Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы нашего края"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Задачи:

  • ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
  • прививать бережное отношение к природе;
  • воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование: глобус, карта Смоленской области, схема реки, карточки с заданием и кроссвордом, компьютер, мультимедийный экран.

Урок сопровождается презентацией. Приложение 3.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родному краю. Сначала я хочу проверить, как вы усвоили прошлый материал.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа на карточках. Приложение 1

- Как образуются овраги и перечислите способы борьбы с ними.

- Надо ли охранять земную поверхность?

- Я надеюсь, когда вы вырастете, то постараетесь сделать так, чтобы наш родной край стал еще краше, чтобы не было таких мест, от которых обидно и больно на душе.

III. Работа над новой темой.

1. Повторение ранее изученного.

Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

Кроссворд на карточке у каждого ученика. Приложение 2.

(Ответы: 1. Равнина. 2. Овраг. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Чёрное. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: водоемы).

  • Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
  • Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
  • Какая вода в водоемах нашего края? (Пресная)
  • Где вода соленая? (В морях и океанах)
  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)
  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
  • Запишем в тетрадях такую таблицу №1с.49:
Водоёмы
Естественные Искусственные
Река
Озеро
Море
Океан
Ручей
Болото
Родник
Пруд
Водохранилище
Канал
Бассейн

- Сегодня на уроке мы изучим водоёмы Смоленской области.

2. Рассказ учителя о водоёмах Смоленской области.

Наша область богата водоемами. На территории области есть как естественные водоемы, так и искусственные.

Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу.

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки.)

На территории Смоленской области протекает более тысячи рек общей протяженностью более 12 тыс. км. Основная река – Днепр с притоками Сож, Десна, Вопь, Вязьма. Протяженность реки Днепр 2201 км. Она берет начало в Сычевском районе Смоленской области возле села Дудкино и несет свои воды в Чёрное море. Слайд 2

В великую русскую реку Волгу из нашей области несут свои воды Вазуза и Гжать.

Озеро - природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой.

В Смоленской области имеется более 150 больших и глубоких озер. Самое большое озеро — Акатовское. Оно расположено в Демидовском районе. В этом же районе находятся и другие озера: Баклановское — самое глубокое озеро, Чистик отличается прозрачной и холодной водой, Рытое, Сапшо. Сапшо — самое красивое озеро в области. По нему с запада на восток протянулись шесть островов. Слайд 3, 4

В Смоленской области, кроме естественных озёр, имеются искусственные водоёмы.

Пруд - небольшой построенный водоем не более 1 кв. Километра. Пруды используют для выращивания рыбы и домашней птицы. Слайд 5

Водохранилище - большой искусственный водоем с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Воду их используют для водоснабжения промышленных предприятий, для орошения земель, для энергетики.

На территории Смоленской области 13 водохранилищ. Самые крупные Вазузское, Яузское и Деснинское водохранилища. Слайд 6

Разнообразна растительность водоемов и животный мир. Водоемы Смоленской области богаты различными видами рыб.

3. Работа с учебником.

- Прочитайте по учебнику “Азбука Смоленского края” о водоемах на с.40-45.

4. Водоемы Велижского района

- В каком районе Смоленской области мы живём? (Велижском)

- Наш район тоже имеет большое число водоёмов.

- На берегу какой реки расположен город Велиж? (Западная Двина). Слайд 7

- Река Западная Двина (Рассказ ученика о Западной Двине).

На территории Велижского района протекает ещё множество небольших речушек, которые являются притоками Западной Двины. Это реки Межа, Велижка, Чернавка, Борожанка, Сертейка, Ржавка и много других небольших речушек и ручейков. Слайд 8

Наш район богат и своими озерами. Это Гатчинское, Рябиковское, Чеплинское, Залюбищенское, Тинное, Хаменское и Глисное озера. Слайд 9

Все эти озера расположены в узкой глубокой котловине образованной ледником, вытянутой с северо-запада на юго-восток. Озёра Гатчинское, Рябиковское и Чеплинское являются памятниками природы Смоленской области. Самое крупное озеро Чеплинское. Оно соединяется протоками с Тинным и Рябиковским озерами. Из озера вытекает ручей Берёзовка, впадающий в реку Чернавка, левый приток реки Западная Двина.

- Где протекает река Чернавка? (В деревне Погорелье). Слайд 10

- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 154 вашего учебника.

К особо охраняемым территориям Смоленской области отнесены болота "Логунский Мох", "Борковское", "Дроздовский Мох" и "Матюшинский Мох". Эти болота являются истоками ручьёв и рек, местами остановок перелетных птиц, произрастания ценных ягод, редких, лекарственных растений.

IV. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

V. Работа по теме

1. Роль водоемов в жизни человека.

- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем — это место отдыха людей)

А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)

- Выполнить задание №5 на с.51 тетради. Составление схемы “Значение водоемов”.

- Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам. Между Чеплинским и Рябиковским озерами, недалеко от бывшей д. Кисели обнаружено селище I тысячелетия н.э.

- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитай об этом учебнике на с.155, 5-й абзац и на с.156.

- Как взрослые так и дети должны охранять водоемы. (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

2. Работа в рабочей тетради.

Посмотрите на карту Велижского района. Запишите в тетради водоемы нашего края.

Рассмотрите рисунки в №6 на с.51. Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками? (Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. Люди, отдыхающие на водоемах, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и др. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда используют больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.)

VI. Закрепление изученного.

- Ребята, а как мы должны вести себя у водоёмов?

- Давайте вместе попытаемся составить памятку “Правила поведения у водоёмов”.

Памятка.

  1. Не бросай мусор в воду.
  2. Не оставляй мусор на берегу.
  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Работа с учебником.

Прочитайте памятку на с.156.

Помните, что зимой водоемы покрываются льдом. Не выходите на неокрепший лёд! Будьте осторожны!

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проведем интерактивную игру “Водоемы”. Приложение 4

VII. Подведение итогов урока.

- Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.)

- Чтобы водоемы оставались чистыми, что не должно попадать в них?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

С.154—156 учить по учебнику, с. по учебнику “Азбука Смоленского края”, р.т. №4 с.50.

Источники

  1. Болотова С.А. “Азбука Смоленского края” Ч.1. — Смоленск:Русич, 2008.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, М.: “Вако”, 2012.
  3. Качулина Л.А. “Велижский край”. - Смоленск, 2007.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М.: “Просвещение”, 2012.