Урок музыки по теме "Путешествие к Музыкальному Созвездию". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: урок-путешествие.

Цель: закрепление изученного теоретического и вокально-хорового материала.

Задачи:

  • Повторить разученные песни, динамические оттенки, изученные музыкальные инструменты;
  • Воспитывать желание жить в мире, любовь к природе, к народной музыке, желание петь и узнавать новое;
  • Развивать память, мышление, воображение, двигательно-речевую координацию, творческие способности.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, презентация, карточки с музыкальными терминами f и p.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Путешествие к Музыкальному Созвездию.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие на космическом корабле к Музыкальному Созвездию. В этом созвездии семь планет, ровно столько, сколько существует нот. Названия этих планет, конечно же, связаны с музыкой. При остановках на каждой планете мы будем исполнять соответствующую песню, либо отвечать на вопросы, связанные с музыкой.

III. Музыка в борьбе за мир.

И вот наш космический корабль стартует, (Слайд 2) вы слышите его позывные, звук двигателя и мы летим. (Слайд 3) Впереди множество планет, (Слайд 4) но мы летим к намеченной цели. Вот и первая планета Музыкального Созвездия. (Слайд 5) Она называется «Музыка в борьбе за мир». Все вы знаете, что самое ценное и дорогое для всех живых существ – это мир. Мир между странами, между народами, да и мир между ребятами в школе и даже мир и дружба внутри класса. Поэтому первая планета, к которой мы прилетели именно с таким названием – «Музыка в борьбе за мир». Композиторами написано много произведений прославляющих мир, произведений направленных против войн и вражды между народами.

И сейчас вы должны исполнить песню, которая бы соответствовала данной музыкальной планете. Сегодня у нас прозвучит песня о птице, которая является символом мира.

(«Мы рисуем голубя»)

(Слайды 6, 7) 

«Мы рисуем голубя» – исполнение.

Муз. О. Ширяева Сл. М. Лисичина

  1. Мы рисуем голубя
    С веткою оливы,
    Чтобы жили в мире мы
    Радостно, счастливо.

    Припев:
    Белокрылый голубь наш,
    Ты лети по свету,
    Детям ты на всей земле
    Передай приветы.

  2. Над землёю солнышко
    Светит всем ребятам.
    Будем нашей дружбою,
    Радостью богаты.

    П р и п е в.

IV. Музыка о природе.

(Слайд 8) Наш космический корабль взлетает и (Слайд 9) продолжает свой полёт. И вот следующая планета Музыкального Созвездия. (Слайд 10) Она называется «Музыка о природе». Нет такого человека, который бы не любил родную природу – птиц, зверей, цветы, луга, леса. Песен о природе мы учили уже достаточно. Давайте их перечислим.

(«Наш край», «Земелюшка-чернозём», «Скворушка прощается», «Перепёлочка» и другие)

Сейчас мы исполним замечательную песню, которая особенно подходит

к сегодняшнему уроку. Какое сейчас время года, месяц? (Осень, ноябрь). Совсем скоро зима и именно об этом периоде в природе – переход от осени к зиме – мы и исполним песню.

«Белая берёзонька» – исполнение с движениями. (Слайд 11)

Музыка и слова Н. Осокиной

  1. Белая берёзонька плакала (Вытирают слёзы) (Слайд 12)
    С веточек дождинками капала: (Взмахи руками)
    «Был вчера из золота мой наряд,
    А сегодня начался листопад».

  2. Белая берёзонька, потерпи (Слайд 13)
    Наклони головушку и поспи, (Наклоняют голову, кладут на сложенные руки)
    А зима на цыпочках подойдёт
    И наряд серебряный принесёт.

V. Народная музыка.

(Слайд 14)Мы продолжаем наш необычный космический полёт. (Слайд 15) Наблюдаем окружающие звёзды. (Слайд 16) И вот на нашем пути следующая остановка – это планета «Народная музыка». Скажите, какую песню мы называем народной? (Которую создал народ, авторы её нам не известны)

Мы с вами живём в России и поэтому поговорим о русских народных песнях. Их за три года мы тоже выучили достаточно. Давайте их будем называть и пропевать по одному куплету. («Уж как шла лиса по травке», «Во поле берёза стояла», «Земелюшка-чернозём», «Как на тоненький ледок», «Ах вы сени мои, сени»)

А исполним мы на музыкальной планете весёлую, задорную песню «Частушки». Правда, в этой песне только музыка народная, а слова написал поэт В.Викторов.

«Частушки» – исполнение. (Слайды 17, 18)

Музыка народная Сл. В.Викторова

  1. Девочки вы, девочки,
    Конфеточки покушайте!
    Мы споём частушечки,
    А вы пока послушайте.

  2. Мальчики вы, мальчики,
    Конфеточки покушайте!
    Мы споём частушечки,
    А вы пока послушайте.

  3. Девочки и мальчики
    Конфеточки покушали.
    Спели все частушечки
    И вместе их послушали.

