторный опыт по инструкции (см. приложение 5).
На столе растворы муравьиной, уксусной, лимонной, щавелевой, бензойной, стеариновой и олеиновой кислот.
ВОПРОС: Какая из этих кислот является рекордсменкой по кислотности.
Проблема!
Школьники в беседе с учителем решают эту проблему следующим образом:
- Записывают химические формулы в рабочую тетрадь (формулы имеются на слайде №2);
- Внимательно изучают строение;
- Выявляют причину кислотности;
- Выстраивают их в порядке уменьшения;
- Делают выводы. Кислотность зависит от:
- От длины радикала;
- От количества карбоксильных групп;
- От наличия заместителей.
6. Сравнивают свой ряд со шкалой кислотности (см. приложение 2 слайд 3).
ВОПРОС: какова причина появления в растворе катионов водорода?
ОТВЕТ: способность кислот диссоциировать в растворе на ионы.
Школьники рассматривают уравнения диссоциации муравьиной и уксусной кислот на ионы. Делают вывод, что несмотря, казалось бы, на очень кислый вкус уксусной кислоты она является очень слабым электролитом.
ВОПРОС: Как повысить степень диссоциации уксусной кислоты?
Ответ: Разбавить ее водой.
Учитель показывает демонстрационный опыт с использованием прибора, показывающий данный процесс.
ВОПРОС: Как вы думаете, где можно использовать свойство кислотности человеком?
Ответ: консервирование.
Учитель дополняет: муравьиную кислоту используют в качестве консерванта для фруктовых соков, а уксусную - для фруктов и овощей. Обозначают данный консервант в составе на этикетке Е-260.
ВОПРОС: Почему клюква и брусника долго хранятся в свежем виде?
Учитель, учитывая все варианты ответов школьников, сообщает о том, что в составе данных ягод содержится собственный природных консервант бензойная кислота. В пищевой промышленности этот консервант принято обозначать как - Е 210.Поэтому эти ягоды обладают противовоспалительным действием и используются человеком при простуде и профилактике заболевания мочевыводящей системы.
Поскольку школьники узнали о том, почему именно брусника изображена здесь, учитель фотографию с брусникой вешает на доске рядом с теми, которые смогли школьники описать.
Учитель предлагает обратить внимание на растворы кислот стеариновую и олеиновую (они также на столах учащихся).
ВОПРОС: Когда вы определяли кислотность, что вы заметили для данных кислот?
Ответ: Они не растворимые в воде?
Учитель показывает образцы данных кислот. Дети замечают, что они имеют разные агрегатные состояния. Стеариновая - твердая, а олеиновая – маслянистая жидкость. Школьники делают вывод, что именно олеиновая кислота содержится в растительном масле. Учитель фото с изображением емкости с растительным маслом на магнитной доске перевешивает в группу знакомых фото.
Учитель обращает внимание на изображения со свечой и мылом.
ВОПРОС: Как вы думаете, о какой кислоте из них сейчас пойдет речь?
ОТВЕТ: О стеариновой кислоте, т. к. она твердая.
Задание для учащихся. Учитель говорит, что вы можете самостоятельно получить стеариновую кислоту. Для этого у вас на столах имеются растворы мыла. Прочитайте инструкцию и выполните лабораторный опыт. ( см. приложение 5).
ВОПРОС: Что заметили?
ОТВЕТ: Появляются хлопья, муть.
Противоречие! Стеариновая кислота нерастворимая кислота, а ее используют в производстве мыла? Какие вещества есть в мыле? Почему появилась кислота из мыльного раствора?
На доске написано заранее незаконченное уравнение реакции:
Х + HCl —> C17H35COOH + ...
Один из школьников дописывает уравнение.
Делают вывод: в мылах содержатся не стеариновая кислота, а ее соли, которые растворимы в воде.
Учитель напоминает школьникам, что в начале урока было много высказано том, что дети хотели бы узнать о карбоновых кислотах .
И предлагает им описание интересных фактов многих карбоновых кислот. Например, каким образом получили первую кислоту, где еще может человек использовать данные кислоты и т.д. (см. приложение 6).
На беглое чтение школьникам предлагается несколько минут. Учитель объявляет о том, что будет задавать вопросы учащимся по описанию, но прямого ответа в тексте на них нет.
ВОПРОСЫ:
- Почему уксусную кислоту считают самой древней кислотой?
- Почему человек привлекает к себе комаров?
- Когда на себе можно ощутить действие молочной кислоты?
- Каким образом человек может использовать кусочки лимона, кроме употребления их вовнутрь? Что это ему дает?
- Можно ли использовать щавелевую кислоту в пищевой промышленности? Почему?
5. Осознание и осмысление.
Учитель предлагает самостоятельную работу с текстом учебника.
Школьники продолжают заполнять рабочую карту. На работу отводиться 5 минут.
Учитель спрашивает несколько учащихся. Они выборочно зачитывают записи о некоторых кислотах на свое усмотрение.
6. Закрепление.
Согласно поставленной перед собой конкретной цели в начале урока каждый школьник отвечает на поставленный вопрос в конце рабочей карты.
Заслушиваются ответы на все вопросы.
7. Рефлексия.
- Удалось ли достичь своей поставленной цели?
- Все ли задачи выполнены?
- Какими средствами добивались выполнения задач?
- Что оказалось труднее всего?