Разработка урока по теме "Нахождение числа по его проценту"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Научить находить число по его проценту и применять эти знания при решении задач.
  • Расширить познания об историческом прошлом России

Задачи:

  • Повторить и закрепить основные знания и умения по теме “Нахождение дроби от числа и числа по его дроби”
  • Отработать навыки нахождения числа по его проценту
  • Учить умению анализировать, сравнивать и обобщать материал
  • Развивать интерес к предмету, воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине
  • Показать связь математики с жизнью

Ход урока

I. Вступительное слово учителя по теме 200 лет Бородинского сражения.

Наш урок посвящен 200-летию Бородинского сражения. Эпиграфом к уроку являются слова А.С. Пушкина (1 слайд) Презентация.

“Гордиться славой своих предков
не только можно, но и должно”.

А. С. Пушкин

Короткий рассказ ученика об этом сражении.

II. Повторение:

Устно.

  • Как найти дробь от числа?

Историческая справка (слайд 2) В 1912 году при подготовке к празднованию 100-летия Бородинского сражения по всей Российской империи губернаторам был разослан циркуляр, которым предписывалось отыскивать на местах живых участников Отечественной войны 1812 года. В результате было найдено 25 человек.

Задача о ветеранах-1. (слайд 3) Из 25 участников Бородинского сражения лишь  1/5 часть смогла прибыть на торжества по случаю празднования 100-летия Бородинского сражения. Сколько человек смогли принять участие в торжествах?

Устно: (слайд 4)

  • Как найти число по значению дроби?

2/3 составляет 12; 5/9 равно 4,5

Письменно: задача о позициях войск (слайд) историческая справка

Историческая справка. (слайд 5) Сухопутные войска русской армии 1812 г включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Пехота состояла из егерей,  гренадёров и собственно пехоты (которая до 1811 г. называлась   мушкетёрами). Егеря – лёгкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю. Гренадёра – тяжёлая пехота, в которую традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат. Кавалерия делилась на лёгкую (гусары и уланы)  и тяжёлую (кирасиры  и   драгуны). Боевой порядок российской армии был глубоким и позволял осуществлять широкие манёвры силами на поле сражения.

Задача о позициях войск: (слайд 6) Позиции русских войск на Бородинском поле по фронту расположились по периметру прямоугольника. Ширина составляет 2/3 периметра, а длина 1/3, что составляет 5 км. Найти размеры прямоугольника.

III. Изучение нового материала

  • Как найти процент от числа?

Историческая справка. (слайд 7) Уникальность Морского Гвардейского Экипажа заключалась в совмещении морской службы на придворных гребных судах, яхтах и кораблях и береговой службы в качестве пехотного батальона Гвардейского корпуса Российской императорской армии. Боевое крещение гвардейские моряки получили в Отечественную войну 1812 года, выполняя в основном функции инженерных войск. Заканчивали моряки-гвардейцы эту войну в Париже. Наиболее отличившиеся моряки стояли в почётном карауле у дворца Талейрана во время подписания Парижского мирного договора.

Задача о морском экипаже: (слайд 8) В Гвардейском Экипаже было 420 человек. Известно, что юнг было 5% этого количества, а офицеров 20% . Музыкантов на52меньше, чем офицеров, а остальные – низшие чины. Определите, сколько человек каждого ранга было в Морском Гвардейском Экипаже.

IV. Физминутка

Задача о ветеранах-2. (слайд 9)Известно, что возраст самого младшего из ветеранов составляет 45% суммарного возраста самого младшего и самого старшего из ветеранов Отечественной войны 1812 года. Определите возраст самого младшего и самого старшего из ветеранов, если возраст младшего 81 год.

Сравнить предыдущую задачу с данной, отметить различие, поставить проблему, которую формулируют учащиеся, а также задачи для решения этой проблемы. Объявить тему урока (слайд 10)

Работа с учебником: чтение правила нахождения числа по его проценту

Закрепление

  • Устно решить № 150 (Дидактический материал), для отработки этого правила.
  • Решить письменно задачу о ветеранах – 2

Историческая справка: (слайд 11) За тот месяц, что наполеоновская армия провела в Москве, город был полностью разрушен. Для руководства работами по его восстановлению была создана Комиссия для строения Москвы, в которую вошли виднейшие архитекторы столицы под руководством О.И. Бове. Огромной заслугой работы Комиссии является создание трёх парадных площадей города – Театральной,  Воскресенской и Манежной.

Решить письменно:

(слайд 12) Задача о площадях: Театральная площадь занимает 42% территории, отведённой под Театральную, Воскресенскую и Манежную площади. Под Воскресенскую отведено 30% всей территории, а под Манежную – остальную площадь. Вычислите территорию, занимаемую этими площадями, если известно, что Манежная занимает 1,96 га.

V. Решить задачу самостоятельно с последующей проверкой (слайд 13)

VI. Рефлексия:

  • Что нового узнали на уроке?

Кто все хорошо понял поднимают зеленый квадрат, кто не все понял – поднимают желтый квадрат, кто совсем не понял материал – красный квадрат.

Беседа учителя с учащимися, которые не поняли материал.

VII. Домашнее задание: Составить задачу по данной теме по материалам Бородинского сражения