Цель урока: обучение анализу художественного произведения.
Знакомство с жизнью и творчеством Гаршина В.М. на примере сказки «Лягушка-путешественница».
Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных).
Образовательные задачи:
- уметь понимать авторскую позицию, высказывать мысли автора, видеть мораль сказки, мотивы главных героев;
- учить давать характеристику героям произведения;
- учить работать с планом произведения;
- закрепить знания школьников об авторских и народных сказках;
- учить делать выводы, работать с учебником.
Развивающие задачи:
- активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
- развивать связанную и монологическую речь, развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
- прививать интерес к литературному чтению;
- расширять кругозор;
- развивать навыки правильного чтения;
- развивать творческую деятельность учащихся;
- развивать психологические качества (внимание, восприятие, память, логическое мышление, воображение).
Воспитательные задачи:
- способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
- воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
- воспитывать прилежание;
- воспитать любовь к родному языку и литературе;
- воспитывать любовь к творчеству Гаршина В.М. через его произведения особенности его личности.
Оборудование:
- Учебник: Литературное чтение. 3 класс, 2 часть. Сост. Л.Ф. Климанова – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010;
- презентация по теме «Лягушка-путешественница», включающая портрет Гаршина В.М., запись сказки, слайды с работой над словарными словами, иллюстрации;
- карточки с буквами для ответов в тестировании;
- индивидуальные карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие. (слайд 1)
– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы отправимся в литературное путешествие.
2. Проверка рабочего места. (слайд 2)
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
– Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
3. Речевая разминка. Работа над скороговоркой. (слайд 3)
– Прочитайте загадку «жужжащим» чтением. Отгадайте.
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечьи плавает.
(Лягушка)
– Прочитаем загадку орфографически (так как записано) в медленном темпе; скороговоркой.
II. Постановка цели и задач урока.
1. Предварительная беседа
– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эту загадку? (ответы учащихся…)
– Мы сегодня познакомимся с литературным произведением «Лягушка-путешественница» – главной героиней которой будет лягушка. (слайд 4)
– Во втором классе мы изучали жанры литературного произведения.
– К концу сегодняшнего урока мы с вами определим, к какому виду жанра относится произведение «Лягушка-путешественница».
– Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово.
– А что означает второе слово «путешественница»? (ответы детей: это человек, который путешествует)
(слайд 5)
– Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник» обозначает человека, который передвигается по какой - либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
– Подберите однокоренные слова к слову «Путешественница»
(ответы детей: путешествие, путь, путник).
– Хорошо! Молодцы!
– Скажите, разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (предположения детей)
– Хорошо, но точно на этот вопрос мы сможем ответить только тогда, когда прочитаем произведение.
– Следующая задача, которую нам предстоит решить в течение урока – определить главную мысль и постараться понять, чему нас хотел научить автор этого увлекательного произведения.
III. Подготовительная работа, предшествующая восприятию художественного произведения.
1. Беседа о В.М. Гаршине. (слайд 6)
Настало время познакомиться с биографией автора.
– Гаршин Всеволод Михайлович родился в семье офицера кирасирского полка. В 1858 году семья Гаршиных поселилась в Старобельске. В 1860 году семья распалась, и мать увезла мальчика в Петербург. К семи годам Гаршин перечитал «массу книг», а в гимназии начал писать рассказы и сказки. В 1874 году поступил в Горный институт. Позже уехал добровольцем в Сербию, в бою был ранен и отправлен в Харьков, где жила его мать с младшим братом. В 1878 году поступил в Петербургский университет. В 1882 году вышла первая книга рассказов Гаршина. Тургенев назвал Гаршина своим Литературным наследником. Самым знаменитым произведением Гаршина является «Лягушка-путешественница».
2. Словарно-лексическое значение слов. (слайд 7)
Стихотворение о лягушке.
Лягушек спросили:
– О чем вы поете?
Ведь вы же,
Простите,
Сидите в болоте!
Лягушки сказали:
– О том и поем
Как чист и прозрачен
Родной водоем!
– Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.
– Посмотрите, наша лягушка сидит в болоте и окружена листьями кувшинок, оказывается, там спрятаны незнакомые, трудные слова.
– Первое слово, которое встретиться нам – это слово «благополучно». (гиперссылка)
– Поставим в слове ударение
(ответ учащихся)
– Прочитаем слово по слогам
(ответ учащихся: бла – го – по – луч - но)
– Как вы думаете, что обозначает это слово?
(ответ учащихся: удачно)
– Верно!
Слово «благополучно» означает удачный, успешный, вполне удовлетворяющий.
В.И. Даль
– Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание – коряга (гиперссылка)
– Поставим в слове ударение
(Ответ учащихся…)
– Прочитаем по слогам
(Ответ учащихся: ко – ря - га)
– Как вы думаете, что обозначает это слово?
(Ответ учащихся: это кусок дерева)
– Верно!
«Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева.»
В.И. Даль
– Посмотрите, наша лягушка сидит на той самой коряге.
