Урок технологии по теме "Текстильные волокна". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели:

  1. Сформировать начальные знания о швейном материаловедении.
  2. Дать общее представление о понятиях «волокно».
  3. Познакомить учащихся  с наиболее распространенными растениями – источниками.
  4. Натуральных волокон используемых в производстве одежды и предметов обихода.
  5. Раскрыть сущность понятий «пряжа», «прядение», «ткань», «основа», «уток», «ткачество».
  6. Уметь определять основу и уток в ткани.
  7. Формировать  представление о ткацком переплетении.
  8. Развивать способности к обобщению и классификации.
  9. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, коллекции «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна», альбом «Ассортимент тканей», схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, тканей полотняного переплетения, образец полотняного переплетения, лупа, рабочая тетрадь, цветная бумага, укладки

Методы обучения: рассказ, лабораторная работа

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: литература, история, природоведение, математика.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

1. Контроль посещаемости.
2. Проверка  готовности к уроку.

ІІ. Сообщение темы урока

Основным материалом для швейных работ является ткань. Из чего и как ее получают? Почему существует огромное разнообразие тканей? Об этом мы узнаем с вами сегодня на уроке.

ІІІ. Повторение изученного материала.

Мы с вами закончили изучение большой темы «Кулинария» и прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами повторим. (Слайд «Кроссворд»)

По горизонтали

1. Горячий напиток, тонизирующий и стимулирующий физическую и психологическую активность человека
2. Тонкий кусочек хлеба, покрытый  маслом, ломтиком сыра или ветчиной
3. Холодное блюдо из овощей, порезанных на кусочки
4. Кухонное оборудование для приготовления пищи
5. Способ заготовки продуктов на длительное хранение.
6. Их недостаток вызывает цингу, рахит, «куриную слепоту»
7. Бывает чайный, кофейный, столовый
8. Культура поведения за столом
9. Пищевой продукт животного происхождения в скорлупе.

По вертикали:  искусство приготовления пищи

Этапы изучения темы

 

Дидактические средства.
Презентация

Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся, формирование мотивации к изучению курса.
Изучение нового материала

Реализация цели №1

Если мы посмотрим вокруг, то поймем, что без пряжи, ниток, веревок, тесьмы, тканей и других текстильных изделий мы обойтись не можем.
  • В жарких странах носят одежду из тонких тканей, хорошо пропускающих воздух. В такой одежде легче переносить зной.
  • Из толстой шерстяной пряжи вяжут теплые свитера, шарфы, шапочки, носки, которые незаменимы в холодную погоду.
  • Из тканей, войлока делают головные уборы, обувь, ковры  и даже жилище.
  • Традиционное жилище кочевых народов Азии и Южной Сибири – большая куполообразная юрта. Снаружи она покрыта толстым войлоком, который защищает от солнца, ветра и дождя. Юрту можно легко разобрать и перевезти на новое место.
  • Обивка мягкой мебели, шторы на окнах, скатерти, салфетки, абажуры – это тоже ткань.
 

Слайды  «Применение текстиля»

Практическая работа – Возьмите   лупу и внимательно посмотрите через неё на ткань своей одежды. Что  вы видите, из чего она состоит? (Ответы детей)
– Она состоит из отдельных нитей, тесно переплетенных между собой.
– А теперь возьмите на парте кусочек ткани (образец № 1). Рассмотрите её.
– Из чего состоит ткань? (Из ниток плотно переплетающихся между собой.)
– Возьмите одну ниточку и попробуйте с помощью булавки распушить конец нити. Посмотрите  на распушенный конец нити в лупу. Видите отдельные тонкие волоски?
Слайд «Схема переплетения нитей в ткани»
Реализация цели №2 Это волокна ткани.  Их длина в тысячу раз больше толщины. Эти волокна и служат и служат  сырьем для получения ткани.
Таким образом, ткань состоит из переплетенных между собой нитей, а каждая нить из отдельно скрученных между собой волокон. (Зарисовать схему в тетрадь)
По своему происхождению все волокна делятся на две группы: натуральные и химические

Натуральное волокно создает сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путем продавливания раствора, полученного из древесины, газа и другого исходного сырья.
Натуральные волокна – это волокна растительного и животного происхождения.

