«Самое главное вам откроется после того, как вы
изучите всё известное». (Джон Вуден)
«Познаём самих себя; пусть при этом мы не
постигнем истину, зато наведём порядок в
собственной жизни, а это для человека –
насущное». (Б.Паскаль)
Цель: способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности и самосовершенствования, принятие понимания, что успех приходит в результате обучения и множественных тренировок.
Задачи:
- Стимулировать к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком.
- Создать положительный образ образованного человека как перспективной цели образования.
- Создавать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию.
- Создать условия для творческого самовыражения участников.
Оборудование, материалы: на каждую группу – шаблоны фигуры человека, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, магнитная доска, магниты.
Условия проведения: Столы, стулья – средняя часть комнаты свободна для движения
Участники: учащиеся, родители, учителя.
ХОД СОБРАНИЯ
– Здравствуйте уважаемые родители, учителя,
учащиеся!
Сегодня мы собрались с вами в триединстве
учитель – родитель – ученик на собрание, тема
которого самосовершенствование.
Самосовершенствование – это сложный процесс
длиною в жизнь, начинающийся с ранней юности. Это
попытка человека преодолеть или взять под
контроль отрицательные качества собственного
характера, развитие своей индивидуальности,
выращивание и приближение к своей подлинности с
учётом и на основе биологических и социальных
условий.
Самосовершенствование – равно необходимо в
физической (телесной), моральной,
психологической и интеллектуальной сферах. Это
такой способ поведения человека, который
обеспечивает его духовное развитие, ведёт к
мудрости.
Способность к самосовершенствованию присуща
всем, но раскрывается отнюдь не в каждом.
Совершенство достигается не всякой личностью не
только потому, что самому совершенству нет
пределов, но и потому, что среда, жизненные
обстоятельства могут оставить человеку слишком
мало шансов многого добиться на этой стезе.
Однако высокие моральные качества способен
проявить каждый человек в любой ситуации.
Самосовершенствование неразрывно связано с
самопознанием, погружением в мир своего я, в свою
внутреннюю вселенную.
Самым главным и труднодостижимым для человека
является пробуждение и реализация им
способности установить достойные, человечные и
безопасные отношения с собой и своим внутренним
миром.
– Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и самосовершенствования?
1. Самопознание
Самопознание – это осознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом.
2. Самоутверждение
Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемый для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учёбе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определённое – моральное и законное – положение в обществе.
3. Саморазвитие
Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определённых качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные, проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя.
4. Поиски призвания и смысла жизни
Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идёт об обретении личностью самой себя, выяснение сути и цели её существования. Чувства признания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конструирование (установление) и реализация человеком своего призвания. А призвание – это форма движения по - смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять, подчас, монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.
5. Самореализация
Человек постоянно проявляет себя, но
реализовать себя в сколько-нибудь полной мере
может только зрелая личность, у которой
сложились собственные и одновременно
общественно значимые мотивы и стимулы для
активной жизнедеятельности: жизни яркой, в
полную силу, плодотворной и в целом
оптимистичной и радостной.
Но совершенствование невозможно без
образования, так как только образованный человек
способен на самостоятельное развитие
определённых свойств, навыков.
– Что же такое образование? (Работа по группам. После обсуждения версии)
Образование – по законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней. Образование – социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы деятельности общества, приобщение его к культуре. Качественное и развивающее человека и общество образование исходит их Просвещения. Просвещение – это приобщение человека к сознательному соучастию в своей жизни – принятие нравственности человеческой природы. Образование – система познания истины о мире и жизни, основанная на диалоге ученика и учителя.
«Образование – это то, что у вас останется,
когда вы забудете всё, чему учились». (Б.Ф.Скинер)
«Всякое настоящее образование добывается только
путём самообразования». (Н.А.Рубакин)
Каждый из нас слышал выражение «образованный человек» и знает, что образованного человека все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть образованным, даже тот кто образования не имеет. Давайте задумаемся – а кто же такой и какие качества ему присущи?
Наша задача составить портрет образованного
человека. У вас 3 группы: учителя, родители и
учащиеся. На столе у вас шаблон «необразованного
человека» - у него даже нет одежды (вырезанная из
бумаги фигура человека). На столе у вас журналы,
ножницы, клей.
В течение 15 минут подумайте и обсудите в группе
те качества и свойства, которые определяют
образованного человека. Обсудите, как вы эти
качества и свойства отразите на портрете. Ваша
задача – отобразить не только внешние черты, но и
внутренние.
Работа в группах
Ведущий. Теперь, когда работа закончена, выберите 1 человека для защиты вашего образованного человека.
Защита проекта.
– Посмотрите, перед нами 3 человека. Я предлагаю следующее, нужно встать на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас по-настоящему образованного человека.
– Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека. Попробуем вместе преодолеть путь между нами и идеалом. Каждый из вас будет называть то качество или условие, которое поможет дойти до своего идеала – образованного человека.
Выполнение задания
– Непростая это оказывается задача – стать образованным!
Примеры: М.Т.Калашников – конструктор русского
оружия, Г.А.Кулакова – олимпийская чемпионка по
лыжам, В.Н.Завалин – министр национальной
политики Удмуртской Республики.
Учебная деятельность является 1 этапом на пути к
самосовершенствованию, успех которого приходит
в результате обучения и множественных
тренировок.
Как построить процесс, чтобы добиться
результатов, чтобы процесс был эффективным?
Необходимо заниматься им:
- осознанно
- по-плану
- систематически
- поставив перед собой чёткие цели, стремясь получить реальные и осязаемые результаты.
