Организация проектной деятельности на уроке математики

Разделы: Начальная школа


При обучении в школе учащиеся в соответствии с ФГОС должны учитывать позицию других людей, партнёра по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, как взрослым человеком. В соответствии с этой задачей необходимо: планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, поиск других способов решения проблем, принятия решения, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

На данном уроке можно проследить все эти этапы работы. При этом урок носит и образовательную функцию и не пропускает и развивающую сторону урока.

Цель проекта:

  • формировать общетрудовые и специальные знания, умения и навыки;
  • повторить геометрические фигуры и их свойства;
  • развивать умения составлять план работы, исследовать, экспериментировать,
  • доказывать, наблюдать, делать выводы;
  • формировать навыки работы в паре, группе, развивать творческие способности;
  • воспитывать инициативность, самостоятельность, предприимчивость.

Планируемые результаты освоения программы.

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь

а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные результаты

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Оборудование:

  • для учащихся – белая бумага, геометрические фигуры, клей, пластилин, кисточка, краски акварельные, стакан с водой;
  • для учителя – АРМ.

ХОД УРОКА

Организация класса. Знакомство с темой урока

Подготовительное упражнение

А) Рассмотрите на листочки, которые лежат перед вами на парте. Что вы видите на них? (Точки) (На каждом листочке точки разного цвета)

Б) Возьмите линейки и цветные карандаши.

В) Соедините точки такого же цвета, что и карандаш.

1 ряд – синий карандаш
2 ряд – красный карандаш
3 ряд – зелёный карандаш

Г) Что у вас получилось?

1 ряд – треугольник
2 ряд – четырёхугольник
3 ряд – квадрат

Д) Как это можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры, многоугольники)

Е) Какие фигуры вы ещё знаете? (Учащиеся отвечают  в соответствии с уровнем своих знаний и жизненного опыта)

1 слайд (геометрические фигуры)

3. Сообщение цели урока

2 слайд (иллюстрации фигур)

А) Рассказ учителем сказки:

«Как-то зимним декабрьским вечером в гостиной этого дома собрались необычные жители и завели разговор.
Квадрат говорит: «Я очень умная фигура, я похож на книгу, я рассказываю людям обо всём интересном, учу всех!»
А круг говорит: «Нет, друзья, я думаю, что я самый необходимый, я похож на солнышко. Не было бы меня, не было бы жаркого лета, когда можно купаться и загорать»
«Стойте, это я самый важный, я похож на компьютер, а без компьютера уже невозможно представить жизнь человека» – сказал прямоугольник.
И так долго фигуры вели спор. Но вдруг Ломаная линия сказала: «Друзья, а может, мы никому не нужны? Люди про нас и не знают, обходятся без нас».

– Так вот, ребята, я предлагаю  вам вместе со мной провести эксперимент-исследование, т.е. осмотреть, выяснить, уточнить, испытать  и сделать вывод: КАКАЯ ФИГУР НУЖНЕЕ, ВАЖНЕЕ? НУЖНЫ ЛИ НАМ ФИГУРЫ?

3 слайд

Б) Давайте для этого составим план наших действий. Как вы думаете, что же мы должны предпринять? (учащиеся предлагают виды деятельности и составляют последовательность их на табличках на доске)    

1. ПРОБЛЕМА
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЁ РЕШЕНИЮ
3. ДЕЙСТВИЯ
4. РЕЗУЛЬТАТ

(Учитель постепенно вывешивает таблички)

4. Конструирование

4 слайд (флажок из счётных палочек)

– Итак, мы начинаем наш эксперимент. На доске флажок, составленный из счётных палочек.
– Посмотрите внимательно на рисунок. Что это? (Флажок)
– Возьмите счётные палочки и постройте такой же флажок.
Проверка.
– Сколько палочек вам понадобилось? (5)
– Переложите 2  палочки, так чтобы получился домик. (Дети самостоятельно делают работу).
Проверка.
– Как вы это сделали?
– Возьмите 6-ю палочку – это будет труба домика. Положите палочку так, чтобы труба была справа.
Проверка.
– Как вы это сделали?
– Какие фигуры вы конструировали? (Луч, квадрат, треугольник, пятиугольник)

5. Мозаика

5 слайд (картинка домика)

– Чтобы домик выглядел красиво, я предлагаю вам украсить его мозаикой. Для этого разбейтесь на на группы.
– Что возьмёте для работы? (Белый лист бумаги, геометрические фигуры, клей)

Творческая работа группы. (Каждый ученик должен приклеить 1 часть мозаики, предварительно обсудив мозаичный рисунок)

Выставка работ. (Один из участников группы рассказывает, из чего составлена мозаика)

6. Лепка. Игра «Кот в мешке»

Рассказ учителя. Жили-были  в одном доме очень важные и нужные вещи. Как-то раз они заспорили, кого из них хозяйка сможет узнать в темноте. Чтобы решить кто прав, все предметы спрятали в темноте, и хозяйке приходилось на ощупь их доставать из мешка. Это очень неудобно, но интересно. Проверь сам! Выбери предметы и из пластилина вылепи предмет такой же формы.

Дети достают предмет. Из своего пластилина лепят предмет по-своему представлению.

Выставка поделок. – Что у вас получилось?

7. Игра в слова

6 слайд (написано слово  прямоугольник)

– Фигуры собираются в игровой форме своего дома и играют в самые интересные игры. В одну такую игру мы с вами поиграем.
– Найди слова, которые ты сможешь найти в слове ПРЯМОУГОЛЬНИК.
– Какие слова вы нашли? Назовите их.

8. Моделирование

7 слайд (ёлка)

– Недавно жители этого дома сделали покупку. Попробуйте отгадать, что это за покупка.

Что за дерево-девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.  (Ёлка)

– Из чего мы с вами можем моделировать ёлку? (Из треугольников)
– Возьмите треугольники и смоделируйте такую же ёлочку, какую я вам показываю на доске. Посмотрите внимательно.

9. Рисование

– Я предлагаю вам создать ёлочную игрушку, которую могут повесить на ёлочку. Переверните листочек, где у вас точки. Превратите изображённую фигуру в ёлочную игрушку, игрушка должна быть расписана геометрическими фигурами.

Творческая работа учащихся – учащиеся самостоятельно рисуют и расписывают ёлочную игрушку.

Выставка игрушек.

10. Итог урока

– Какой же вы сделали для себя вывод, проведя эксперимент-исследование?
– Какая фигура нужнее и важнее?
– Какая фигура необходима нам?
– Как вам работалось во время исследования?
– Чтобы ваше настроение сохранилось таким же, как и сейчас я вам хочу подарить подарок. Выберите такую ручку, которой вам захочется нарисовать что-то доброе и весёлое.

Звучит  песня «Вместе весело шагать»  Из кинофильма «И снова Анискин». Слова М. Матусовского. Музыка В. Шаинского

Литература:

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М: Просвещение, 2009.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
3.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.– М: Провещение, 2010.