Тип урока: урок-путешествие.
Цель: закрепление изученного теоретического и вокально-хорового материала.
Задачи:
- Повторить разученные песни, динамические оттенки, изученные музыкальные инструменты;
- Воспитывать желание жить в мире, любовь к природе, к народной музыке, желание петь и узнавать новое;
- Развивать память, мышление, воображение, двигательно-речевую координацию, творческие способности.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, презентация, карточки с музыкальными терминами f и p.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Путешествие к Музыкальному Созвездию.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие на космическом корабле к Музыкальному Созвездию. В этом созвездии семь планет, ровно столько, сколько существует нот. Названия этих планет, конечно же, связаны с музыкой. При остановках на каждой планете мы будем исполнять соответствующую песню, либо отвечать на вопросы, связанные с музыкой.
III. Музыка в борьбе за мир.
И вот наш космический корабль стартует, (Слайд 2) вы слышите его позывные, звук двигателя и мы летим. (Слайд 3) Впереди множество планет, (Слайд 4) но мы летим к намеченной цели. Вот и первая планета Музыкального Созвездия. (Слайд 5) Она называется «Музыка в борьбе за мир». Все вы знаете, что самое ценное и дорогое для всех живых существ – это мир. Мир между странами, между народами, да и мир между ребятами в школе и даже мир и дружба внутри класса. Поэтому первая планета, к которой мы прилетели именно с таким названием – «Музыка в борьбе за мир». Композиторами написано много произведений прославляющих мир, произведений направленных против войн и вражды между народами.
И сейчас вы должны исполнить песню, которая бы соответствовала данной музыкальной планете. Сегодня у нас прозвучит песня о птице, которая является символом мира.
(«Мы рисуем голубя»)
(Слайды 6, 7)
«Мы рисуем голубя» – исполнение.
Муз. О. Ширяева Сл. М. Лисичина
-
Мы рисуем голубя
С веткою оливы,
Чтобы жили в мире мы
Радостно, счастливо.
Припев:
Белокрылый голубь наш,
Ты лети по свету,
Детям ты на всей земле
Передай приветы. -
Над землёю солнышко
Светит всем ребятам.
Будем нашей дружбою,
Радостью богаты.
П р и п е в.
IV. Музыка о природе.
(Слайд 8) Наш космический корабль взлетает и (Слайд 9) продолжает свой полёт. И вот следующая планета Музыкального Созвездия. (Слайд 10) Она называется «Музыка о природе». Нет такого человека, который бы не любил родную природу – птиц, зверей, цветы, луга, леса. Песен о природе мы учили уже достаточно. Давайте их перечислим.
(«Наш край», «Земелюшка-чернозём», «Скворушка прощается», «Перепёлочка» и другие)
Сейчас мы исполним замечательную песню, которая особенно подходит
к сегодняшнему уроку. Какое сейчас время года, месяц? (Осень, ноябрь). Совсем скоро зима и именно об этом периоде в природе – переход от осени к зиме – мы и исполним песню.
«Белая берёзонька» – исполнение с движениями. (Слайд 11)
Музыка и слова Н. Осокиной
-
Белая берёзонька плакала (Вытирают слёзы) (Слайд 12)
С веточек дождинками капала: (Взмахи руками)
«Был вчера из золота мой наряд,
А сегодня начался листопад». -
Белая берёзонька, потерпи (Слайд 13)
Наклони головушку и поспи, (Наклоняют голову, кладут на сложенные руки)
А зима на цыпочках подойдёт
И наряд серебряный принесёт.
V. Народная музыка.
(Слайд 14)Мы продолжаем наш необычный космический полёт. (Слайд 15) Наблюдаем окружающие звёзды. (Слайд 16) И вот на нашем пути следующая остановка – это планета «Народная музыка». Скажите, какую песню мы называем народной? (Которую создал народ, авторы её нам не известны)
Мы с вами живём в России и поэтому поговорим о русских народных песнях. Их за три года мы тоже выучили достаточно. Давайте их будем называть и пропевать по одному куплету. («Уж как шла лиса по травке», «Во поле берёза стояла», «Земелюшка-чернозём», «Как на тоненький ледок», «Ах вы сени мои, сени»)
А исполним мы на музыкальной планете весёлую, задорную песню «Частушки». Правда, в этой песне только музыка народная, а слова написал поэт В.Викторов.
«Частушки» – исполнение. (Слайды 17, 18)
Музыка народная Сл. В.Викторова
-
Девочки вы, девочки,
Конфеточки покушайте!
Мы споём частушечки,
А вы пока послушайте. -
Мальчики вы, мальчики,
Конфеточки покушайте!
