Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
- Познакомить с буквой Ь (мягкий знак).
- Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
- Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Прочитайте поговорку на доске:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдиться не умения узнавать новое.)
Слайд 2 (приложение 1)
- Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами “открываем” новое знание).
Слайд 3.
- Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в “открытии” нового знания.
- Чему были посвящены прошлые уроки? (Мы узнавали “секреты” букв е, ё, я, ю.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с “секретом” ещё одной буквы.
- Пожелайте друг другу удачи в путь!
- С чего начнём наш урок? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение соотносить звук и букву, знание правила написания букв гласных звуков после мягких согласных;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
- Я предлагаю вам выполнить в парах тест. Вспомните правила работы в парах. (Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.)
Выполняют тест (приложение 2) на персональных ноутбуках.
- Какой эталон повторили? (Эталон букв гласных звуков.)
- Посмотрите на эталон на доске, всё ли правильно? (Нет, поменялись местами буквы у – ю.)
Слайд 4.
- Кто изображен на картинке? (Лоси.)
Слайд 5.
- Выполните звуковой анализ слова лоси. (Один ученик выполняет у доски, а остальные на индивидуальных планшетах)
- Обозначьте звуки буквами. (Записывают слово лоси)
- Кто изображен на следующей картинке? (Один лось.)
Слайд 5, анимация 1.
- Составьте звуковую схему слова лось. (Один ученик выполняет у доски, а остальные на индивидуальных планшетах)
- Чем отличается эта схема от предыдущей? (Нет четвертого звука [и].)
- Напишите буквами это слово без и. Что получилось? (Лос)
- Что же получается при чтении по звуковой схеме получается слово, а буквами – нет.
- Что мешает появлению задуманного слова? (Вместо мягкого согласного [c,] на конце оказывается твёрдый)
- Почему так вышло? (Букву и, обозначающую мягкость, убрали.)
- Ребята, все задания, которые мы выполняли, они для нас новые? (Нет, мы это все знаем.)
- Для чего мы их повторяли? (Они нам пригодятся при открытии нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание на пробное действие.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Подумайте как можно обозначить на письме мягкость согласного звука [c,]? (Дети на планшетах в течение одной минуты придумывают свои варианты.)
- У кого нет ответа? (Дети поднимают руки)
- Что показало пробное действие? (Мы не смогли обозначить на письме мягкость согласного звука [c,])
- У кого есть ответ? (В случае если среди ответов есть правильный, попросить обосновать, полученный ответ.)
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать написание буквы ь, так как в нашем эталоне нет буквы, которая указывает на мягкость согласного в конце слова).
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения.
- Какое задание выполняли? (Мы должны были обозначить на письме мягкость согласного звука [c,] в слове лось.)
- Что нового в этом задании? (Надо обозначить мягкость согласного звука на конце слова, когда после согласного нет гласного звука.)
- В чем затруднение? (Мы не знаем, какой буквой обозначать мягкость согласного звука на конце слова, когда после него нет гласного.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Открыть способ обозначения мягкости согласного звука на конце слова.)
- Что вам может помочь? (Мы посмотрим в учебнике.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способ обозначения мягких согласных на конце слова буквой ь;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
- Откройте букварь на с.20, как называется буква, которая будет указывать на мягкость согласных на конце слова. (- Буква ь. Если дети не назовут, то называет учитель)
Слайд 5, анимация 2.
- Подставьте букву ь в слово лос. (Дети на своих планшетах вписывают ь)
- Прочитайте слово. Какую же работу будет выполнять эта буква? (Указывать на мягкость впередистоящего звука.)
- В букваре мы видим розовую рамочку. Давайте расшифруем запись в этой рамке. (Буква ь не обозначает никакого звука: ни гласного, ни согласного.)
Слайд 5, анимация 3.
- Что же мы теперь сможем делать? (Обозначать на письме мягкость согласного звука буквой ь и читать слова с ь на конце слова.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в чтении слов с ь и обозначении на письме мягкости согласных звуков на конце слова буквой ь.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи способ обозначения мягкости согласных звуков буквой ь.
- Прочитайте сочетания букв на доске. (Читают)
Слайд 6.
- Прочитайте слова в букваре на с.20. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика? (В первом столбике слова обозначают одно животное, а во втором – много.)
Слайд 7.
- Как обозначается мягкость последних звуков в первом столбике? Как во втором? (В первом – буквой и, во втором – буквой ь.)
- Прочитайте текст на с.2 и назовите одним словом. (Читают и называют:.... – это рыбы, .... – это животные, .... – это растения)
Слайд 8.
- Прочитайте названия рыб, подчеркните в названиях рыб буквы твердых согласных одной чертой, а мягких – двумя. (Выполняют по очереди у доски, а остальные в букваре)
Слайд 8, анимация 1.
- Кто допустил ошибки? В чем они?
- Исправьте ошибки.
- А как убедиться в том, что вы хорошо усвоили новый способ и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение обозначать мягкость согласных звуков на конце слова буквой ь.
- Выполните самостоятельную работу. (На работу отводится 5 минут, текст работы на слайде 9)
Сравните свою запись с образцом на слайде 10.
Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки)
Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки “?”, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
У кого, верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки)
Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать навыки чтения.
- Прочитайте слова в столбиках на с.21.
Слайд 11.
- Назовите звуки, которыми отличаются пары слов. ([л]-[л,], [т]-[т,], [с]-[с,])
Слайд 11, анимация 1, 2, 3.
- Все ли слова понятны?
- Что обозначает слово мель? Слово шест? (Если дети затрудняются ответить, то смотрим значение слов в словаре С.И.Ожегова)
Щелчок на слово мель и слово шест отправляет на слайд 13 и 14 (толкование слова мель и шест)
- Составьте предложение со словом мел, шесть.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
- Какую цель ставили на уроке? (Открыть способ обозначения мягкости согласного звука на конце слова.)
- Вам удалось достичь цель? (Да)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
- Оцените свою работу на лесенке успеха: если у вас не осталось вопросов и вы можете рассказать о новом знании друзьям или родителям, поставьте отметку на верхней ступеньке лесенки. Если вы не поняли новой темы – на нижней ступеньке. А если вы не уверены в своих знаниях, у вас остались вопросы, поставьте отметку на 2-й или 3-й ступеньке; на какой именно вы решите сами.
- Дома вы поработаете со словами на с.21 букваря и прочитаете текст на этой же странице, который вам надо озаглавить.