Экологическое воспитание во внеклассной работе учителя биологии

Разделы: Биология


Цели воспитания широкого экологического кругозора учащихся, формирования ответственного отношения не только к людям, труду, но и к природе реализуются при условии взаимосвязи обучения с различными типами и видами внеклассной деятельности, с деятельностью классного коллектива.

Как утверждают педагоги, цели нравственного, эстетического, трудового воспитания не могут быть в полной мере реализованы только в процессе обучения школьника на уроке. Безусловно, такая черта личности, как ответственность, требует для своего формирования более широких, чем это обеспечивает урок, контактов школьника с природой и людьми и более разносторонней деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовым к общению со специалистами различных отраслей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т. д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы. Учитель организует наблюдения таким образом, чтобы учащиеся получали знания не только о строении, поведении, развитии живых организмов, но и о взаимном влиянии человека и живой природы.

В экологическом образовании наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и  порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, принять участие в описании и учете природных богатств родного края и т.п. Для индивидуальных и групповых наблюдений экологического характера учитель может использовать задания, рекомендуемые для полевого экологического практикума.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы о взаимосвязях общества и природы, что предполагает сообщения, доклады, обзоры прочитанных книг. С точки зрения развития познавательных интересов и глубоких знаний учащихся в области социальной экологии наибольшую ценность имеет реферирование литературы. Часто учитель полагает, что реферат может подготовить лишь ученик старших классов. Опыт показывает, что уже семиклассники справляются с рефератом по одной-двум книгам при условии, что его тема связана с жизнью отдельных видов растений или животных, с описанием охраняемых территорий и т. п. В старших классах учащиеся готовят рефераты, используя более обширные списки литературы по обобщающей теме, которая затрагивает одну из экологических проблем. На основе реферата член кружка или активист-эколог делают сообщение на общем заседании кружка; реферат помогает учащимся в процессе полевой работы на экологическом практикуме или в процессе прокладки экологической тропы. Наконец, содержание реферата позволяет подготовить выступление на общешкольной конференции и облегчает общение в ролевой игре.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по биологии. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Содержание и тематика кружковых занятий зависит от того, какое направление во всей экологической работе будет принято как главное. Можно построить работу в соответствии с глобальными экологическими проблемами: продовольственной, энергетической, охраной здоровья населения, сохранением генофонда биосферы, сбережением ресурсов. Можно за основу взять изучение местных экологических систем в связи с деятельностью человека по темам: «Лес и человек», «Луг и человек», «Почва и человек», «Водоем и человек», «Окружающая среда и здоровье человека».

Одно из центральных мест должно занять изучение Продовольственной программы и организация практической работы по ее выполнению в местных условиях. Кружку учащихся VI— VII классов можно предложить следующие вопросы: «Растения и животные — продукты питания», «Как растет хлеб», «Чем питался человек в древности», «Как правильно приготовить пищу», «Сколько пищи надо человеку», «Сколько стоит хлеб», «Почему надо беречь продукты питания», «Напитки и лакомства», «Как сохранить свойства пищевых продуктов», «Продовольственная программа — дело всенародное», «Как я могу участвовать в выполнении Продовольственной программы».

В  старших  классах  тематика   более  сложная,   связанная  с пониманием   глобального  характера проблемы  продовольствия: «Продовольственная проблема в современном мире»,   «Потребности   человека   в пище, ее состав и свойства», «Проблемы и надежды мелиорации», «Селекция и урожай», «Животноводство и продовольствие», «Выполнение Продовольственной программы тружениками города (села, района)»

Из проблем охраны живой природы для учителя биологии наиболее близка проблема сохранения генофонда биосферы. Изучение видового многообразия биосферы в целом, территории и, в особенности, местных видов может составить самостоятельное направление во внеклассной работе. Примерное содержание работы кружка по этой теме учащихся VI—VII классов: «Многообразие видов живых организмов в биосфере», «Многообразие видов окрестного леса, луга, водоема», «Взаимосвязи видов», «Причины и опасность сокращения видового многообразия живой природы», «Как сохранить исчезающие и редкие виды», «Поведение в природе как фактор ее сохранения».

Старшеклассникам можно предложить и такие темы: «Многообразие видов биосферы в прошлом и настоящем», «Функции живого вещества в биосфере», «Видовое многообразие местных экосистем», «Роль деятельности человека как особого экологического фактора», «Опасность обеднения видового разнообразия биосферы и местных экосистем», «Красные книги — кадастры природы», «Охрана генофонда на месте обитания и вне места обитания: роль заповедников, национальных (природных) парков, заказников, ботанических садов и зоопарков, банков генов», «Что могут сделать школьники для сохранения многообразия местных видов».

