Цели урока:
Образовательные:
- знать согласные звуки [х], [х’] и уметь писать строчнуюбукву “х”;
- познакомить с междометиями;
Развивающие:
- развивать умение подбирать слова – названия, развивать речь учащихся;
Воспитательные:
- учиться самостоятельности, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, учителем, воспитывать умение вести беседу.
Оборудование: индивидуальные карточки, кубики с картинками, одежда для “буковичков”.
Тип урока: урок введения нового материала
Ход урока
1. Организационный момент. (1 -2 мин)
- Ребята садитесь, пожалуйста.
- Какой у нас сегодня урок?
- Проверяем нашу готовность к уроку.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
2. Актуализация опорных знаний (5 мин )
Повторение изученного материала.
Возникновение проблемной ситуации.
- С какой буквой мы работаем два последних урока?
Расскажите мне оней?
- Прочитайте предложение:
У ребят корзина с ягодами.
- Найдите слово с буквой я, обозначающей один звук. Обозначьте точкой этот звук под ней.
- Найдите слово с буквой я , обозначающей два звука. Обозначьте точками звуки под ней.
- Прокомментируйте и подчеркните опасные места при написании.
3. Постановка учебной проблемы.
- А теперь прочитайте и запишите два предложения:
На холме стоит храм.
Можете вы его записать?
- Нет.
- Почему?
- Незнакомая буква.
- Какие в связи с этим возникают вопросы?
- Какая это буква, как она пишется, какие звуки она обозначает?
- Буква х. согласные звуки [х], [х’].
- Какова тема урока?
4. Введение нового материала. (12 мин )
Характеристика звука[ х].
- Давайте охарактеризуем эти звуки и оденем “буковичков” в азбуке и прописях.-
- Позовите этот звук по имени.
- Приложим ладошку к горлышку, слушаем звук
[ х] - глухой, твёрдый.
- А может кто-нибудь из вас придумать слово, чтобы звук [х’] был мягким?
- Хитрость, химия.
- Перед вами на доске несколько видов одежды “буковичков”. Выберите нужный.
Дети одевают “буковичков”.
- Молодцы! Чтобы поближе познакомиться с буквой х, выполните мою просьбу под счёт.
Раз – листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули,
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
Тренировка в написании буквых.
- Давайте научимся её писать.
- Сравните печатную и письменную букву х.
- Из каких элементов состоит буква х
- Из двух полуовалов.
- На какую букву похож правый полуовал?
- На букву с.
- Сначала пишется левый полуовал, затем правый. Буква пишется с отрывом ручки.- напишите букву х так , чтобы полуовалы были круглые.
- Кто написал, допишите половину строки, чтобы у вас получилось ещё лучше, обведите по светлым линиям буквы х в чередовании с буквой с и напишите самостоятельно по две буквы.
- Можем мы теперь записать наше предложение?
- Нет, не умеем соединять.
- Прочитайте буквосочетания с твёрдым звуком [х]
громко, а с мягким – тихо. Как соединяется х с другими буквами?
- Запишите на следующей свободной строке.
Воспроизведение нового материала.
- Прочитайте ещё раз предложение.
Все ли слова вам понятны по значению? Нет, мы не знаем значение слова храм.
- У вас на столе распечатки из толкового словаря.
Прочитайте:
Храм –
1) здание для богослужения, церковь.
2) место служения науке, искусству.
- Какие опасные места встречаются вам в этом предложении?
Запишите это предложение:
На холме стоит храм.
5. Физкультминутка.
Ежик.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
6. Выполнение упражнений. Знакомство с междометиями на азбуке.
- Рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке.
- Восторг, восхищение.
- Прочитайте предложение под кубиками именно с таким чувством. Попытайтесь повторить и жест мальчика.
- Какие чувства переживает второй мальчик?
- недовольство, усталость.
- Прочитайте предложение под кубиками, передавая голосом усталость.
- Кто из вас испытывал такое чувство голода, как мальчик, которого нарисовали на 3 кубике?
- Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.
- Ах, ох, ух – это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства.
7. Работа над текстом “ Ах и Ох”(7 мин)
а) Работа над текстом до чтения.
Прочитайте заглавие.
Почему некоторые слова написаны сбольшой буквы?
- Возможно, это имена людей.
- Где вы нашли подтверждение вашим предположениям?
На иллюстрации.
- Почему их так назвали? Разве есть такие имена?
- Как вы думаете, одинаково ли относятся они к одному и тому же событию?
б) Чтение текста про себя, затем вслух по предложению.
Вопросы по ходу чтения:
- Почему так неопределённо говорится о времени и месте?
Какие тексты так начинаются?
- Сказки.
- Правильны ли оказались наши предположения?
- Да, это имена героев.
- Какой характер был у Аха?
- Что узнали об Охе? Как вы понимаете значение слова скулил?
- Как вы думаете, чему радуется Ах утром?
- Что не нравится Оху с утра? Какое у него настроение?
Как надо прочитать реплику Оху?
- С неудовольствием, капризно.
- Можете ли вы предположить, одинаково ли они будут относиться к работе?
- Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Как вы догадались?
- Работает ли Ох? Чем он занят? Почему у него ноги зябнут?
- Почему Ах радуется? А Ох стонет?
- Как вы думаете, кому живётся легче?
Ответьте на вопросы ко всему тексту.
в) Вопросы ко всему тексту:
- Что можно сказать про двух братьев? Какие они?
- Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где
Ох?
- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?
- С кем бы из братьев ты хотел дружить? Почему?
Г) Выразительное чтение. Инсценирование сказки.
8 .Итог урока.(2 мин)
- С какой буквой сегодня мы познакомились?
- Что у нас получилось?
- Характеризовать новые звуки удалось?
- Научились писать новую букву?
- Для чего надо знать буквы и написать их?
- Удалось ли вам сохранить ваше хорошее настроение?
9. Рефлексия. (3 мин)
Продолжите фразу.
- Я узнал...
- Я запомнил...
- Я научился...
- Было легко когда....
- Испытывал затруднения при....
Ответы детей.