Урок литературного чтения, химии и МХК "Современное искусство и наука: единство противоположностей"

Разделы: Химия, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Ключевые слова: химия, обобщающий урок, 11 класс, МХК, металлы, сплавы, средства художественной выразительности


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель урока: показать учащимся, что наука и искусство – это разные «крылья» культуры

Задачи урока:

  • Совершенствовать умение работать в группе
  • Развитие навыков анализа и наблюдения
  • Побудить к творчеству, созданию собственного текста культуры
  • Работа с разными источниками информации (учебник, интернет, научно- популярная литература)

Обобщающий урок по теме «Металлы» для учащихся 11 класса в курсе химии может быть проведен как интегрированный с уроком МХК.

Ход урока

Урок начинается с обсуждения группами (4) высказывания венгерского химики Беллы Визи: «Художники могли бы во многом усовершенствовать химическое образование. Два столетия этот круг наук изучали, как правило, в отрыве от их корней, древней истории ремесел, наконец, эстетической стороны науки о веществе. Между тем у нашей цивилизации издавна была потребность осваивать явления материального мира комплексно – как научно, так и эмоционально».

Вопросы:

  • Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Обоснуйте свой ответ.

Далее учитель рассказывает о работе современного итальянского скульптора Аугусто Мурера и показывает на экране фотографию его работы «Фавн». Выясняем, что за персонаж стал героем обсуждения:

  • В римской мифологии равнинный бог полей, лесов, пастбищ и животных
  • Имя – лат. – «помогать», «Быть одержимым», «пророчествовать»
  • Лукавое, опасное божество: он воровал детей, насылал кошмары и болезни, соблазнял женщин
  • Дает предсказания под шум леса или во сне

Каждая группа получает задание и в течение 20-25 мин выполняет его (ответы на вопросы, поставленные учителем).

  • 1-я группа – скульпторы
  • 2-я группа – литейщики
  • 3-я группа – химики
  • 4-я группа – музейщики, культурологи

По окончании обсуждения внутри группы учащиеся (по 1 от группы) выступают с рассказами о работе профессионала, причастного к созданию скульптуры. В конце урока смотрим небольшой видеофильм.

Домашнее задание для учащихся: создать синквейн на тему «наука» или «искусство».

Вопросы группам

1-я группа – скульпторы

  • Что изображает скульптура?
  • Какие эмоции выражает?
  • Какое действие изображает?
  • Как вы думаете, почему современный художник выбрал для изображения персонажа римской мифологии?

2-я группа – литейщики

  • Из какого материала сделана скульптура?
  • Каков состав материала?
  • Какова технология создания такой скульптуры?
  • Сколько материала понадобится? Как это рассчитать?

3-я группа – химики

  • Какие виды художественной обработки металла возможны?
  • Как эта работа помогает или усиливает эмоциональное восприятие художественного произведения?
  • Что такое патинирование с химической точки зрения?

4-я группа – культурологи, музейщики

  • Эта скульптура – дар автора Эрмитажу
  • Какое место вы бы выбрали показа и жизни этой работы Мурера?
  • Обоснуйте свое мнение
  • Нужна ли музыка для более эмоционального восприятия?
  • Если да, то какая?

Высказывания учащихся

1-й группы – скульпторов

  • Фавн в римской мифологии является лесным божеством. Очеловеченный Фавн Мурера показывает единение с природой: его руки как стволы дерева, его голова похожа на верхушку дерева
  • Легкость, сосредоточенность, игривость. Думается о раннем утре. Его музыка помогает слиться с природой, почувствовать чудесные моменты весны.
  • Фавн как бы заманивает очередную неосторожную жертву; его тело спиралью ввинчивается в небо, призывая к себе
  • В его облике сочетается опасность, естественность. Облик Фавна не традиционен, а очеловечен

2-й группы – литейщиков

  • Скульптура изготовлена из бронзы. В состав этого сплава входит медь и от 5 до 25% олова, а также не более 1% свинца и мышьяка
  • Есть несколько способов отливки, наиболее традиционный предполагает несколько этапов: глиняная форма в натуральную величину, затем по частям гипсовая форма; из полученных кусков собирается полная модель, в которую заливают воск.

3-й группы – химиков

  • Существуют разные виды художественной обработки металлов: матирование, чернение, оксидирование
  • Патина – тончайшая пленка из оксидов меди, патинирование – искусственное старение (окисление) металла
  • Самым ценным и эффективным в смысле защиты от коррозии является нижний слой патины – слой закиси меди (куприта)
  • Виды художественной обработки зависят от свойств металла и целей, которые преследует автор
  • Зеленый цвет патины усиливает впечатление (Фавн обитает в лесах – темно- зеленый цвет патины)

4-й группы – культурологов, музейщиков

  • Я представляю эту скульптуру на лугу, опаленном солнечными лучами, и из его флейты доносится спокойный мелодичный звук
  • Мы бы выбрали для этой скульптуры одни из небольших скверов в центре города с густой листвой, например Юсуповский
  • Скульптуру можно поместить в тихом уголке сада, среди кустов, зелени, рядом можно поставить небольшой фонтан
  • Эта скульптура изображает лесное божество, поэтому ей место не в светлом зале, а в тенистом и тихом уголке сада

Лучшие работы учащихся:

Наука
Умная, интеллектуальная
Анализировать, мыслить, наблюдать
Век живи – век учись!
Прогресс

Искусство
Эмоциональное, прекрасное
Творить, фантазировать, восхищаться, чувствовать, созерцать
Красота спасет мир!
Духовное совершенство