VI. Музыкальная грамота.

(Слайд 19) И вот мы опять в пути. (Слайд 20) Наш космический корабль летит соответственно намеченному курсу. (Слайд 21) На нашем пути остановка на планете «Музыкальная грамота». На уроках музыки мы не только поём песни, слушаем музыку, но и изучаем музыкальные термины. И совсем недавно, в первой четверти, мы изучили два музыкальных знака, без которых не обходится не один музыкант, ни один композитор. А если их поставить рядом и прочитать, то получится название известного вам музыкального инструмента. (Фортепиано) (Слайды 22, 23)

(Учитель показывает музыкальные знаки fи p, ученики их называют и объясняют их значение)

Для закрепления знаний, послушайте стихотворение и в тех местах, где я буду показывать карточки с музыкальными знаками, вы должны называть их обозначение – тихо или громко.

(Слайд 24)

Сказка про кота

Е. Королёва

Жил кот Василий.
Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень P всегда он ходил,
f настойчиво кушать просил,
Да mfна печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
f крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши P взмолились:
– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут mfвоскликнул кот: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:

Мыши P вышли из норки.
f хрустя, съели хлебные корки,
Потом, mfсмеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, f чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались
До вечера громко f над ним потешались.

VII. Музыка и движение.

(Слайд 25) Мы снова в пути. (Слайд26) Нас манят своим светом звёзды. (Слайд 27) Но мы летим к планете с названием «Музыка и движение». На уроках ритмики мы разучили много упражнений, в которых вы поёте и двигаетесь одновременно. Сегодня, в преддверии зимы, мы исполним музыкально-ритмическое упражнение «Прогулка».

«Прогулка» – исполнение. (Слайд 28)

Мы пришли в зимний лес. – Шагают на месте (Слайд 29)
Сколько здесь вокруг чудес! – Разводят руки в стороны.
Слева – берёзка в шубке стоит, – Отводят руку влево (Слайд 30)
Справа – ёлка на нас глядит. – Отводят руку вправо.
Пролетели снегири – – Машут руками. (Слайд 31)
– Как красивы они!
Вот и зайка проскакал – – Скачут на месте (Слайд 32)
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет – – Изображают злого волка. (Слайд 33)
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, – Закрывают лицо руками и (Слайд 34)
Не найдёт тогда он нас. приседают на корточки.
Лишь медведь в берлоге спит. (Слайд 35)
Так всю зиму и проспит!

VIII. Музыкальные инструменты.

(Слайд 36) Космический корабль подаёт нам сигнал и мы отправляемся к следующей планете (Слайд 37) Музыкального Созвездия, которая называется (Слайд 38) «Музыкальные инструменты». На уроках музыки мы изучаем музыкальные инструменты – как они выглядят, как звучат, принцип звукоизвлечения. К четвёртому классу знаем уже несколько из них. Сейчас на слайдах вы увидите эти инструменты и услышите их звучание. Необходимо назвать каждый и отнести его к соответствующей группе по звукоизвлечению – ударные, струнные или духовые музыкальные инструменты.

(Слайды 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45)

(Арфа, балалайка, барабан, труба, скрипка, гитара, орган)

IX. Шутка в музыке.

(Слайд 46) Мы взлетаем. (Слайд 47) Летим к последней планете нашего космического путешествия. (Слайд 48) У неё весёлое название – «Шутка в музыке». В первом классе мы учили шуточную песенку. Назовите её. («Дон-дон»)

А сейчас исполним шуточную песню «Ехала деревня».

«Ехала деревня» – исполнение с хлопками.

Муз. А. Князькова Слова народные

  1. Ехала деревня мимо мужика
    Вдруг из-под собаки лают ворота.
    Выхватил телегу конь из-под кнута
    И давай дубасить ею ворота.

  2. На рассвете летом снежным вечерком
    Лошадь подгоняла мужика кнутом.
    Лошадь ела сало, а мужик овёс,
    Лошадь села в сани, а мужик повёз.

  3. Кнут схватил собаку парить мужика,
    А мужик со страху влез на ворота.
    Крыши испугались, сели на ворон,
    Избы убежали из деревни вон.

X. Рефлексия.

Наше путешествие подходит к концу, и я хочу, чтобы те ребята, которым понравилось так путешествовать на уроке музыки подняли карточки с изображённой улыбкой, а те, кому было не так уж интересно – карточки без улыбки.

XI. Итог урока.

Вот и закончилось наше космическое путешествие. (Слайд 49) Мы прощаемся с Музыкальным Созвездием и возвращаемся на нашу планету Земля в наш класс, где будем продолжать учиться – разучивать новые песни, знакомиться с творчеством разных композиторов, слушать музыку, двигаться под музыку. Вы узнаете новые для вас музыкальные инструменты, новые музыкальные термины. Впереди вас ждёт много открытий и путешествий! До встречи!