Известно, что на сегодняшний день в музыкальные школы принимаются дети с разной степенью одаренности, значительный процент которых имеет весьма посредственные музыкальные данные, т.к. во многих школах отсутствует отбор на конкурсной основе. При этом уровень требований, академический стиль и методы обучения остаются прежними. Возрастающие нагрузки в общеобразовательных учреждениях приводят к снижению интереса к инструментальному исполнительству, требующему большой самоотдачи и затрат времени.
В связи с этим понятен интерес, который проявляет современная педагогика к инновационным технологиям, одной из которых является метод интегрированного подхода к образовательному процессу, стимулирующему творческие способности учащихся, формирующему познавательный интерес, способствующий созданию целостной картины мира искусства.
Проблема интеграции музыкального образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к музыкальной школе и общему образованию, цель которого — выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности учащегося, развитие его индивидуальных способностей.
Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса на уроках.
Основными задачами использования интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе являются:
- создание у учащихся целостного представления о мире искусства;
- повышение качества образовательного процесса;
- формирование личности учащегося;
- повышение профессиональной компетентности преподавателей.
Инструментальное исполнительство — это не просто отдельная учебная дисциплина, но и составляющая уроков эстетического цикла (форма воспитания и развития музыкального сознания).
Ранее был актуален вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного разделения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении.
Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в словарях и справочниках [например, 1]: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Философский словарь [2] дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его аспект в музыкальном образовании, поэтому приведем еще одну цитату [3]: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения».
При проведении интегральных занятий лейтмотивом должен быть главный предмет, а другие непосредственно дополнять его, помогая раскрывать во всей полноте содержание музыкального произведения (при этом интеграция осуществляется на двух уровнях – внутрипредметно и межпредметно). Тогда польза и результативность от интегрированных занятий будет очевидна, а вред из-за больших нагрузок снижается к минимуму. Преподавателю, планирующему проводить интегрированные уроки, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более областей культуры и искусства, поэтому на занятии не могут быть представлены в равной степени, например, музыка и поэзия, музыка и историография и т. д.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение учеников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Важно отметить, что в методической литературе по музыкальному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным или комбинированным. Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.
Примерная структура занятия (открытого урока, концерта)
Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать его сущность различными способами.
1. Вводная часть. Формирование у учеников предпосылок к художественному восприятию шедевров живописи и их отображению в музыке, поэзии и так далее. На занятии стимулируется активность к поиску логической связи смысловой нагрузки материала (например, как «Серенада Дон Жуана» П.И. Чайковского иллюстрирована произведениями различных художников, стихотворением А.Н. Толстого).
2. Основная часть. Учащимся даются новые знания из разных областей искусства, литературы и живописи и показывается возможная их взаимосвязь. Исходя из нашего примера видно, как стихи А.К. Толстого к «Серенаде Дон Жуана» Чайковского П.И. прекрасно передают настроение, а картины несут образы и краски, формируя целостный сюжет произведения. Как следствие, у учащихся параллельно идет работа по обогащению и активизации словарного запаса, обучению связной речи, эстетическому воспитанию, а так же синтезу знаний из разных областей культуры.
3. Заключительная «практическая» часть. Ученикам предлагается любая практическая работа на основе проведенных интегрированных занятий:
- организация концерта со сценическими номерами, совмещающими элементы театрализации, с использованием театрального антуража, декламации, фоновой музыки и др. с участием учащихся хореографического отделения колледжа искусств;
- создание проектов с мультимедийными презентациями.
Все это необходимо для закрепления полученной информации или актуализации ранее усвоенной и развития креативного мышления.
Согласно данной методологии нами была создана серия концертов «Музыкальный дилижанс»: «Музыка эпохи Барокко» 20.12.2007 г., «Венские классики» 25.12.2008 г., «Романтизм в музыке» 24.12.2009 г. и проект-концерт «Страницы сочинений» к 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского 23.12.2010 г. (МОУДОД «Центральная детская музыкальная школа», г. Саратов). (Приложение 1)
Эти работы были задуманы авторами как цикл «музыкальных путешествий» по разным эпохам и странам, включающие исторические сведения об изучаемой эпохе, вопросы эстетики, исполнительства.
Интегрированные занятия дают учащемуся достаточно широкое, яркое, целостное и многостороннее представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления не только на занятиях, но и в обычной жизни.
Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности учеников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Интеграция на уроках вносит в музыкальное обучение новизну и убирает шаблоны. Имеет особые преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет выстраивать систему музыкальных знаний, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся, стимулирует их творческие способности. Проведение интегрированных уроков повышает профессиональное мастерство преподавателя, так как требует от него владения методикой новых, иногда даже инновационных технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
В заключение, хочется отметить, что преподавателям необходимо искать новые пути в таком сложном и серьезном деле как воспитание культурных, разносторонне развитых, подготовленных к самостоятельной работе учащихся.
Решающее значение имеет атмосфера
заинтересованности и целенаправленности школы в
целом, согласованность методики всех дисциплин.
Таким образом, важной задачей современного
музыкального образования является модернизация
содержания образовательного процесса, составной
частью которого становится метод
интегрированного обучения.
Список использованной литературы:
- ABBYY Lingvo X3
- Философский словарь (под ред. И.Фролова)
- Сухаревская Е.Ю. «Особенности интегрированного обучения в начальных классах», №01/2006, журнал «Начальная школа», ИД «Первое сентября»