Программное содержание:
- Расширять представления детей о зиме;
- Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
- Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы;
- Развивать умение делить птиц на перелетных и зимующих;
- Формировать элементарные экологические представления;
- Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
- мультимедийный экран, слайды с изображением зимы, животных, картинки птиц, 2 разрезные картинки птиц в конвертах.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, я сегодня по дороге в детский сад встретила Зайчика-Попрыгайчика, и он пригласил нас в гости в лес. Хотите поехать?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда садимся на поезд и едем в лес (цепляются друг за друга).
Воспитатель: - Вот мы в лесу. А вот и Зайчик-Попрыгайчик.
Зайчик-Попрыгайчик: - Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам посмотреть на картину. Что вы на ней видите?
Дети: - Деревья без листьев, снег лежит, река замерзла, снеговика слепили, небо темное и т. д.
Воспитатель: - Какое время года на ней изображено?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, почему заяц зимой белый, а летом серый?
Дети: - Чтобы прятаться от хищников.
Воспитатель: - Что происходит с медведем зимой?
Дети: - Зимой медведь спит.
Воспитатель: - Что происходит с белкой зимой?
Дети: - Белка меняет рыжую шубку на серую.
Воспитатель: - Что делает зимой ежик?
Дети: - Зимой ежик спит.
Зайчик - Попрыгайчик: - Ребята, давайте сейчас поиграем. Я вам покажу картинки, а вы мне скажите кто это, назовите его детеныша, а потом много детенышей (рисунки 2-6 проецируются на экран).
Дети: - Лиса – лисенок – лисята; заяц – зайчонок - зайчата; белка – бельчонок - бельчата; волк – волчонок - волчата; лось – лосенок - лосята.
Зайчик-Попрыгайчик: Какие вы молодцы, ребята!
Воспитатель: - Ребята, кто помнит, кто такие пернатые?
Дети: - Это птицы.
Воспитатель: - Каких зимующих птиц мы с вами знаем?
Дети: - Ворона, снегирь, воробей, синицы, голуби, дятлы....
Воспитатель: - Почему их называют зимующие?
Дети: - Потому что зимой остаются здесь, никуда не улетают.
Воспитатель: - Каких перелетных птиц мы с вами знаем?
Дети: - Ласточки, стрижи, грачи, скворцы, журавли, жаворонки....
Воспитатель: - Почему они улетают?
Дети: - Становится холодно, нет корма.
Зайчик – Попрыгайчик: – Ребята, у меня есть картинки птиц. Помогите, пожалуйста, поделить их на зимующих и перелетных (на разные столики).
Воспитатель: - Теперь поиграем в игру “Собери картинку”. У меня два конверта. Поделимся на две команды и соберем картинку птицы, разрезанной на шесть частей, и назовем ее.
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, продолжите фразу:
- Сегодня на занятии мы... (ответы детей)
- Мне на занятии понравилось...(ответы детей)
Воспитатель: - А сейчас мы скажем Зайчику “Спасибо” и “До свидания”, сядем на поезд и вернемся в детский сад.