Конспект урока физики по теме "Дисперсия света"

Разделы: Физика


Мой урок составлен по методике «Творческая мастерская». Для того, чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить её «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свои мотив и цель, выступающие её побудительными механизмами.

В этой связи чрезвычайно важным в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания.

В различных системах и технологиях обучения задача эта решается по-разному. Традиционный урок начинается, согласно методическим предписаниям, с объявления темы и «чёткой постановки цели» учителем. Однако не нужно ходить далеко за примерами, чтобы убедиться в низкой эффективности такого начала урока именно для решения задачи мотивации. Заданная  извне цель, как правило, не находит отклика в душе ученика, оставляет его либо равнодушным к предстоящему на уроке действу, либо вызывает уныние, а нередко и раздражение: «И зачем мне всё это надо?»

Всё это есть не что иное как навязывание некоего, уже известного заранее, ожидаемого, запланированного учителем результата деятельности. Роль ученика как субъекта познания здесь ничтожна мала: всё что требуется, – это исполнить предписания учителя , оправдать его ожидания. А если учесть, что далее последует обстоятельное, доходчивое изложение учителем нового материала, то деятельность ученика по своей сути становится не иначе как потребительской, которая, как известно, не является ни творческой, ни, следовательно, развивающей.

Мастерская никогда не начинается с постановки цели учителем-мастером. Первый этап мастерской назван авторами данной технологии словом «индуктор» (наведение).

1. Индуктор (наведение). Первое задание в мастерской мотивирующее дальнейшее поведение участников. Для того, чтобы это погружение не было слишком трудным или попросту непосильным, мастер выбирает для индуктора задание, отвечающее следующим требованиям:

– задание должно быть нетрудным для ученика: имеющегося личного опыта должно быть вполне достаточно, чтобы справиться с его выполнением;
– задание предполагает множество вариантов его выполнения (ответов), иногда – бесконечное множество, что снимает всякий страх перед его выполнением: боязнь допустить ошибку, сделать что-то не так, как другие;
– задание может создавать интригу, порождающую любопытство, интерес, иногда недоумение – важные движущие силы творческого процесса.

Индуктором – источником творческого вдохновения – может быть всё, что угодно: слово, текст, рисунок, музыкальная фраза, вещь, как очень знакомая , так и никогда прежде не виданная, и т.д. Но для того, чтобы этот «любой» предмет стал индуктором, «мотиватором» творческого процесса, он должен быть внутренне связан с замыслом мастерской, обеспечивать «наведение» на её основную проблему.

Особенностью индуктора как первого задания в мастерской является его неповторимость, нешаблонность, ибо он всегда тесно привязан к содержанию и основной идее конкретной мастерской. В этом и достоинство индуктора, и одновременно сложность в его конструировании. Достоинство в том, что вводный этап каждой мастерской никогда не похож на другие и потому никогда не наскучит однообразием и предсказуемостью. Сложность – в поиске индуктора, обеспечивающего наилучшее вхождение в тему и проблему занятия, в том что создание задания-индуктора всегда представляет собой творческий акт автора мастерской.

2. Создание творческого продукта. Индивидуальная или групповая работа над выполнением серии заданий, которые основаны на механизмах деконструкции –реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, элементов создать новое целое: представление, знание, которое нужно предъявить группе или всему классу.

3. Социализация. Предъявление нового продукта всем участникам. Позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса, выстраивание новых проблем.

5. Работа с новой информацией и её смысловая обработка.

6. Корректировка имеющегося творческого продукта или создание на основе сопоставления с культурным аналогом.

7. Итоговая рефлексия и выход на новую систему проблем.

 

Цели:

  • объяснить явление дисперсии;
  • развивать умение анализировать и оценивать информацию;
  • формировать навыки работы в группе;
  • воспитывать нравственно-этические ценности;

Оборудование: презентация дисперсии, спектроскоп, волчки, фломастеры, детская Библия.

ХОД УРОКА

1. Стадия вызова

1) Учитель читает стихотворение:

Дисперсия – звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само.
Оно нам с детских лет всем близко и знакомо
Мы наблюдали сотни раз его.
Гром отгремел, стих теплый ливень быстрый,
И над умытой свежею землёй –
Мостом бесплотным радуга повисла,
Пленяя нас своею красотой!
Дисперсия здесь руку приложила:
Обычный белый лучик световой
Она как будто в    ?     разложила
Во встречной им капле дождевой.

Последнее четверостишие написано на доске с пропущенным словом (призма). Предлагается ученикам вставить пропущенное слово. Ребята затрудняются дать ответ, тогда предлагается прочитать первый абзац в параграфе 57 (Презентация, слайд 2).

Ньютон направил пучок света на призму. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене изображение с радужным чередованием цветов. Саму полоску Ньютон назвал спектром (слайд 3).

2) Демонстрация: через спектроскоп рассмотреть луч белого света.

Если с помощью второй призмы, повернутой на 180 градусов относительно первой, собрать все пучки спектра, то опять получится белый свет (слайд 4). Отсюда следует, что не призма окрашивает свет, а лишь разлагает его на составляющие части.

Вывод: белый цвет состоит из семи цветов (слайд 5).

3) Практическая работа

Цель: убедиться в том, что разные сочетания цветов дают один цвет.

Оборудование: окружность из белого картона, спички, фломастеры.

