Интегрированный урок "информатика + математика" по теме "Последовательность событий"

Разделы: Информатика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Класс: 2.

Цели:

  • Провести подготовку к введению понятия «Алгоритм».
  • Рассмотреть влияние последовательности команд алгоритма на результат его выполнения. Осуществление интеграции с предметом математики по теме: порядок выполнения действий, скобки.
  • Научить определять последовательность событий.
  • Закрепить имеющиеся знания и умения.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный, наглядные, практические.

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах. 

Материалы и оборудование:            

Для учащихся:

  • Учебник-тетрадь информатика в играх и задачах (1 часть);
  • карточки с заданиями;
  • математические кораблики;
  • цветные карандаши;
  • Компьютер.
  • Программа ПервоЛого3.0

Для учителя: 

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  • фотоаппарат.

Оборудование:

Для учащихся: учебник А.В. Горячев  «Информатика», 2  класс в 2-х ч., ч.1 – М.: «Баласс», 2011.; ручка,  цветные карандаши; раздаточные карточки, компьютер.

Для учителя: интерактивная доска. 

Использованные источники:

  1. Горячев А.В. Учебник информатики 2 класс, часть 1, – Издательство «Баласс», серия «Начальная школа 21 века», стр. 43-46, 2011.
  2. Поурочное планирование по учебнику Горячев А.В. Учебник информатики 2 класс, часть 1, – Издательство «Баласс», серия «Начальная школа 21 века», 2011.

Ход урока

I. Организационный этап.

Создание мотивации успеха.

Слайд 2

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

– Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

– Здравствуйте, ребята!

– Ребята к нам пришел необычный гость, чтобы узнать, кто это – отгадайте мою загадку:

Слайд 3

Сам металлический,
Мозг – электрический – РОБОТ

Наш робот принес письмо, давайте прочитаем, что там написано:

Слайд 4

– Ой! Оно зашифровано, а чтобы расшифровать его необходимо выполнить следующие задания.

– Вы готовы? А что нам для этого понадобиться? (наши знания)

– Правильно, нам понадобиться наши знания и умения, а также мы узнаем что-то новое! А как мы узнаем новое?

Слайд 5

II. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 6

Посмотрите, на доску: Робот никак не может понять, почему у него получается разный результат при выполнении определенных действий над одинаковыми предметами

ЗАДАНИЕ №1

Прочитайте выражения и найдите результат:

4-(2+1) = 1 и 4-2+1 = 3

Что общего вы видите? – выражения и действия.

А что разное? – результат

Как найти результат? – надо выполнить задание по действиям, давайте попробуем решить первое выражение:

Первое действие – 2+1= результат этого действия – 3

Второе действие – 4-3= результат – 1

А во втором примере:

  1. 4-2=2
  2. 2+1=3

Что мы изменили в ходе решения данных выражений? – порядок действия

Слайд 7

Вывод: мы изменили порядок действия – получили разный результат.

Если в выражении есть скобки, то сначала вычисляют значение выражения в скобках. В полученном выражении выполняют по порядку слева направо.

Как получить одинаковый результат? – поставить скобки.

Математика – наука точная и все правила, и законы соблюдаются строго и последовательно. И вы это знает.

Хорошо, тогда приступаем ко второму заданию:

Слайд 8

ЗАДАНИЕ №2

Два робота выполняли задания на уроке русского языка, посмотрите, что у них получилось:

«Используя следующие буквы: А, К, Л, П, Ш, Ю выполни задание и получили результаты:

1-й робот: ПЛЮШКА

2-й робот: ШЛЮПКА

– Вот они спорят, чей результат правильный. Как определить, кто правильно выполнил задание?

– У нас с вами даны буквы, они одинаковые, что для первого робота, что для второго робота? – да

– А что разное? – результат (у одного плюшка, а у другого шлюпка)

– Мы можем ответить, чей результат правильный? – нет

– А что не хватает? – действий для выполнения результата.

Давайте проведем эксперимент – для этого вы, пожалуйста, посмотрите на свои конвертики, там написаны слова «Шлюпка» и «Плюшка», у кого шлюпка – тот будет составлять команды для первого робота, а у кого плюшка – дл я второго робота (дети выбирают команды и выставляют их на парте)

– Какой вывод делаем? – чтобы получить результат нужно выполнить какие-то действия, т.е. нужен список действий, который приведет к выполнению результата

Хорошо, посмотрите – вот такую последовательность действий предложила учительница:

  1. Напиши букву «П»
  2. Напиши букву «Л» справа от «П»
  3. Напиши букву «Ю» справа от «Л»
  4. Напиши букву «Ш» справа от «Ю»
  5. Напиши букву «К» справа от «Ш»
  6. Напиши букву «А» справа от «К»

– Роботы выполняли задание, но результат у них получился разный, хотя список действий у них есть и результат тоже: у одного получилось слово «ПЛЮШКА», а у другого – «ШЛЮПКА».

– Почему так получилось, как вы думаете? Что второй робот использовал другие буквы? – нет. Они одинаковые, тогда в чем же дело? – Использовали разный порядок действий. Поэтому получили разный результат.

Слайд 9 (как мы работали)

Какой вывод делаем? Результат зависит от последовательности действий.

Слайд 10

На доске: Мы выдвигаем с вами версию, что результат зависит от последовательности действий. А чтобы опровергнуть или подтвердить нашу версию, нам необходимо выполнить ряд заданий. Готовы?

