Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщение и систематизирование знаний по данной теме;
- умение различать двусоставные предложения от односоставных;
- контроль и оценка ЗУН по теме: «Орфография», «Синтаксис» и «Пунктуация»;
- расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.
- Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
- формирование культуры речи;
- развитие познавательной активности;
- развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли, используя изученную терминологию;
- формирование умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных членов;
- развитие творческих способностей учащихся;
- построение предложений по предложенным схемам.
- Воспитательные:
- воспитание коммуникативности;
- привитие культуры общения;
- воспитание интереса к предмету, к поэзии Сергея Есенина.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник по русскому языку для 8 класса под ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и Л.А.Чешко, Рабочая тетрадь Г.А.Богдановой (2 часть).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Цели урока. Запись темы урока
II. Изучение материала
1) Проверка домашнего задания (упр.250). Устный разбор 2-3 работ.
Задание: Напишите рассказ на свободную тему, используя разные типы односоставных предложений. Темы могут быть такими: «Большая перемена», «На футбольном матче», «На уроке литературы (истории, химии…», «Поход в театр», «Как мы однажды…».
2) Повторение изученного материала
(Запись текста под диктовку (1 ученик у доски, остальные работают на местах) и индивидуальная работа по карточкам (два ученика у доски) ведётся одновременно). Первым проверяется текст, записанный под диктовку, затем работа по карточкам.)
а) Запись текста под диктовку
Объяснение орфограмм и пунктограмм. Выделение грамматической основы и определение вида односоставных предложений по способу выражения главных членов.
Учитель: На какие типы односоставных предложений отсутствуют примеры? Записать самостоятельно по два примера.
б) Самостоятельная работа. Запись неопределённо-личных и обобщённо-личных предложений по два примера.
в) Индивидуальная работа по карточкам у доски.
Карточка 1
Составить предложения по схемам.
[ двусоставное предложение], [односоставное,
безличное].
[безличное], и [безличное].
[двусоставное], и [неопределённо-личное].
Карточка 2
Списать, определить тип односоставных предложений. Графически объяснить постановку запятой.
Учитель: Объясните, пожалуйста, почему автор в данном тексте использует больше безличных предложений? (В данном случае автор использует безличные предложения, чтобы описать состояние природы.) (10 мин.)
г) Односоставные предложения в поэзии. Работа с презентацией.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы
постараемся с вами выяснить, какова роль
односоставных предложений в литературе, в
частности в поэзии Сергея Есенина. Что вам
известно о нём как поэте? Какие его стихотворения
вы помните (Слайд №2) (рассказ учителя о
С.Есенине)
Задание: Прочитать стихотворения. Выписать
односоставные предложения и определить тип.
(Учащиеся выделяют грамматические основы в
предложениях по цепочке).
(Презентация. Слайд 3)
Прослушивание аудиозаписи)
Пороша
(Слайд 4)
(Слайд 5)
(Слайд 6)
Учитель: Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод: роль односоставных предложений в поэзии.
3) Контрольное тестирование по Рабочей тетради Г.А.Богдановой (1, 2 варианты) стр.28-30
III. Итог урока
Много стихотворений С.Есенина, ребята, положено на музыку. Прослушайте, пожалуйста, одно музыкальное произведение сейчас. (Песня на стихотворение С.Есенина «Клён ты мой опавший»)
IV. Домашнее задание: п.20-25 (выучить слова в рамках), упр. 247 (пис)