Обучение анализу художественного произведения младших школьников на примере сказки "Лягушка-путешественница" В.М. Гаршина (УМК "Школа России")"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: обучение анализу художественного произведения.

Знакомство с жизнью и творчеством Гаршина В.М. на примере сказки «Лягушка-путешественница».

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных).

Образовательные задачи:

  • уметь понимать авторскую позицию, высказывать мысли автора, видеть мораль сказки, мотивы главных героев;
  • учить давать характеристику героям произведения;
  • учить работать с планом произведения;
  • закрепить знания школьников об авторских и народных сказках;
  • учить делать выводы, работать с учебником.

Развивающие задачи:

  • активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
  • развивать связанную и монологическую речь, развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
  • прививать интерес к литературному чтению;
  • расширять кругозор;
  • развивать навыки правильного чтения;
  • развивать творческую деятельность учащихся;
  • развивать психологические качества (внимание, восприятие, память, логическое мышление, воображение).

Воспитательные задачи:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
  • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
  • воспитывать прилежание;
  • воспитать любовь к родному языку и литературе;
  • воспитывать любовь к творчеству Гаршина В.М. через его произведения особенности его личности.

Оборудование:

  • Учебник: Литературное чтение. 3 класс, 2 часть. Сост. Л.Ф. Климанова – 6-е изд. М.: Просвещение, 2010;
  • презентация по теме «Лягушка-путешественница», включающая портрет Гаршина В.М., запись сказки, слайды с работой над словарными словами, иллюстрации;
  • карточки с буквами для ответов в тестировании;
  • индивидуальные карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока 

I. Организационный момент.

1. Приветствие. (слайд 1)

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы отправимся в литературное путешествие.

2. Проверка рабочего места. (слайд 2)

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

3. Речевая разминка. Работа над скороговоркой. (слайд 3)

– Прочитайте загадку «жужжащим» чтением. Отгадайте.

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечьи плавает.
(Лягушка)

– Прочитаем загадку орфографически (так как записано) в медленном темпе; скороговоркой.

II. Постановка цели и задач урока.

1. Предварительная беседа

Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эту загадку? (ответы учащихся…)

– Мы сегодня познакомимся с литературным произведением «Лягушка-путешественница» – главной героиней которой будет лягушка. (слайд 4)

Во втором классе мы изучали жанры литературного произведения.

К концу сегодняшнего урока мы с вами определим, к какому виду жанра относится произведение «Лягушка-путешественница».

– Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово.

– А что означает второе слово «путешественница»? (ответы детей: это человек, который путешествует)

(слайд 5)

– Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник» обозначает человека, который передвигается по какой - либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

– Подберите однокоренные слова к слову «Путешественница»

(ответы детей: путешествие, путь, путник).

– Хорошо! Молодцы!

– Скажите, разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (предположения детей)

– Хорошо, но точно на этот вопрос мы сможем ответить только тогда, когда прочитаем произведение.

– Следующая задача, которую нам предстоит решить в течение урока – определить главную мысль и постараться понять, чему нас хотел научить автор этого увлекательного произведения.

III. Подготовительная работа, предшествующая восприятию художественного произведения.

1. Беседа о В.М. Гаршине. (слайд 6)

Настало время познакомиться с биографией автора.

– Гаршин Всеволод Михайлович родился в семье офицера кирасирского полка. В 1858 году семья Гаршиных поселилась в Старобельске. В 1860 году семья распалась, и мать увезла мальчика в Петербург. К семи годам Гаршин перечитал «массу книг», а в гимназии начал писать рассказы и сказки. В 1874 году поступил в Горный институт. Позже уехал добровольцем в Сербию, в бою был ранен и отправлен в Харьков, где жила его мать с младшим братом. В 1878 году поступил в Петербургский университет. В 1882 году вышла первая книга рассказов Гаршина. Тургенев назвал Гаршина своим Литературным наследником. Самым знаменитым произведением Гаршина является «Лягушка-путешественница».

2. Словарно-лексическое значение слов. (слайд 7)

Стихотворение о лягушке.

Лягушек спросили:
– О чем вы поете?
Ведь вы же,
Простите,
Сидите в болоте!
Лягушки сказали:
– О том и поем
Как чист и прозрачен
Родной водоем!

– Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.

– Посмотрите, наша лягушка сидит в болоте и окружена листьями кувшинок, оказывается, там спрятаны незнакомые, трудные слова.

Первое слово, которое встретиться нам – это слово «благополучно». (гиперссылка)

– Поставим в слове ударение

(ответ учащихся)

– Прочитаем слово по слогам

(ответ учащихся: бла – го – по – луч - но)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(ответ учащихся: удачно)

– Верно!

Слово «благополучно» означает удачный, успешный, вполне удовлетворяющий.
В.И. Даль

Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание – коряга (гиперссылка)

– Поставим в слове ударение

(Ответ учащихся…)

– Прочитаем по слогам

(Ответ учащихся: ко – ря - га)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(Ответ учащихся: это кусок дерева)

– Верно!

«Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева.»
В.И. Даль

– Посмотрите, наша лягушка сидит на той самой коряге.

