Урок по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


«Новые сапоги всегда жмут»

К. Прутков

Цели:

  • научить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
  • продолжить отрабатывать навык решения задач на дроби;
  • формировать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация

На доске изображен ребус и три анаграммы – просьба их расшифровать.

Рисунок 1 – «Дробь».

Анаграммы:

  • ИТЛИЬЛЕСЧ – Числитель
  • ТРЗОНЬСА – Разность
  • МАСУМ – Сумма

– Как вы думаете, почему я предложила именно этот ребус и эти анаграммы? Да, действительно, сегодня мы тоже будем выполнять задания, связанные с обычными дробями.
– Начнем с разминки

3. Разминка

1) Иск.лючите лишнее число

А) 3/4; 1/2; 31/100; 850/237;
Б) 16/8; 26/13; 40/21; 38/19;
В) 2/3; 5/7; 7/9; 11/13

2) Вместо * вставьте такое число, чтобы получить верное равенство:

2/5 = */10
15/24 = 4/*

3) Приведите дроби к общему знаменателю

2/8 и 5/16
4/9 и 1/6

4) Вычислите:

А) 11/13 + 2/13
Б) 1 – 3/16
В) 3/4 – 2/5
Г) 5/16 + 3/16
Д) 5/9 + 4/27
Е) 3/5 + 2/15

– Итак, затруднения с тремя примерами. Возникла проблема – как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?
– Сейчас мы и научимся.
– Сформулируйте тему урока.
– Записали в тетрадях число, классная работа. Эпиграфом урока будут слова «Новые сапоги всегда жмут» К. Прутков – псевдоним группы писателей 19 века А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых.
– Как вы понимаете слова эпиграфа?
– Вернемся к нашим примерам, запишем их в тетрадь.

4. Объяснение нового материала

5/9 + 4/27
3/5 + 2/15
3/4 – 2/5

– Как решить?! Ваши предложения!

Идет обсуждение ответов.

Вывод: чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к общему знаменателю.

Оформление:

5/9 + 4/27 = 15/27 + 4/27 = (15 + 4)/27 = 19/27
3/5 + 2/15 = (9 + 2)/15 = 11/15
3/4 + 2/5 = (15 + 8)/20 = 23/20

5. Закрепление материала

№ 442 (а, б)
№ 444 (а, б)
1/2 +2/3+ 3/4

– Приводим к самому маленькому общему знаменателю. Ну как, жмут новые сапоги?

Самостоятельно: (двоих к доске)

7/8 +1/6 – 2/3 = (21 + 4 – 16)/24 = 9/24 = 3/8

Еще раз сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаками.

6. Решение задач

– А теперь перейдем к решению задач, некоторые из них составили вы. Я просила вас составить задачи с историческим содержанием неспроста, в 2012 году вся страна будет отмечать 1150летие Российской государственности, и наш город Новгород считается Родиной России.
С 862-882 гг. – 20 лет Новгород был столицей Руси.

– Нам новгородцам, как никому другому, нужно знать историю нашего края и, сегодня, из решения задач узнаем некоторые факты тех далеких лет.

  • Задача Тихоновой Н.
  • Слайд № 6
  • Слайд № 7
  • Слайд № 8

– Сейчас Новгород – небольшой город, но в средние века на являлся одним из крупнейших русских городов.
Выясним какова была площадь и численность населения Новгорода в 15-16 в.
Слайд №9

7. Интересное и меткое «арифметическое» сравнение сделал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что думает о себе. Чем больше человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит тем меньше дробь.
– Как ты думаешь, какой дробью правильной или неправильной лучше быть?
– А себя ты какой дробью считаешь?
– Наш урок подходит к концу, подводя итог, мне хочется, чтобы вы продолжали фразы:
– Я сегодня узнал о…
– Меня заинтересовало…
– Урок меня натолкнул на мысль…
– Самое интересное…

Я обобщаю все высказывания…

Домашнее задание: №443 (в,г), № 448, № 453.

Презентация