Слайд «Из чего состоит ткань»

Слайды «Классификация волокон»

Реализация цели №3 Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
Вспомните, как называлась сказка, в которой сестра спасала своих братьев рубашками, связанными из крапивы? (Дикие лебеди)
Позднее с развитием земледелия начали возделывать хлопчатник и лен, из которых до сих пор изготавливают очень хорошее, прочное волокно.
Хлопковое волокно получают из растения хлопчатник.
Хлопчатник – теплолюбивое однолетнее растение древовидной формы высотой от 70 до 200 см. После цветения хлопчатника образуются плоды – коробочки. Внутри коробочек находятся семена, покрытые тонкими волокнами. Эти волокна называются хлопком.
Длина волокна 20–55 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным тонким, прозрачным волокном.
Коробочки одного куста созревают (раскрываются) в разное время, поэтому хлопок собирают в несколько приемов вручную или с помощью хлопкоуборочных комбайнов.
Основную массу хлопкового волокна перерабатывают в  пряжу, и лишь из небольшой его части, а также из пуха изготавливают медицинскую, одежную, мебельную вату.
Ассортимент хлопчатобумажных тканей широк. Ситец, сатин, бязь, батист, байка, бумазея, фланель. Из этих тканей шью сорочки, пижамы, фартуки, спортивную одежду, блузки, брюки, платья, костюмы, постельное белье.
Их хлопчатобумажной пряжи получают трикотаж, нитки, шнуры, веревки, канаты, ленту и др.
Из семян после шелушения отжимают пищевое и техническое масло. Засохшие стебли хлопчатника – гузу – местное население применяет как топливо, из них вырабатывают бумагу, получают спирты и кислоты. Таким образом, хлопчатник целиком используется человеком.

(Просмотр коллекции «Хлопок»)

Лен –однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Это уникальное волокнистое растение с длинными, гибкими прочными волокнами. Волокна льна расположены в коре стебля растения в виде пучков. В каждом  стебле 350-650 волокон. Стебель льна  достигает длины от 60 до 120 см.
В переводе с латинского слово лен обозначает  нить самая полезная.
Уже девять тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно.
А  какие хорошие  ткани получаются изо льна. Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шелковые. Не случайно космонавты, отправляясь в полет, надевают льняное белье.
В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую, прозрачную ткань. Про нее говорили: «Легка, как дыхание  ребенка». Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть сквозь перстень. И при этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари да жрецы. К сожалению, секрет изготовления таких тканей утерян. Некоторые ученые думают, что в Древнем Египте умели выращивать особый, тонковолокнистый лен, который в наше время уже нигде не растет.
Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – бланды. Еще на Руси умели изготавливать льняное полотно с рисунком: ни одной крашеной нитки, а на ткани – то ромашки, то ветки рябины, то петухи.

В России выращивают два вида льна – лен – долгунец (для получения волокон), лен – кудряш (масличный лён).
Из льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусину, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки, холст.
Из семечек льна получают льняное масло, которое используется в косметологии
Из отходов изготавливают плиты, используемые для стенных перегородок, в мебельном производстве, применяют как топливо.

(Просмотр коллекций «Лён»)

 

 

Слайд «Хлопок»

 

 

Слайд «Хлопковые коробочки»

 

 

 

 

Слайд «Лен»

Практическая работа «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» – Ребята, на партах у вас лежат образцы тканей. Давайте, их сравним и определим  какая из тканей хлопчатобумажная, а какая льняная Приложение 1
Реализация цели №4 Рассмотрим таблицы «Процесс получения хлопчатобумажной и льняных тканей».
Спрессованные в большие упаковки – кипы волокна поступают на прядильные фабрики.
Сначала хлопковое волокно разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, затем вытягивают в ленту – ровницу.
Льняную соломку вымачивают, сушат, мнут, треплют и получают льняное волокно из которого делают ровницу.
Ровницу вытягивают до определенной толщины и скручивают в пряжу.
Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон и предназначенная для производства тканей и швейных ниток.
Производство пряжи из натуральных волокон сводится к тому, что отдельные короткие волокна скручиваются в гонкие гибки длинные нити
Процесс получения пряжи называется – прядением.
Цель прядения получение равномерной по толщине пряжи. (Записать определения в тетради)
Издавна на Руси прядение представляло собой особый ритуал, помимо того, что оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки, женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни.
Веретено, при помощи которого осуществлялось прядение, одно из самых древних орудий человеческой культуры. Веретено – длинная палочка с острыми концами и утолщенной серединой. 
Учеными археологами был найден рисунок на камне, высеченный в древнем государстве Вавилоне около 5000 лет назад. На этом рисунке изображена прядильщица, в руках которой веретено с навитой на него пряжей.
Таблицы