Следующее слово – это «тина» (гиперссылка)

Поставим в слове ударение

(Ответ учеников…)

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(Ответ учащихся: зелёные нити, морская трава)

– Правильно!

«Тина – это длинная клеточная цепочка, высохшая тина на ощупь напоминает грубую бумагу.»
В.И. Даль

Следующее слово – это «цеп» (гиперссылка)

В этом слове одна ударная гласная «Е»

– Прочтём это слово вместе, хором…

– Как вы думаете, что обозначает это слово?

(ответ учащихся: орудие труда)

– Молодцы!

«Цеп – примитивное орудие для обмолота зерновых культур. Состоит из длинной (до 2 м) деревянной ручки и короткого (до 0,8м) била, соединенных сыромятным ремнём»
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

IV. Физминутка.

(слайд 12)

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и выполнить физминутку.

(Проговаривание с движениями)

На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Рано утром просыпались
Полотенцем обтирались
Ножками топали, ручками хлопали
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкультпривет!

V. Первичное восприятие художественного произведения сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».

1. Прослушивание записи отрывка сказки. (слайд 13)

– Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи.

– Запомните интонацию, после прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.

Слушание сказки

2 Чтение учителем сказки (слайд 14)

– После прослушивания аудиозаписи, сказку начну читать я, а все остальные внимательно следят.

– Позже мы будем беседовать по содержанию сказки, кроме того, вам будет предложен тест на понимание текста.

3 Чтение детей(слайд 15)

VI. Первичное восприятие и эмоционально-оценочная беседа по сказке.

Понравилась ли вам произведение?

– Чем? (ответы детей)

– Скажите, сейчас мы сможем определить жанр прочитанного произведения?

– Хотелось бы вам напомнить, (слайд 16) жанр – это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)

– Какие виды жанра вы знаете? Назовите их (ответы детей: сказка, стих, быль….)

– Правильно!

– К какому виду жанра относится данное произведение? (ответ ученика: сказка).

– Докажите, что это сказка. (Ответ учеников…)

– Верно, молодцы!

(слайд 17)

А давайте вспомним, какие два вида сказок мы можем выделить?

(ответы детей: авторские и народные)

– Верно.

– А в чём отличие авторских сказок и народных? (ответы детей: авторские сказки – написаны писателем, имеют автора, а народные сказки автора не имеют, эти сказки из спокон веков передаются устно)

– Молодцы!

– Определите вид данной сказки. (ответы детей: авторская сказка)

– Правильно! Сказка «Лягушка-путешественница» авторская, так как это творение замечательного русского писателя В.М. Гаршина.

– Ребята, для вас я приготовила интересное задание. У вас на парте лежат карточки с буквами: «А», «Б», «В» - это и будет являться вариантом ответа на вопрос.

(слайд 18)

1. Назовите главного персонажа сказки:

А) утка
Б) человек
В) лягушка

(слайд 19)

2. Как вы можете описать характер Лягушки-путешественницы?

А) вредная
Б) хвастливая
В) скромная

(слайд 20)

3. О чём произведение Гаршина «Лягушка-путешественница»?

А) о дружбе
Б) о волшебстве
В) о приключении животных

(слайд 21)

4. Почему не состоялось путешествие лягушки?

А) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным
Б) лягушки не умеют летать
В) из-за хвастовства и зазнайства лягушки.

– Молодцы! Вы отлично справились!

– А теперь я предлагаю вам разбиться на группы, так как вас ожидают новые интересные задания по сказке.

VII. Работа в группах. Поиск информации в тексте учебника.

(слайд 22)

– Сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы по 8 человек в каждой.

– Каждой группе будут предложены индивидуальные карточки с тремя заданиями: 1. Вам нужно прочитать отрывок текста сказки на указанных страницах; 2. Ответить на вопросы; 3. Восстановить ход событий сказки по картинкам.

– Перед каждым ответом команда выбирает выступающего.

(слайд 23)

1 группа

Чтение первой части от начала сказки до слов: «И утки окружили лягушку»

(стр. 52-53)

– Почему утки решили приземлиться на болоте? Куда они летели?

– Какой вопрос лягушка задала уткам? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)

– Восстановите ход событий сказки по картинкам, которые лежат у вас на парте.

2 группа

Чтение отрывка от слов: «И утки окружили лягушку» до слов: «Нашли хороший…» (стр. 53- 55)

– Какое желание возникло у уток, когда они увидели лягушку?

– Что же придумала лягушка и как на её идею отреагировали утки? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)

3 группа

Чтение отрывка от слов: «Нашли хороший…» до конца сказки (стр. 56-59)

– Как она объяснила лягушкам свое появление на болоте?

– Как утки хвалили лягушку? (Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваш ответ)

– Восстановите ход событий сказки по картинкам, которые лежат у вас на парте.(слайд 24 – проверка последнего вопроса )

VIII. Итог урока.

Чему нас научила сказка? (Ответы детей: Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга).

– Понравился вам сегодня урок?

– Что больше всего запомнилось?

IХ. Домашнее задание.

Урок окончен. (слайд 25)