Конспект занятия №1
Тема: Дифференциация З – С в слогах и словах
Цель: Научить различать звуки З – С в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционная: развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком З – С; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
- Развивающая: развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.
- Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными З – С.
- Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
- Психологическая: создавать положительный эмоциональный настрой.
- Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация 1, карточки со слогами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2 Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Знакомьтесь – это наши новые друзья Заяц и Лиса, Слайд 3, они дружат со звуками, а какими угадайте. Для этого отгадайте ребусы.
II. Основная часть.
Задание №1: «Отгадай ребус». Развитие логического мышления.
Логопед: В рисунке животного или птицы зашифровано его название. Отгадав первые буквы слов в ребусе, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 4. Приложение 1. Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.
Задание №2: Объяснение характерных признаков звонких – глухих звуков З – С (артикуляция и звучание звуков З – С)
Логопед: Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Зайцу и Лисе в страну твёрдых звуков З – С. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки З – С. При произнесении этих звуков: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони ощущается холодный воздух. Слайд 5. Звук З – звонкий, произносится при помощи голоса и шума. С – глухой, произносится только при помощи шума. Слайд 6.
Задание №3: Дифференциация звуков З – С в слогах. Закрепление звуков и букв З – С в прямых и обратных слогах. Слайд 7.
Логопед: Друг Зайца и Лисы, Снеговик рассыпал буквы алфавита и очень расстроился! Помогите ему их собрать. Для этого произносите (читайте) слоги за мной:
Логопед: У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Снеговик благодарит вас за помощь.
Задание №4: Игра в мяч. Развитие фонематического слуха, анализ слов – паронимов по смыслу и звучанию. Слайд 8
Логопед: Мы отправляемся дальше в наше путешествие. Лиса и Заяц приготовили для вас задание посложнее. Посмотрите на картинки, назовите каждую. Произнесите слова, выделяя голосом звуки, которыми они отличаются. Сравните слова по смыслу и по звучанию.
Логопед: Заяц и Лиса любят играть в мяч. Они приглашают вас присоединиться к ним. Один из вас будет называть часть слова, которая изменяется и перебрасывать мяч товарищу. Тот, у кого окажется мяч, должен назвать не изменяющуюся часть слова, вернув его обратно. Затем, меняетесь ролями. Например: ру – сак, гу – сак, ры – сак. У вас всё отлично получилось, молодцы!
Задание №5: Игра «Собери слово». Развитие слогового анализа и синтеза слов.
Логопед: Лиса Зайцу подарила новую игру – лото. Решили друзья поиграть. Выложили они из коробки карточки со слогами, но соединить не могут. Помогите найти каждому слогу свою пару. Прочитайте слоги и составьте из них целые слова. Определите место звука в слове.
Первая половина слов, слоги: ко, ва, ве, та, бы. Вторая половина слова, слоги с изучаемым звуком: со; сы; зы; зу. Составьте из слогов не менее восьми слов. Приложение 2
Логопед: Ребята, вы молодцы! Заяц и Лиса благодарны вам за помощь!
Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с друзьями Лисы и Зайца, Редиской, Морковкой и Огурцом. Слайд 9
Редиска, морковка и огурец Проснулись наконец. Потянулись и нагнулись, Встали, улыбнулись: «Мы проснулись, Мы проснулись! Займёмся мы зарядкой – |
Надоело спать на грядке. Раз – два, На пояс руки. Три – четыре, Наклоняемся. Все слова повторяем, Так мы упражняемся». [1, с.37] |
Задание №6: Закрепление знаний о правописании слов с сомнительными согласными З – С.
Логопед: Мы хорошо отдохнули и можем выполнять следующее задание. Рассмотрите картинку (Слайд 10) и найдите на ней, не менее пяти слов, с изучаемым звуком З – С, в которых можно допустить ошибку. Выпишите слова в тетрадь. Найдите к ним родственные слова. Приложение 3
Логопед: Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Лисы и Зайца.
III. Итог занятия.
Рефлексия
Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.
Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?
Дети дают свои ответы.
Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 11. До свидания! До новых встреч! Слайд 12
Список литературы:
- Давлетбаева Р.Г. и другие. Русский язык. – Уфа, 2008. – 152 с.
Конспект занятия №2 – Приложение 4.
Конспект занятия №3 – Приложение 5.