«Новые сапоги всегда жмут»
К. Прутков
Цели:
- научить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
- продолжить отрабатывать навык решения задач на дроби;
- формировать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Мотивация
На доске изображен ребус и три анаграммы – просьба их расшифровать.
Рисунок 1 – «Дробь».
Анаграммы:
- ИТЛИЬЛЕСЧ – Числитель
- ТРЗОНЬСА – Разность
- МАСУМ – Сумма
– Как вы думаете, почему я предложила именно
этот ребус и эти анаграммы? Да, действительно,
сегодня мы тоже будем выполнять задания,
связанные с обычными дробями.
– Начнем с разминки
3. Разминка
1) Иск.лючите лишнее число
А) 3/4; 1/2; 31/100; 850/237;
Б) 16/8; 26/13; 40/21; 38/19;
В) 2/3; 5/7; 7/9; 11/13
2) Вместо * вставьте такое число, чтобы получить верное равенство:
2/5 = */10
15/24 = 4/*
3) Приведите дроби к общему знаменателю
2/8 и 5/16
4/9 и 1/6
4) Вычислите:
А) 11/13 + 2/13
Б) 1 – 3/16
В) 3/4 – 2/5
Г) 5/16 + 3/16
Д) 5/9 + 4/27
Е) 3/5 + 2/15
– Итак, затруднения с тремя примерами. Возникла
проблема – как складывать и вычитать дроби с
разными знаменателями?
– Сейчас мы и научимся.
– Сформулируйте тему урока.
– Записали в тетрадях число, классная работа.
Эпиграфом урока будут слова «Новые сапоги всегда
жмут» К. Прутков – псевдоним группы писателей 19
века А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых.
– Как вы понимаете слова эпиграфа?
– Вернемся к нашим примерам, запишем их в
тетрадь.
4. Объяснение нового материала
5/9 + 4/27
3/5 + 2/15
3/4 – 2/5
– Как решить?! Ваши предложения!
Идет обсуждение ответов.
Вывод: чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю.
Оформление:
5/9 + 4/27 = 15/27 + 4/27 = (15 + 4)/27 = 19/27
3/5 + 2/15 = (9 + 2)/15 = 11/15
3/4 + 2/5 = (15 + 8)/20 = 23/20
5. Закрепление материала
№ 442 (а, б)
№ 444 (а, б)
1/2 +2/3+ 3/4
– Приводим к самому маленькому общему знаменателю. Ну как, жмут новые сапоги?
Самостоятельно: (двоих к доске)
7/8 +1/6 – 2/3 = (21 + 4 – 16)/24 = 9/24 = 3/8
Еще раз сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаками.
6. Решение задач
– А теперь перейдем к решению задач, некоторые
из них составили вы. Я просила вас составить
задачи с историческим содержанием неспроста, в
2012 году вся страна будет отмечать 1150летие
Российской государственности, и наш город
Новгород считается Родиной России.
С 862-882 гг. – 20 лет Новгород был столицей Руси.
– Нам новгородцам, как никому другому, нужно знать историю нашего края и, сегодня, из решения задач узнаем некоторые факты тех далеких лет.
- Задача Тихоновой Н.
- Слайд № 6
- Слайд № 7
- Слайд № 8
– Сейчас Новгород – небольшой город, но в
средние века на являлся одним из крупнейших
русских городов.
Выясним какова была площадь и численность
населения Новгорода в 15-16 в.
Слайд №9
7. Интересное и меткое
«арифметическое» сравнение сделал Л.Н. Толстой.
Он говорил, что человек подобен дроби, числитель
которой есть то, что человек представляет собой,
а знаменатель то, что думает о себе. Чем больше
человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а
значит тем меньше дробь.
– Как ты думаешь, какой дробью правильной или
неправильной лучше быть?
– А себя ты какой дробью считаешь?
– Наш урок подходит к концу, подводя итог, мне
хочется, чтобы вы продолжали фразы:
– Я сегодня узнал о…
– Меня заинтересовало…
– Урок меня натолкнул на мысль…
– Самое интересное…
Я обобщаю все высказывания…
Домашнее задание: №443 (в,г), № 448, № 453.