Цель: Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Задачи:
- Знакомить детей с песнями,танцами,хороводами,играми русского народа;
- Закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках;
- Передавать ритмический рисунок песни с помощью русских народных ударных инструментов;
- Вызывать эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку.
Предварительная работа.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с отрывками из произведения русского композитора Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”,с воспитателями в группе читают сказку А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”,слушают русские народные мелодии- “Ах вы,сени”; “Во кузнице”; “Во поле берёза стояла”; “Во саду ли в огороде”.Разучивают хороводы. Знакомятся с игрой на русских народных инструментах(ложки, трещётка, колотушки и т.д.).Изучают правила русских народных игр(“Лапта”, “Ручеёк”, “Салки” и т.д.),играют с воспитателями на улице и в группе.
Материал.
- Русские матрёшки;
- Атрибуты русского быта (чашки, тарелки, ложки, колотушка и т.д.);
- Русские сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков;
- Русские народные инструменты (ложки, трещётка, колотушка и т.д.)
- Платочки для танца;
- Атрибуты для игры “Огородник”(пенёк,палка, матрёшка)
- Большая матрёшка для подарков.
Ход занятия
Зал украшен предметами русского народного прикладного творчества (хохлома, дымковская игрушка, гжель, русские народные инструменты и т.д.)
Звучит русская народная мелодия “Русские наигрыши” - дети свободно заходят, рассматривают убранство зала.
Муз.руководитель-Сегодня на занятии мы будем петь, плясать, водить хороводы,играть и исполнять русские народные мелодии на народных инструментах.В старину девушки и парни,собираясь вместе,пели,водили хороводы.Давайте и мы сейчас заведём хоровод.
Девочки читают стихи:
Во долине-луговине девушки поют,
Во долине луговине- хоровод ведут!
По долине- луговине- девушки идут.
Песню звонкую, родную весело поют.
Звучит “Ах вы, сени”-дети танцуют хоровод (приложение №1).
Муз.руководитель - Очень любили на Руси шутки и смех. Вот послушайте,каквызывали плясунов на соревнование.
Мальчики читают заклички:
Эй, дайтемне сказать и начать сказание,вызываю плясунов на соревнование!
Уж я так устроен:петь,плясать настроен,один день не попляшу - на другой с ума схожу!
Ох,топну ногой да притопну другой, сколько я ни топочу, всё равно плясать хочу!
Звучит русс.народ.песня “Барыня”- дети играют в игру “Ну-ка перетанцуй!”(приложение№2)
Муз.руководитель исполняет на деревянных ложках ритмический рисунок знакомой мелодии, и предлагает детям узнать её.
Звучит “Во кузнице”.
Узнав мелодию, дети разбирают инструменты (трещётки, ложки, бубны, колотушки и т.д.)
Звучит оркестр - “Во кузнице” (приложение №3)
Муз.руководитель - Многие композиторы использовали русские народные песни в своём творчестве.Вот послушайте.
Звучит отрывок из симфонии №4 П.И.Чайковского.
Муз.руководитель - Какую мелодию напоминает?
Дети - “Во поле берёза стояла”.
Муз.Руководитель - Правильно, мелодию из песни “Во поле берёза стояла” использовал русский композитор Пётр Ильич Чайковский. А вот ещё послушайте, знакома-ли вам эта мелодия?
Звучит фрагмент из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
Дети- “Во саду ли в огороде”.
Муз.руководитель- Правильно. Это мелодия “Во саду ли в огороде” использовалась русским композитором Римским-Корсаковым в опере “Сказка о царе Салтане”. Давайте ещё послушаем этот отрывок, (любой ребёнок) в это время прочитает стихотворение из этой сказки:
“Ель растёт перед дворцом,
а под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
да затейница какая!
Белка песенки поёт
да орешки всё грызёт,
а орешки не простые,
все скорлупки золотые,
Ядра-чистый изумруд,
Слуги белку стерегут...” (А.С.Пушкин).
Муз. Руководитель - Назовите, какие три чуда в этой сказке вы помните?
Дети – Белка с золотыми орехами, тридцать три богатыря, Царевна-лебедь.
Муз.Руководитель - Много весёлых народных игр сохранилось в памяти людей.А вы ребята знаете русские народные игры?
Дети - “Лапта”, “Ручеёк”, “Догонялки”, “Салки”, “Огородник”.
Муз. Руководитель- Давайте и мы поиграем в русскую народную игру “Огородник”.
Игра “Огородник”(приложение №4)
Муз.руководитель - Закончим мы наше занятие весёлой плясовой, девочки могут взять платочки.
Звучит русская народная мелодия “Калинка” - дети исполняют свободную пляску.
Муз.руководитель - Вы плясали от души,держи подарок малыши!(даёт детям матрёшку). А матрёшка не простая,а с сюрпризом!(достают из матрёшки конфеты).
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.
Приложение № 1
Хоровод под русскую народную мелодию “Ах вы,сени”.
1 часть - дети бегут парами по кругу,
2 часть – мальчики садятся на одно колено, девочки оббегают вокруг мальчиков,
3 часть – девочки хлопают, мальчики делают присядку,
Повторение 1, 2, 3 части.
Приложение № 2
Игра “Ну-ка перетанцуй”. Под русскую народную музыку “Барыня”.
Дети стоят двумя шеренгами (девочки отдельно от мальчиков) лицом друг к другу.
1 часть - двигается топающим шагом вперёд и назад первая шеренга,
2 часть - двигается топающим шагом вперёд и назад вторая шеренга,
3 часть - две шеренги двигаются на встречу друг к другу и обратно,
4 часть – две шеренги двигаются на встречу и пары, взявшись за руки, кружатся топающим шагом
5, 6, 7, 8 часть – повторяются.
Приложение № 3
Оркестр под русскую народную мелодию “Во кузнице”.
1 часть – бубны,
2 часть – ложки.
3 часть –трещётки,
4 часть – колотушки,
Повторение - все играют одновременно.
Приложение № 4
Русская народная игра “Огородник”.
Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем : репой, редькой, луком, морковью и т.д. Дети становятся в круг. Один из участников – “огородник”- выходит в середину и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник!
- За чем пришёл?
- За репой!
Дети ведут хоровод приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена, посредине толста,
К концу востра прячет хвост под себя.
Кто к ней подойдёт, всяк за вихор возьмёт.
“Огородник” должен угадать кто “репа”, если правильно, то бежит за ней.
В середине большого обруча стоит пенёк, в центре складывают “репу”- венок. Все стоят за обручем, а “огородник” садится на пенёк стеречь “репу” и говорит:
“На пенёчке я сижу, мелки колышки тешу, огород горожу, белу репоньку сажу.”
По команде все стараются быстро забежать в “огород” и унести “репу”. Ребёнок, до которого дотронулся “огородник” выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет “репы”. (Игра Смоленской обл.//Науменко Г. Березовая карусель. - М.1980).