 

 

Слайд
«Картина с веретеном»
Веретено

Практическая работа «Получение пряжи из ваты» Давайте с вами побудем  пряхами. Возьмем немного ваты и попробуем растянуть ее в нитки.
Ребята, трудно вытягивать пряжу? (Да)
 
  Позднее особое место в доме занимала прялка – непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец  в подарок невесте, муж жене на память, отец дочери. Прялку – подарок хранили всю жизнь. Передавали следующему поколению.
В различных местностях прялки отличались по форме и конструкции, украшались резьбой, росписью или их сочетанием.
При Петре I, который энергично насаждал в России различные ремесла и поощрял технические новшества, распространилось использование самопрялки.
Самопрялка – прялка с колесом, которое приводили в движение с помощью педали, нить наматывалась «сама», вытягивать и скручивать волокно можно было обеими руками.
Это приспособление значительно облегчило труд прядильщицы, повысило производительность ее труда (выпуск продукции в единицу времени) и позволило значительно увеличить выпуск тканей, спрос на которые непрерывно возрастал.
Современное прядение – одно из основных производств текстильной промышленности – в высокой степени механизировано и автоматизировано.
Так как текстильные волокна различны по своим свойствам, для переработки их в пряжу применяют и машины разных конструкций, и разную технологию прядения.
Пряжа получена, теперь можно заняться ткачеством.
Ткачество – процесс получения ткани из пряжи, а работник, выполняющий эту операцию ткачом (записать определение в тетрадь)
Эта работа тоже требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия. Ткачи работали на ручных ткацких станках, дело шло довольно медленно. Полотно выходило не широким – всего 37 см – его требовалось довольно много. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью – ведь снова она сможет взяться за эту работу только следующей зимой. Купить ткань крестьяне не могли – не по карману, да и негде было. Вот и ходили все в одежде, сшитой из домотканого полотна.
Сейчас  ткут машины. На современных промышленных машинах прядильщица управляет более чем 400, а некоторые 1200 веретен. Возросла и скорость, следовательно, производительность веретен. Однако ткачество все-таки остается одним из самых трудоемких процессов.
Слайд
«Прялка»

 

 

Слайд «Самопрялка»

Слайд «Современное прядильное прои-во»

Слайд «Ткацкий станок»

Слайд «Современное ткацкое произ-во»

 
Реализация цели №5 С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос различной ширины. Посмотрите на ткань и представьте себе рулон ткани в магазине.

Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, или долевыми, а нити, идущие поперек, называются нитями утка.

Образец ткани

Слайд
«Нити основы и утка»

Практическая работа «Сравнение нитей основы и утка» Выдерните из образца  две различные по направлению нити. (Образец № 1) Сравните их.
Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.
Нити утка менее прочные, более  толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.
Образцы ткани
  С двух сторон ткани по долевой нити образуется неосыпающиеся края, которые называются  кромками.
Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани.
Демонстрация образцов ткани разной ширины
Лабораторная  работа.
«Определение в ткани направления нитей основы и утка»
  Приложение 2
Реализация цели №6 В процессе образования ткани на ткацком станке, нити основы и утка могут по-разному переплетаться между собой. Такое переплетение называется ткацким переплетением Вид переплетения зависит от того, как расположены нити основы и утка.
Наиболее распространенным является полотняное переплетение. Нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней  (Как шахматка)

Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани (ситец, бязь, миткаль, маркизет),  льняные ткани (полотно, бортовая ткань, парусина и др.)  шелковые и шерстяные ткани.
Полотняное переплетение придает ткани наибольшую прочность. Оно используется для тонких полотен платьевого, сорочечного или бельевого назначения.

Слайд «Макет полотняного переплетения»
Практическая работа.
«Изготовление образца полотняного переплетения»
Инструкционная карта, раздаточный материал

Инструктаж по ТБ

Во время практической работы обход рабочих мест:
– контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий, – техники безопасности,
– правильной посадкой,
– выполнение технологических условий и технологической последовательности во время работы.

 
Подведение итогов
изучения темы
– Из чего изготавливают ткань?
– Какова цель прядения?
– По каким признакам определяют нити основы в ткани?
– Что называют ткацким переплетением?

Уборка рабочего места
Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Слайд «Давайте повторим»
Рефлексия – У вас на парте лежат  кружочки. Выберите тот, который соответствуют вашему настроению после занятия.  
Домашнее задание Доделать образец полотняного переплетения