Более 60% населения нашей страны живет в городах. Природа города создается человеком, хотя и включает природные экологические системы. Знать экологию города и активно участвовать в проектировании городских ландшафтов—благородная задача молодежи. Учитель биологии в содружестве с учителями географии и истории может организовать внеклассную работу по теме «Экология города». Примерный перечень вопросов по теме «Экология города»: «История развития городов», «География городов области (края, республики)», «Обеспечение качества и контроль состояния окружающей среды в городе», «Водоснабжение города», «Утилизация отходов», «Состояние экологических систем города», «Озеленение города», «Состояние растений в черте города», «Животные в городе», «Здоровье горожан, гигиена труда и отдыха», «Рекреационные территории», «Ландшафт и архитектура города», «Старинные и современные парки, водоемы города», «Зоопарк и ботанический сад как научные и культурные учреждения», «Экология пришкольного участка», «Экологическая тропа как центр пропаганды естественнонаучных и этических знаний», «Экологическая культура горожанина».

Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или города. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология города» может стать прокладка экологической тропы. Прокладка тропы связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор , информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы (широко используемых или требующих охраны сообщества и видов, водоемов или иных объектов природопользования и т.п.), разработка схемы маршрута, составление плана местности, оборудование тропы - уплотнение ее щебнем, создание системы информационных знаков и щитов, устройство смотровых площадок и т. п. Под руководством учителя школьники разрабатывают тематику и содержание экскурсий, в первую очередь тех, которые включены в программу, готовятся стать экскурсоводами по тропе, для чего пишут рефераты, где обобщают материал либо по теме одной из экскурсий, либо по проблеме, которая освещается на многих экскурсиях.

Члены кружка в осенние, зимние и летние каникулы изучают природу родного края. Одной из форм организации такой деятельности школьников является экологическая полевая практика. Изучение и охрана природной среды своего края на полевой практике включает овладение знаниями и умениями по оценке состояния природных систем в связи с антропогенными воздействиями, что предполагает не только распознавание связей в системе «человек — природа», но и установление целей, причин и последствий деятельности человека в природе; выработку умений по уходу за природной средой, включающих инвентаризацию охраняемых биологических систем, составление простейших инвентаризационных документов, проектирование ландшафта, поддержание оптимального состояния среды (лесовосстановление, биотехника, борьба с оврагами и т. д.); овладение приемами пропаганды экологических знаний, разъяснение норм и правил отношения к природе. В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических кампаний типа конференций и знаменательных дней (например, День окружающей среды), ролевых игр на экологические темы.

Конференции целесообразнее всего проводить на темы, которые связаны с основным направлением кружковой работы: глобальными экологическими проблемами, проблемами экологии города. С активом учащихся старших классов целесообразно организовывать конференции, на которых учащиеся школы, родители, шефы, научные и практические работники местных организаций принимают участие в обсуждении глобальных и местных экологических проблем. Главная задача учителя — привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе реферированной литературы, но и с использованием данных, полученных на полевой экологической практике или в процессе личных наблюдений в природной среде.

Большой интерес учащихся вызывают праздники, организуемые в связи с открытием выставки по охране природы или Днем окружающей среды. В этих мероприятиях участвуют школьники всех возрастов, учителя, родители и взрослые, которые помогали учащимся в изучении и практических делах по охране природы. Оформленная выставка работ учащихся по охране природы, ожидание экскурсии и митинга, присутствие родителей и других старших товарищей создают праздничное настроение. День окружающей среды позволяет подвести итог определенному этапу экологической работы в школе, оценить успехи и выявить недостатки, наметить планы на будущее, отметить похвалой и призами отличившихся учащихся и взрослых, передать задания-наказы выпускников школы младшим товарищам.

К массовой внеклассной работе по экологии относятся ролевые игры. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные социальные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения как со сверстниками, так и со старшими товарищами.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения. Примерные темы ролевых игр для младших школьников: «Почему мы оказались в Красной книге», «Какие животные могут стать домашними», «Охраняемые растения и животные — обитатели облает. (края, республики)», «Как можно сохранить многообразие видов» и т. п.

В старших классах ролевая игра — это модель общения специалистов разных областей знания о взаимодействии общества и природы: ученых — экологов, геоботаников, систематиков и т. п., административных работников —директоров заповедников, зоопарков, ботанических садов, охотоведов, егерей и других. «Специалисты» по слежению за состоянием окружающей среды (мониторингу), «географы», «экономисты», «историки» вовлекаются в обсуждение проблем охраны природы нашей Родины и всей Земли.

Опыт показывает, что разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания школьников.

Внеклассная работа в стенах школы – реферирование литературы, кружковые занятия, массовые экологические мероприятия должны готовить учащихся к плодотворной работе по изучению и охране реальной природы и обобщать знания, приобретенные как в стенах школы, так и в природной среде.