Ход работы:

1. Нанесите все семь цветов радуги на окружность;
2. Вставьте спичку в центр окружности – получится волчок;
3. Раскрутите волчок; при большой частоте вращения все цвета сливаются в один свет, обратите внимание на свет, который у вас получился;
4. Нанесите произвольные цвета на окружность;
5. Раскрутите волчок; обратите внимание на свет, который у вас получился;
6. Сделайте вывод.

2. Стадия содержания

Учитель напоминает: «Призма лишь разлагает свет на составляющие части» и обращается  к учащимся с вопросом: «Почему призма разлагает свет на составляющие части?». Давайте посмотрим слайд № 6.

Если поочередно пропускать через стеклянную призму пучки монохроматического света разной цветности под одним и тем же углом падения, то увидим, что фиолетовый луч преломляется больше, чем красный.

αкр <    αф

Абсолютный показатель преломления связан со скоростью распространения света в этой среде формулой:

Следовательно,

        

Отсюда следует:

nкр < nф   vф < vкр 

Значит в одном и том же веществе скорости света для различных частот (или длин волн) различны. Различны будут и показатели преломления. Следовательно, показатель преломления зависит от частоты.

Дисперсия – зависимость показателя преломления света от частоты (слайд № 7).

3. Стадия рефлексии

1) Учащимся предлагается решить задачу и сравнить значения скоростей.

Задача: Определить скорость света в воде красных и фиолетовых лучей.

2) Учащимся предлагается ответить на вопросы:

– В чем состоит явление дисперсии?
– Какие выводы сделал Ньютон в результате изучения дисперсии?
– Какова причина разложения белого света в спектр при прохождении через призму?  
– В какой среде свет распространяется криволинейно?
– В чем состоит причина возникновения радуги?

3) Учащимся предлагается послушать отрывок из детской библии:

Ноев ковчег

Прошли годы и столетия. У Адама и Евы родились ещё сыновья и дочери. У Каина родились дети. А у тех детей – свои дети. На земле продолжалась жизнь.
Но со временем люди стали отдалятся от Бога и делать всё больше и больше злых дел. В конце концов, все их мысли и стремления обратились на зло. И тогда Господь пожалел, что создал человека и сказал: «Истреблю всё живое на земле, потому что никто уже не делает добра; истреблю и людей, и скот, и птиц небесных».
Но был на земле человек, который отличался от всех остальных. Звали его Ной. Что бы он не делал, он призывал Бога, зная, что Бог видит все его дела: Ной был праведен.
И сказал Бог Ною: «Вся земля наполнилась злом. Я наведу потоп на землю, чтобы истребить всякую жизнь. Но с тобой Я заключу союз. Сделай себе огромный корабль, ковчег. Потом войди в этот ковчег со всей своей семьей: с женой, сыновьями и женами сыновей. Но спасешься не
только ты: возьми с собой по паре самых разных животных и птиц,  чтобы и они остались в живых. И запаси побольше всякой пищи для людей и для животных».
Ной сделал все, как повелел ему Бог. Пришел назначенный день, раскрылись все источники вод, и лился дождь на землю сорок дней и сорок ночей. В первый же день Ной вошёл в ковчег вместе со своими сыновьями, которых звали Сим, Хам и Иафет, со своей женой, и с женами сыновей. Вошли в ковчеги звери, и птицы, как повелел Господь.
Вскоре вода затопила всю землю и подняла ковчег, так что он поплыл над землёю. Потом поднялась ещё выше и покрыла высокие горы. Тогда всё живое на земле погибло. Вода же поднималась на земле ещё сто пятьдесят дней.
По прошествии этих дней Бог навел на землю ветер, и дождь прекратился. Но ковчег долго ещё носило по водам. Потом показались вершины гор. Тогда ковчег остановился на Араратских горах.
Прошло ещё сорок дней, и Ной открыл окно в ковчеге и выпустил ворона, чтоб узнать, ушла ли вода с поверхности земли. Но ворон улетал и возвращался вновь, потому что земля ещё не высохла от воды. Тогда Ной выпустил голубя, но и тот не нашел для себя места на земле и возвратился в ковчег. Прошло ещё семь дней, и Ной опять выпустил голубя. На этот раз голубь вернулся, неся в клюве свежесорванный масличный лист. Ной подождал ещё семь дней и опять выпустил голубя, но на этот раз он уже не вернулся.
Земля обсохла, и Ной вышел из ковчега и вывел всех животных, которые были с ним. Он решил отблагодарить Бога за своё спасение, устроил жертвенник Господу и принес на нём в жертву разных животных. Господь увидел чистосердечие Ноя и сказал: «Больше Я не буду проклинать землю за человека, и не буду больше губить всё живущее на земле.»
Благословил Бог Ноя и его сыновей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Я отдаю вам в руки всех зверей земных, и всех птиц, и всех рыб морских, и они будут бояться вас. Я разрешаю вам использовать в пищу всё живое, как раньше траву. Но берегитесь проливать кровь человека: ведь человек создан по образу Божию».
Сказал Бог Ною и его сыновьям: «Я устанавливаю с вами и с вашими потомками, и со всеми зверями и птицами, мой союз. Я не буду больше губить землю потопом. А знаком завета, который Я даю, станет радуга. Пусть она будет вечным знамением союза между Мной и землёй».

 4) Учащимся предлагается ответить на вопросы:

– О чем вы подумаете, когда впервые в этом году увидите радугу?
– Как вы думаете, почему Господь пожалел, что создал человека?
– Почему Бог спас Ноя и его семью?
– Радуга является символом какого завета и между кем?

5) Учащимся предлагается записать домашнее задание параграф 57.

6) Подведение итогов урока.