В заключении я попрошу вас немножечко подумать и ответить на вопросы?
- Что понравилось?
- Что нового узнали сегодня?
- Какие выводы сделали для себя?
Рефлексия – отзыв на листочке.
– Встанем в круг. В руках у меня клубок, нить которого является в данный момент связующим звеном нашего триединства – учитель, ученик, родитель. Бросая клубок по диагонали, пожелаем друг другу…
– Получилась паутина, которая объединила нас. Вот так»скованные одной цепью, связанные одной целью» мы пойдём по дороге на пути к самосовершенствованию.
Самосовершенствование. Классный час. | Слайд 1 |
«Самое главное вам откроется после
того, как вы изучите всё известное» Джон Вуден «Познаём самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведём порядок в собственной жизни, а это для человека – насущное» (Б.Паскаль) |
Слайд 2 |
Ход собрания: Здравствуйте
уважаемые родители, учителя, учащиеся! Сегодня мы собрались с вами в триединстве учитель – родитель – ученик на собрание, тема которого самосовершенствование. Самосовершенствование – это сложный процесс длиною в жизнь, начинающийся с ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера, развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учётом и на основе биологических и социальных условий. Самосовершенствование – равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведёт к мудрости. Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации. Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную. Самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром. |
Слайд 3 |
Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и самосовершенствования? | Слайд 4 |
1. Самопознание Самопознание – это осознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом. |
Слайд 5 |
2. Самоутверждение Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемый для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учёбе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определённое – моральное и законное – положение в обществе. |
Слайд 6 |
3. Саморазвитие Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определённых качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные, проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. |
Слайд 7 |
4. Поиски призвания и смысла жизни Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идёт об обретении личностью самой себя, выяснение сути и цели её существования. Чувства признания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конструирование (установление) и реализация человеком своего призвания. |
Слайд 8 |
Призвание – это форма движения по -
смыслу, его проектирования, реализации и
обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это
радостное исполнение добровольно взятых на себя
обязательств. В ходе этого процесса развиваются
волевые качества личности, умение преодолевать
препятствия, выполнять, подчас, монотонную или
изнурительную, но необходимую работу. Исполнение
жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения. |
Слайд 9 |
5. Самореализация Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной. Но совершенствование невозможно без образования, так как только образованный человек способен на самостоятельное развитие определённых свойств, навыков. |
Слайд 10 |
Что же такое образование?
(Работа по группам. После обсуждения версии) Образование – по законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней. Образование – социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы деятельности общества, приобщение его к культуре. |
Слайд 11 |
Качественное и развивающее человека и общество образование исходит их Просвещения. Просвещение – это приобщение человека к сознательному соучастию в своей жизни – принятие нравственности человеческой природы. Образование – система познания истины о мире и жизни, основанная на диалоге ученика и учителя. | Слайд 12 |
Образование – это то, что у вас
останется, когда вы забудете всё, чему учились
(Б.Ф.Скинер) Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования. Н.А.Рубакин. |
Слайд 13 |
Каждый из нас слышал выражение
«образованный человек» и знает, что
образованного человека все уважают, ценят,
относятся к нему с симпатией. Каждый из нас, я
думаю, хотел бы быть образованным, даже тот кто
образования не имеет. Давайте задумаемся – а кто
же такой и какие качества ему присущи? Наша задача составить портрет образованного человека. У вас 3 группы: учителя, родители и учащиеся. На столе у вас шаблон «необразованного человека» - у него даже нет одежды (вырезанная из бумаги фигура человека). На столе у вас журналы, ножницы, клей. В течение 15 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют образованного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача – отобразить не только внешние черты, но и внутренние. (Работа в группах) Ведущий. Теперь, когда работа закончена, выберите 1 человека для защиты вашего образованного человека. Защита проекта. Посмотрите, перед нами 3 человека. Я предлагаю следующее, нужно встать на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас по-настоящему образованного человека. Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека. Попробуем вместе преодолеть путь между нами и идеалом. Каждый из вас будет называть то качество или условие, которое поможет дойти до своего идеала – образованного человека. Выполнение задания Непростая это оказывается задача – стать образованным! |
Слайд 14 |
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». | Слайд 15 |
Михаил Тимофеевич Калашников –
конструктор русского оружия Он обладатель более 20 государственных наград и около 20 званий. В конце XX столетия АК-47 был официально признан изобретением века, обогнав по списку аспирин и атомную бомбу: стал самым популярным, покупаемым оружием в 55 странах мира. |
Слайд 16 |
Галина Алексеевна Кулакова - четырехкратная олимпийская чемпионка, девятикратная чемпионка мира, тридцатидевятикратная чемпионка СССР, кавалер орденов Ленина, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, удостоена высшей спортивной награды - Олимпийского серебряного ордена. Г.А. Кулакова имеет звания: заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, Почетный гражданин города Ижевска, Почетный гражданин Удмуртской Республики. | Слайд 17 |
Завалин Владимир Николаевич – Министр национальной политики Удмуртской Республики. | Слайд 18 |
Учебная деятельность является 1 этапом
на пути к самосовершенствованию, успех которого
приходит в результате обучения и множественных
тренировок. Как построить процесс, чтобы добиться результатов, чтобы процесс был эффективным? |
Слайд 19 |
Эффективность процесса
самосовершенствования осуществляется:
поставив перед собой четкие цели, стремясь получить реальные и осязаемые результаты |
Слайд 20 |
Вопросы. – Что понравилось? |
Слайд 21 |
– Спасибо за работу! | Слайд 22 |