– А кто мне ответит, какая тема сегодняшнего урока? Последовательность действий

– А чем мы будем заниматься на уроке, если мы выдвинули такую версию, какую цель поставим перед собой? – проверить, что результат при выполнении действий зависит от последовательности действий.

Слайд 11

Ой, ребят, посмотрите наше письмо расшифровалось (Учитель читает текст.)

Дорогие ребята приглашаю вас в путешествие по удивительной стране в которой я живу, что бы отгадать, что это за страна решите следующие задачки, следуя карте.

Слайд 12

– Скажите, пожалуйста, а робот сам умеет думать? Или решить когда ему что-нибудь сделать? – нет, у робота нет мозга.

– А как работает робот? – ему нужно четко написать, как это сделать, то есть, создать последовательность команд, которая приведет к нужному результату.

Давайте отправимся в наше путешествие, вместе с роботом.

(На экране карта путешествия) (зашифрована тема следующего урока)

Слайд 12

Итак, первое наша задача – это собрать чемодан (Для этого нам необходимо создать последовательность команд, которая приведет к полученному результату), какой будет результат, если мы производили действие над чемоданом?- Собранный чемодан: роботу нужно взять с собой футболку, шорты, носки, полотенце, где он это возьмет? – в шкафу. Посмотрите, на вашей парте есть конверты с набором команд для робота, расположите команды в правильном порядке.

III. Физкультминутка (игра «Робот»).

IV. Первичное закрепление.

Слайд 13

Итак, отправляемся в путь, все готово, наша первая остановка – «Долина Заданий»

ОЙ, посмотрите, кто у нас появился? – смайлик со знаком вопроса, а это, что означает? – что нужно в чем-то разобраться, да?

Итак, посмотрите, наш робот, был на спектакле известной нам сказке «Репка», но он говорит, что он ничего не понял, и просит нас помочь разобраться, что же случилось.

Слайд 15

На доске:

  1. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку, детка за репку, вытянули репку!
  2. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут!
  3. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут – вытянуть не могут!
  4. Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тянуть репку. Тянет – потянет – вытянуть не может!
  5. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут!
  6. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут.

Что перепутали актеры? – последовательность действий.

Что получилось в результате? – чепуха!

Как исправить их ошибку, чтобы получился правильный результат? – расставить последовательность действий.

У вас на партах есть листочки с этим заданием, пожалуйста, возьмите их и приступайте к выполнению. Приложение1

– А как мы работаем? – По плану (эталону), который мы с вами составили.

Слайд 16

Вот робот сейчас и посмотрит, как вы умеете работать молча.

Слайд 17

Молодцы!!! Посмотрите, нам открылся первый плакат (АЛ)

Итак, давайте поедем дальше – следующая остановка «Проспект заданий»

Слайд 18

Посмотрите, пожалуйста, наше упражнение №20

Нам уже дан список последовательных действий. Наша задача выполнить его и убедиться, что он приведет к какому-то результату.

Что же это будет за результат? Зеленый листок

Как вы пришли к полученному результату? Последовательно выполнили действия, которые нам предложили в этом упражнении.

Переворачиваем страницу

Упражнение №21, 22

Слайд 19

А как мы выполняли задания? (у нас были команды-подсказки)

Посмотрите, на них еще раз – мы читали команду и выполняли ее. Могу я поменять местами команду или вообще пропустить выполнение какой-либо? (нет)

Правильно не можем, потому что не приведет ни к какому результату.

Поэтому все команды мы выполняли последовательно друг за другом.

Какое правило, мы можем сформулировать? Когда начинается следующее действие?

Следующее действие начинается, только тогда, когда закончиться предыдущее (на доске правило)

Слайд 20

Наша версия, которую мы выдвинули в начале урока – подтвердилась? – да

Посмотрите, открылся еще один плакат (ГО)

Хорошо, а нам осталось проехать еще одну остановку и открыть последний плакат.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 21

Наша остановка называется «Компьютерная долина»

– Как вы думаете, при помощи чего нам предстоит выполнять следующие задания? – компьютера

– А компьютер сам думает? – нет, он тоже работает по заданной последовательности действий.

– А для чего нам нужен компьютер? – он нам помогает работать с информацией.

– А в какой программе мы будем работать? _ ПервоЛого3.0.

Открываем наши помощники.

Повторите правила работы на компьютере.

  • Перед работой надо помыть руки.
  • Нельзя стучать по клавиатуре, нажимать на клавиши надо аккуратно.
  • Не надо долго задерживать палец на клавише.
  • Спину держать надо прямо.
  • Экран лучше не трогать.
  • Глаза должны быть на уровне середины экрана.

Слайд 22 – физ-минутка для глаз

У вас на партах карточки с заданиями (у каждого свое). Для того чтобы добиться результата, вам необходимо объединиться и поработать в парах. Внимательно, прочитайте задания и начинайте выполнять

Слайд 23

Работа с карточками (на компьютере)

Слайд 24

Посмотрите, открылся последний плакат (РИТМ)

– какое слово получилось?

Слайд 25

АЛГОРИТМ, а это тема нашего следующего урока

VI. Рефлексия деятельности.

– Какую цель ставили себе на урок?

– Что было интересного на уроке?

– Какое открытие сделали?

– Где можно использовать полученные знания?

– Довольны вы своей работой на уроке?

– Как бы вы оценили свою работу?

Выполните следующую последовательность событий:

  1. В меню окна – лист – солнышко
  2. Оцени свое настроение
  3. Раскрасьте солнышко в тот цвет, который характеризует ваше настроение.

– Спасибо за вашу работу!