Урок повторения и систематизации знаний по теме "Морфемика". Урок-соревнование "Мед для Винни-Пуха". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по разделу “Морфемика”.

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепить умение обоснованно выделять морфемы;
  • различать разные формы одного и того же слова и однокоренные слова; - формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету при помощи игровой формы урока;
  • развивать логическое и образное мышление, речь, память;
  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с языковым материалом.

Развивающая:

  • развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, умение сравнивать, обобщать.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Форма урока: урок-соревнование “Мед для Винни-Пуха”, 3 команды по 6 человек.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, стенд с рисунками и сочинениями обучающихся, плакат со схемой прохождения препятствий (выполняется в виде карты путешествия героев мультфильма шефами старшеклассниками), который крепится на магнитную доску.

Ход урока

I. Организационный момент

Запись числа и темы урока.

II. Сообщение цели урока

Слово учителя (на доске висит карта сказочной страны Морфемики, по которой ребятам вместе со сказочными героями предстоит путешествие. На мультимедийном проекторе высвечивается Рисунок 1):

Представьте, ребята, у Винни-Пуха день рождения, а его друзья об этом забыли. Что больше всего любит медвежонок? Правильно, мед. (Рисунок 2) Сова, Тигра и Пятачок

(Рисунок 3) отправляются в трудное приключение. Каждый ряд будет помогать своему герою преодолевать препятствия в стране Морфемика. Каждая команда получила задание к этому уроку: выбрать одного из предложенных мультипликационных героев и придумать девиз для команды. (Капитан представляет название команды и все вместе скандируют свой девиз).

III. Разминка

Итак, герои отправляются в путь, для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. С какой морфемы мы начинаем морфемный разбор? Расскажите про эту морфему.
  2. Для чего служит основа слова?
  3. Расскажите про корень слова и объясните, что такое однокоренные слова?
  4. Какие части слова служат для образования новых слов? Дайте понятие суффикса. Расскажите про суффиксы существительных. Какие значения имеют суффиксы существительных, прилагательных? Что вы знаете про суффикс –л-?
  5. Объясните, для чего необходимы приставки. Какие значения имеют приставки?

IV. Догонялки

Итак, кто-то из героев уже дошел до поворота, а кто-то отстает. Дружнее помогайте своим мультипликационным героям. Следующее задание будет таким: необходимо составить слово, взяв из других слов указанные морфемы:

  • у слова обговорить – приставку,
  • у слова думать – корень,
  • у слова читать – суффикс,
  • у слова петь – окончание.

V. В гостях у Кенги и Ру

Наши друзья продолжают движение и уже близки к домику Кенги и крошки Ру (Рисунок 4). Чтобы ваши персонажи долго не задержались в гостях, необходимо правильно выполнить задание: определить окончание слов.

Приготовлю, приготовишь, приготовить; суп, суповой, супчики; мед, медовый, медовенький.

Конкурс капитанов

Необходимо заполнить примерами таблицу:

  приставка предлог
за    
на    
в    
про    
над    
с    
об    

VII. Гонка за лидером

Пока командиры заканчивают работу, вы должны распределить в два столбика слова в зависимости от того, как можно сказать о слове

оканчивается на... имеет окончание...
   

Диктуются слова: издавна, страна, группа, далеко, границы, написала, всегда, добра.

Проверим работы командиров (зачитываются слова, использованные в работе ребят, корректируются неправильные ответы). Смотрите-ка, наши друзья быстрее стали двигаться вперед. И герои устали, и вы, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.

VIII. Физкультминутка

Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

IX. Составление словосочетаний

Нужно продолжать путь и торопиться, ведь времени до дня рождения остается все меньше и меньше. Составьте словосочетания со словами:

стекло, светило, пила.

(Должно получиться шесть словосочетаний. При проверке работ учащиеся должны обосновать ответ).

А теперь с двумя получившимися словосочетаниями нужно составить сложное предложение (тип сложного предложения не указывается).

X. Слонопотам

Впереди перекресток, на нем мы видим Слонопотама (Рисунок 5), чтобы его миновать необходимо в ряде предложенных слов найти лишнее:

1) окно, звено, давно, прошмыгнуло;

2) лесной, лесного, лесным, лесник;

3) трава, пошла, красива, справа;

4) перелесок, передатчик, переделка, переделал;

XI. Вперед за подарком!

А вот наконец и дерево с медом. Но чтобы взять благополучно подарок для медвежонка, нужно, изменив форму всех данных слов, составить предложение.

Пчела, кружиться, вокруг, дерево, в, который, быть, улей.

Посмотрите, как рад Винни-Пух, что друзья пришли его поздравить (Рисунок 6).

XII. Рефлексия

На партах лежат листочки, с помощью которых вы отразите ваше настроение на уроке. Закончите предложение: “Моё настроение похоже на...”. Поставьте галочку около того значка, которому соответствует ваше состояние.

- солнышко;

- солнышко с тучкой;

- тучку;

- тучку с дождиком;

- тучку с молнией.

XIII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме “Морфемика”.

XIV. Подведение итогов, выставление оценок.