Цели урока:
- Научить находить число по его проценту и применять эти знания при решении задач.
- Расширить познания об историческом прошлом России
Задачи:
- Повторить и закрепить основные знания и умения по теме “Нахождение дроби от числа и числа по его дроби”
- Отработать навыки нахождения числа по его проценту
- Учить умению анализировать, сравнивать и обобщать материал
- Развивать интерес к предмету, воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине
- Показать связь математики с жизнью
Ход урока
I. Вступительное слово учителя по теме 200 лет Бородинского сражения.
Наш урок посвящен 200-летию Бородинского сражения. Эпиграфом к уроку являются слова А.С. Пушкина (1 слайд) Презентация.
“Гордиться славой своих предков
не только можно, но и должно”.
А. С. Пушкин
Короткий рассказ ученика об этом сражении.
II. Повторение:
Устно.
- Как найти дробь от числа?
Историческая справка (слайд 2) В 1912 году при подготовке к празднованию 100-летия Бородинского сражения по всей Российской империи губернаторам был разослан циркуляр, которым предписывалось отыскивать на местах живых участников Отечественной войны 1812 года. В результате было найдено 25 человек.
Задача о ветеранах-1. (слайд 3) Из 25 участников Бородинского сражения лишь 1/5 часть смогла прибыть на торжества по случаю празднования 100-летия Бородинского сражения. Сколько человек смогли принять участие в торжествах?
Устно: (слайд 4)
- Как найти число по значению дроби?
2/3 составляет 12; 5/9 равно 4,5
Письменно: задача о позициях войск (слайд) историческая справка
Историческая справка. (слайд 5) Сухопутные войска русской армии 1812 г включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Пехота состояла из егерей, гренадёров и собственно пехоты (которая до 1811 г. называлась мушкетёрами). Егеря – лёгкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю. Гренадёра – тяжёлая пехота, в которую традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат. Кавалерия делилась на лёгкую (гусары и уланы) и тяжёлую (кирасиры и драгуны). Боевой порядок российской армии был глубоким и позволял осуществлять широкие манёвры силами на поле сражения.
Задача о позициях войск: (слайд 6) Позиции русских войск на Бородинском поле по фронту расположились по периметру прямоугольника. Ширина составляет 2/3 периметра, а длина 1/3, что составляет 5 км. Найти размеры прямоугольника.
III. Изучение нового материала
- Как найти процент от числа?
Историческая справка. (слайд 7) Уникальность Морского Гвардейского Экипажа заключалась в совмещении морской службы на придворных гребных судах, яхтах и кораблях и береговой службы в качестве пехотного батальона Гвардейского корпуса Российской императорской армии. Боевое крещение гвардейские моряки получили в Отечественную войну 1812 года, выполняя в основном функции инженерных войск. Заканчивали моряки-гвардейцы эту войну в Париже. Наиболее отличившиеся моряки стояли в почётном карауле у дворца Талейрана во время подписания Парижского мирного договора.
Задача о морском экипаже: (слайд 8) В Гвардейском Экипаже было 420 человек. Известно, что юнг было 5% этого количества, а офицеров 20% . Музыкантов на52меньше, чем офицеров, а остальные – низшие чины. Определите, сколько человек каждого ранга было в Морском Гвардейском Экипаже.
IV. Физминутка
Задача о ветеранах-2. (слайд 9)Известно, что возраст самого младшего из ветеранов составляет 45% суммарного возраста самого младшего и самого старшего из ветеранов Отечественной войны 1812 года. Определите возраст самого младшего и самого старшего из ветеранов, если возраст младшего 81 год.
Сравнить предыдущую задачу с данной, отметить различие, поставить проблему, которую формулируют учащиеся, а также задачи для решения этой проблемы. Объявить тему урока (слайд 10)
Работа с учебником: чтение правила нахождения числа по его проценту
Закрепление
- Устно решить № 150 (Дидактический материал), для отработки этого правила.
- Решить письменно задачу о ветеранах – 2
Историческая справка: (слайд 11) За тот месяц, что наполеоновская армия провела в Москве, город был полностью разрушен. Для руководства работами по его восстановлению была создана Комиссия для строения Москвы, в которую вошли виднейшие архитекторы столицы под руководством О.И. Бове. Огромной заслугой работы Комиссии является создание трёх парадных площадей города – Театральной, Воскресенской и Манежной.
Решить письменно:
(слайд 12) Задача о площадях: Театральная площадь занимает 42% территории, отведённой под Театральную, Воскресенскую и Манежную площади. Под Воскресенскую отведено 30% всей территории, а под Манежную – остальную площадь. Вычислите территорию, занимаемую этими площадями, если известно, что Манежная занимает 1,96 га.
V. Решить задачу самостоятельно с последующей проверкой (слайд 13)
VI. Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
Кто все хорошо понял поднимают зеленый квадрат, кто не все понял – поднимают желтый квадрат, кто совсем не понял материал – красный квадрат.
Беседа учителя с учащимися, которые не поняли материал.
VII. Домашнее задание: Составить задачу по данной теме по материалам Бородинского сражения