Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: грамматическая основа


Тип урока: комбинированный
Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщение и систематизирование знаний по данной теме;
    • умение различать двусоставные предложения от односоставных;
    • контроль и оценка ЗУН по теме: «Орфография», «Синтаксис»  и «Пунктуация»;
    • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.
  • Развивающие:
    • активизация самостоятельной деятельности;
    • формирование культуры речи;
    • развитие познавательной активности;
    • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли, используя изученную терминологию;
    • формирование умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных членов;
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • построение предложений по предложенным схемам.
  • Воспитательные:
    • воспитание коммуникативности;
    • привитие культуры общения;
    • воспитание интереса к предмету, к поэзии Сергея Есенина.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник по русскому языку для 8 класса под ред. С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова  и Л.А.Чешко, Рабочая тетрадь Г.А.Богдановой (2 часть).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Цели урока. Запись темы урока

II. Изучение материала

1) Проверка домашнего задания (упр.250). Устный разбор 2-3 работ.

Задание: Напишите рассказ на свободную тему, используя разные типы односоставных предложений. Темы могут быть такими: «Большая перемена», «На футбольном матче», «На уроке литературы (истории, химии…», «Поход в театр», «Как мы однажды…».

2) Повторение изученного материала

(Запись текста  под диктовку (1 ученик у доски, остальные работают на местах) и индивидуальная работа по карточкам (два ученика у доски) ведётся  одновременно). Первым проверяется текст, записанный  под диктовку, затем работа по карточкам.)

а) Запись текста под диктовку

Объяснение орфограмм и пунктограмм. Выделение грамматической основы и определение вида односоставных предложений по способу выражения главных членов.

Учитель: На какие типы односоставных предложений отсутствуют примеры? Записать самостоятельно по два примера.

б) Самостоятельная работа. Запись неопределённо-личных и обобщённо-личных предложений по два примера.

в) Индивидуальная работа по карточкам у доски.

Карточка 1

Составить предложения по схемам.
[ двусоставное предложение], [односоставное, безличное].
[безличное], и [безличное].
[двусоставное], и [неопределённо-личное].

Карточка 2

Списать, определить тип односоставных предложений. Графически объяснить постановку запятой.

Учитель: Объясните, пожалуйста, почему автор в данном тексте использует больше безличных  предложений? (В данном случае автор использует безличные предложения, чтобы  описать состояние природы.) (10 мин.)

г) Односоставные предложения в поэзии. Работа с презентацией.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы постараемся с вами выяснить, какова роль односоставных предложений в литературе, в частности в поэзии Сергея Есенина. Что вам известно о нём как поэте? Какие его стихотворения вы помните (Слайд №2) (рассказ учителя о С.Есенине)
Задание: Прочитать стихотворения. Выписать односоставные предложения и определить тип. (Учащиеся выделяют грамматические основы  в предложениях по цепочке).

(Презентация. Слайд 3)

Прослушивание аудиозаписи)

Пороша

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)


Учитель: Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод: роль односоставных предложений в поэзии.

3) Контрольное тестирование по Рабочей тетради Г.А.Богдановой  (1, 2 варианты) стр.28-30

III. Итог урока

Много стихотворений С.Есенина, ребята,  положено на музыку. Прослушайте, пожалуйста, одно музыкальное произведение сейчас. (Песня на стихотворение С.Есенина «Клён ты мой опавший»)

IV. Домашнее задание: п.20-25 (выучить слова в рамках), упр. 247 (пис)