Цель урока: обобщение и систематизация знаний по разделу “Морфемика”.
Задачи урока:
Образовательная:
- закрепить умение обоснованно выделять морфемы;
- различать разные формы одного и того же слова и однокоренные слова; - формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету при помощи игровой формы урока;
- развивать логическое и образное мышление, речь, память;
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с языковым материалом.
Развивающая:
- развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, умение сравнивать, обобщать.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма урока: урок-соревнование “Мед для Винни-Пуха”, 3 команды по 6 человек.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, стенд с рисунками и сочинениями обучающихся, плакат со схемой прохождения препятствий (выполняется в виде карты путешествия героев мультфильма шефами старшеклассниками), который крепится на магнитную доску.
Ход урока
I. Организационный момент
Запись числа и темы урока.
II. Сообщение цели урока
Слово учителя (на доске висит карта сказочной страны Морфемики, по которой ребятам вместе со сказочными героями предстоит путешествие. На мультимедийном проекторе высвечивается Рисунок 1):
Представьте, ребята, у Винни-Пуха день рождения, а его друзья об этом забыли. Что больше всего любит медвежонок? Правильно, мед. (Рисунок 2) Сова, Тигра и Пятачок
(Рисунок 3) отправляются в трудное приключение. Каждый ряд будет помогать своему герою преодолевать препятствия в стране Морфемика. Каждая команда получила задание к этому уроку: выбрать одного из предложенных мультипликационных героев и придумать девиз для команды. (Капитан представляет название команды и все вместе скандируют свой девиз).
III. Разминка
Итак, герои отправляются в путь, для этого ответьте на следующие вопросы:
- С какой морфемы мы начинаем морфемный разбор? Расскажите про эту морфему.
- Для чего служит основа слова?
- Расскажите про корень слова и объясните, что такое однокоренные слова?
- Какие части слова служат для образования новых слов? Дайте понятие суффикса. Расскажите про суффиксы существительных. Какие значения имеют суффиксы существительных, прилагательных? Что вы знаете про суффикс –л-?
- Объясните, для чего необходимы приставки. Какие значения имеют приставки?
IV. Догонялки
Итак, кто-то из героев уже дошел до поворота, а кто-то отстает. Дружнее помогайте своим мультипликационным героям. Следующее задание будет таким: необходимо составить слово, взяв из других слов указанные морфемы:
- у слова обговорить – приставку,
- у слова думать – корень,
- у слова читать – суффикс,
- у слова петь – окончание.
V. В гостях у Кенги и Ру
Наши друзья продолжают движение и уже близки к домику Кенги и крошки Ру (Рисунок 4). Чтобы ваши персонажи долго не задержались в гостях, необходимо правильно выполнить задание: определить окончание слов.
Приготовлю, приготовишь, приготовить; суп, суповой, супчики; мед, медовый, медовенький.
Конкурс капитанов
Необходимо заполнить примерами таблицу:
приставка | предлог | |
за | ||
на | ||
в | ||
про | ||
над | ||
с | ||
об |
VII. Гонка за лидером
Пока командиры заканчивают работу, вы должны распределить в два столбика слова в зависимости от того, как можно сказать о слове
оканчивается на... | имеет окончание... |
Диктуются слова: издавна, страна, группа, далеко, границы, написала, всегда, добра.
Проверим работы командиров (зачитываются слова, использованные в работе ребят, корректируются неправильные ответы). Смотрите-ка, наши друзья быстрее стали двигаться вперед. И герои устали, и вы, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.
VIII. Физкультминутка
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
IX. Составление словосочетаний
Нужно продолжать путь и торопиться, ведь времени до дня рождения остается все меньше и меньше. Составьте словосочетания со словами:
стекло, светило, пила.
(Должно получиться шесть словосочетаний. При проверке работ учащиеся должны обосновать ответ).
А теперь с двумя получившимися словосочетаниями нужно составить сложное предложение (тип сложного предложения не указывается).
X. Слонопотам
Впереди перекресток, на нем мы видим Слонопотама (Рисунок 5), чтобы его миновать необходимо в ряде предложенных слов найти лишнее:
1) окно, звено, давно, прошмыгнуло;
2) лесной, лесного, лесным, лесник;
3) трава, пошла, красива, справа;
4) перелесок, передатчик, переделка, переделал;
XI. Вперед за подарком!
А вот наконец и дерево с медом. Но чтобы взять благополучно подарок для медвежонка, нужно, изменив форму всех данных слов, составить предложение.
Пчела, кружиться, вокруг, дерево, в, который, быть, улей.
Посмотрите, как рад Винни-Пух, что друзья пришли его поздравить (Рисунок 6).
XII. Рефлексия
На партах лежат листочки, с помощью которых вы отразите ваше настроение на уроке. Закончите предложение: “Моё настроение похоже на...”. Поставьте галочку около того значка, которому соответствует ваше состояние.
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
XIII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме “Морфемика”.
XIV. Подведение итогов, выставление оценок.