Цель урока: знакомство с творчеством С. Чёрного, через стихотворения: “Что ты тискаешь утёнка...”; “Воробей”; “Слон”.
Задачи:
- учить воспринимать содержание поэтического произведения, правильно и выразительно читать их.
- расширять представление о средствах создания поэтической выразительности (эпитет, сравнение).
- продолжить развитие речи: развивать речевое чутьё, выясняя лексическое значение отдельных слов и выражений, обогащать словарный запас учащихся за счёт малоупотребительных слов; логическое мышление (при работе с загадками и игре “Описание животного”); а так же внимания (при чтении стихотворения разными способами.
- воспитывать доброту, любовь и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: портрет С. Чёрного; словарные слова и выражения: (тискаешь, рвётся прочь, в свой черёд, брыкаться ногами, притиснешь, капут, вьюшка); запись детской песни "Воробей", MP3 проигрыватель; иллюстрации: утёнка, слона, воробья.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг к другу и всему живому.
- Тема нашего сегодняшнего занятия: С.Чёрный "Что ты тискаешь утёнка...", "Воробей", "Слон". Мы познакомимся с этими произведениями и научимся выразительно их читать.
II. Введение в тему.
1. Рассказ о жизни и творчестве Саши Чёрного.
- Поэт С. Чёрный, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе в 1880 году.
Александр Михайлович очень любил детей и много писал для детей, подписываясь псевдонимом “Саша Чёрный”.
Откуда такой странный псевдоним? Александр Михайлович объяснял так: “Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей “литературы” что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем”.
Саша Черный скоропостижно скончался в 1932 году, но его творчество живёт до настоящего времени.
2. Знакомство с творчеством.
1. “Что ты тискаешь утёнка?”. Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте стихотворение поэта “Что, ты, тискаешь утёнка?...” и проследите за моим чтением и выразительностью.
- Что помогало мне правильно читать? (интонация голоса)
- Что ещё помогло мне в выразительном чтении стихотворения? (движения рук...)
- Именно выразительные движения руками, сопровождающие речь называются жестами.
- Так же я использовала мимику.
Мимика - выразительные движения мышц лица.
- А как, вы, понимаете значение слов и выражений?
тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь;
рвётся прочь – вырывается;
в свой черёд – в свою очередь, когда придёт время;
брыкаться – 1). То же, что лягаться, а так же вообще бить, отбиваться ногами; 2). Активно сопротивляться, упрямиться;
притиснешь – прижмёшь;
капут – конец, гибель.
- Прочитайте стихотворение “Что ты тискаешь утёнка” и найдите, как поэт убеждал малыша не обижать утёнка.
- Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его или дружелюбно, что-то советует? (Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать так, как он тискал утёнка.)
- Прочитайте стихотворение, для выразительности используйте интонацию голоса и жесты.
- Какие чувства вы испытывали к утёнку, читая стихотворение? (жалость).
- А чтобы вы посоветовали мальчику? (Нельзя мучить птиц и животных. К ним нужно относиться с любовью, бережно).
2. “Воробей”.
- А сейчас отгадайте загадку.
Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
- О ком идёт речь? (о воробье).
- Следующее стихотворение так и называется – “Воробей”. На эти слова была написана замечательная детская песенка, которую я вам предлагаю послушать.
(Фонограмма песни “Воробей” на стихи С.Чёрного).
- Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте песни? (ВЬЮШКА)
- Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.
ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла.
- Перечитайте первые четыре строчки стихотворения "Воробей".
- Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий).
- С кем его сравнивает автор? (с мышкой).
- Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие).
- Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”).
- Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.
1 – 2 столбик – цепочкой, по строчке, 3 – 4 столбик – парами, 5 – столбик – хором.
- Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).
Физкультминутка.
- Перед выразительным чтением давайте немного отдохнём.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
3. “Слон”.
- Предлагаю поиграть в игру. Вы должны угадать название животного по моим подсказкам. Постарайтесь догадаться, о ком идёт речь как можно раньше.
1. Игра. (Описание животного “слон”).
- Бывает индийский и африканский...
- Большое животное весом до трёх тонн...
- У него огромные уши и длинный нос...
(Слон).
- Именно так называется следующее стихотворение Саши Чёрного, с которым нас познакомит .... (ученик подготовившийся к выразительному чтению дома). Послушайте его и скажите, каким описан слон? (беззащитным)
- Как написано стихотворение “Слон”? (как разговор автора и животного).
- Первый вариант находит и читает слова автора, второй - слона.
(Самостоятельная работа учащихся по вариантам).
- А сейчас стихотворение прочитаем по ролям. (Приглашаются по одному человеку из каждого варианта для прочтения диалога и изображения его участников).
- Какое чувство вызвало у вас стихотворение? (жалость к большому, но беззащитному животному).
- Почему слон стал беззащитным? (потому что он оказался за решеткой).
- Где мы в неволе можем встретить животных? (в зоопарке).
- Что вы смогли бы сделать для слона в зоопарке? (навещать его, приносить ему гостинцев,...).
VI. Итог урока.
- С какими стихотворениями С. Чёрного вы сегодня познакомились? (“Что ты тискаешь утёнка”, “Воробей”, “Слон”).
- Что их объединяет? (Все они о беззащитных животных).
- Изобразите беззащитного утёнка, воробья, слона.
Методика: "Ассоциативные картинки"
VII. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.
- Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.