– Следующее слово – это «тина» (гиперссылка)
– Поставим в слове ударение
(Ответ учеников…)
– Как вы думаете, что обозначает это слово?
(Ответ учащихся: зелёные нити, морская трава)
– Правильно!
«Тина – это длинная клеточная цепочка, высохшая тина на ощупь напоминает грубую бумагу.»
В.И. Даль
– Следующее слово – это «цеп» (гиперссылка)
– В этом слове одна ударная гласная «Е»
– Прочтём это слово вместе, хором…
– Как вы думаете, что обозначает это слово?
(ответ учащихся: орудие труда)
– Молодцы!
«Цеп – примитивное орудие для обмолота зерновых культур. Состоит из длинной (до 2 м) деревянной ручки и короткого (до 0,8м) била, соединенных сыромятным ремнём»
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
IV. Физминутка.
(слайд 12)
– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выполнить физминутку.
(Проговаривание с движениями)
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Рано утром просыпались
Полотенцем обтирались
Ножками топали, ручками хлопали
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкультпривет!
V. Первичное восприятие художественного произведения сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».
1. Прослушивание записи отрывка сказки. (слайд 13)
– Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи.
– Запомните интонацию, после прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.
Слушание сказки
2 Чтение учителем сказки (слайд 14)
– После прослушивания аудиозаписи, сказку начну читать я, а все остальные внимательно следят.
– Позже мы будем беседовать по содержанию сказки, кроме того, вам будет предложен тест на понимание текста.
3 Чтение детей(слайд 15)
VI. Первичное восприятие и эмоционально-оценочная беседа по сказке.
– Понравилась ли вам произведение?
– Чем? (ответы детей)
– Скажите, сейчас мы сможем определить жанр прочитанного произведения?
– Хотелось бы вам напомнить, (слайд 16) жанр – это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)
– Какие виды жанра вы знаете? Назовите их (ответы детей: сказка, стих, быль….)
– Правильно!
– К какому виду жанра относится данное произведение? (ответ ученика: сказка).
– Докажите, что это сказка. (Ответ учеников…)
– Верно, молодцы!
(слайд 17)
– А давайте вспомним, какие два вида сказок мы можем выделить?
(ответы детей: авторские и народные)
– Верно.
– А в чём отличие авторских сказок и народных? (ответы детей: авторские сказки – написаны писателем, имеют автора, а народные сказки автора не имеют, эти сказки из спокон веков передаются устно)
– Молодцы!
– Определите вид данной сказки. (ответы детей: авторская сказка)
– Правильно! Сказка «Лягушка-путешественница» авторская, так как это творение замечательного русского писателя В.М. Гаршина.
– Ребята, для вас я приготовила интересное задание. У вас на парте лежат карточки с буквами: «А», «Б», «В» - это и будет являться вариантом ответа на вопрос.
(слайд 18)
1. Назовите главного персонажа сказки:
А) утка
Б) человек
В) лягушка
(слайд 19)
2. Как вы можете описать характер Лягушки-путешественницы?
А) вредная
Б) хвастливая
В) скромная
(слайд 20)
3. О чём произведение Гаршина «Лягушка-путешественница»?
А) о дружбе
Б) о волшебстве
В) о приключении животных
(слайд 21)
4. Почему не состоялось путешествие лягушки?
А) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным
Б) лягушки не умеют летать
В) из-за хвастовства и зазнайства лягушки.
– Молодцы! Вы отлично справились!
– А теперь я предлагаю вам разбиться на группы, так как вас ожидают новые интересные задания по сказке.
VII. Работа в группах. Поиск информации в тексте учебника.
(слайд 22)
– Сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы по 8 человек в каждой.
– Каждой группе будут предложены индивидуальные карточки с тремя заданиями: 1. Вам нужно прочитать отрывок текста сказки на указанных страницах; 2. Ответить на вопросы; 3. Восстановить ход событий сказки по картинкам.
– Перед каждым ответом команда выбирает выступающего.
(слайд 23)
1 группа
Чтение первой части от начала сказки до слов: «И утки окружили лягушку»
(стр. 52-53)
– Почему утки решили приземлиться на болоте? Куда они летели?
– Какой вопрос лягушка задала уткам? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)
– Восстановите ход событий сказки по картинкам, которые лежат у вас на парте.
2 группа
Чтение отрывка от слов: «И утки окружили лягушку» до слов: «Нашли хороший…» (стр. 53- 55)
– Какое желание возникло у уток, когда они увидели лягушку?
– Что же придумала лягушка и как на её идею отреагировали утки? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)
3 группа
Чтение отрывка от слов: «Нашли хороший…» до конца сказки (стр. 56-59)
– Как она объяснила лягушкам свое появление на болоте?
– Как утки хвалили лягушку? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)
– Восстановите ход событий сказки по картинкам, которые лежат у вас на парте.(слайд 24 – проверка последнего вопроса )
VIII. Итог урока.
– Чему нас научила сказка? (Ответы детей: Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга).
– Понравился вам сегодня урок?
– Что больше всего запомнилось?
IХ. Домашнее задание.
Урок окончен. (слайд 25)