Мы споём частушечки,
А вы пока послушайте. -
Девочки и мальчики
Конфеточки покушали.
Спели все частушечки
И вместе их послушали.
VI. Музыкальная грамота.
(Слайд 19) И вот мы опять в пути. (Слайд 20) Наш космический корабль летит соответственно намеченному курсу. (Слайд 21) На нашем пути остановка на планете «Музыкальная грамота». На уроках музыки мы не только поём песни, слушаем музыку, но и изучаем музыкальные термины. И совсем недавно, в первой четверти, мы изучили два музыкальных знака, без которых не обходится не один музыкант, ни один композитор. А если их поставить рядом и прочитать, то получится название известного вам музыкального инструмента. (Фортепиано) (Слайды 22, 23)
(Учитель показывает музыкальные знаки fи p, ученики их называют и объясняют их значение)
Для закрепления знаний, послушайте стихотворение и в тех местах, где я буду показывать карточки с музыкальными знаками, вы должны называть их обозначение – тихо или громко.
(Слайд 24)
Сказка про кота
Е. Королёва
Жил кот Василий.
Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень P всегда он ходил,
f настойчиво кушать просил,
Да mfна печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
f крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши P взмолились:
– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут mfвоскликнул кот: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши P вышли из норки.
f хрустя, съели хлебные корки,
Потом, mfсмеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, f чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались
До вечера громко f над ним потешались.
VII. Музыка и движение.
(Слайд 25) Мы снова в пути. (Слайд26) Нас манят своим светом звёзды. (Слайд 27) Но мы летим к планете с названием «Музыка и движение». На уроках ритмики мы разучили много упражнений, в которых вы поёте и двигаетесь одновременно. Сегодня, в преддверии зимы, мы исполним музыкально-ритмическое упражнение «Прогулка».
«Прогулка» – исполнение. (Слайд 28)
Мы пришли в зимний лес. – Шагают на месте (Слайд 29)
Сколько здесь вокруг чудес! – Разводят руки в стороны.
Слева – берёзка в шубке стоит, – Отводят руку влево (Слайд 30)
Справа – ёлка на нас глядит. – Отводят руку вправо.
Пролетели снегири – – Машут руками. (Слайд 31)
– Как красивы они!
Вот и зайка проскакал – – Скачут на месте (Слайд 32)
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет – – Изображают злого волка. (Слайд 33)
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, – Закрывают лицо руками и (Слайд 34)
Не найдёт тогда он нас. приседают на корточки.
Лишь медведь в берлоге спит. (Слайд 35)
Так всю зиму и проспит!
VIII. Музыкальные инструменты.
(Слайд 36) Космический корабль подаёт нам сигнал и мы отправляемся к следующей планете (Слайд 37) Музыкального Созвездия, которая называется (Слайд 38) «Музыкальные инструменты». На уроках музыки мы изучаем музыкальные инструменты – как они выглядят, как звучат, принцип звукоизвлечения. К четвёртому классу знаем уже несколько из них. Сейчас на слайдах вы увидите эти инструменты и услышите их звучание. Необходимо назвать каждый и отнести его к соответствующей группе по звукоизвлечению – ударные, струнные или духовые музыкальные инструменты.
(Слайды 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45)
(Арфа, балалайка, барабан, труба, скрипка, гитара, орган)
IX. Шутка в музыке.
(Слайд 46) Мы взлетаем. (Слайд 47) Летим к последней планете нашего космического путешествия. (Слайд 48) У неё весёлое название – «Шутка в музыке». В первом классе мы учили шуточную песенку. Назовите её. («Дон-дон»)
А сейчас исполним шуточную песню «Ехала деревня».
«Ехала деревня» – исполнение с хлопками.
Муз. А. Князькова Слова народные
-
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу конь из-под кнута
И давай дубасить ею ворота. -
На рассвете летом снежным вечерком
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз. -
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Избы убежали из деревни вон.
X. Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу, и я хочу, чтобы те ребята, которым понравилось так путешествовать на уроке музыки подняли карточки с изображённой улыбкой, а те, кому было не так уж интересно – карточки без улыбки.
XI. Итог урока.
Вот и закончилось наше космическое путешествие. (Слайд 49) Мы прощаемся с Музыкальным Созвездием и возвращаемся на нашу планету Земля в наш класс, где будем продолжать учиться – разучивать новые песни, знакомиться с творчеством разных композиторов, слушать музыку, двигаться под музыку. Вы узнаете новые для вас музыкальные инструменты, новые музыкальные термины. Впереди вас ждёт много открытий и путешествий! До встречи!