“Народная игрушка – матрешка”
Введение.
С самого рождения ребенок является исследователем мира, который его окружает. Для него всё впервые: день, снег, солнце, радость, смех. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему должны помочь педагоги и родители. Педагоги используют метод проектов: сбор информации, вопросы и загадки, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, практическая деятельность по изготовлению творческих работ и т.д. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Проблема: приобщить дошкольников и их родителей к истории русского прикладного искусства, способствовать развитию творчества через ознакомление с игрушкой-матрешкой.
Участники проекта:
Педагоги дополнительного образования.
Обучающиеся объединения “Дошкольник” (дети старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ).
Родители обучающихся.
Время и место проведения: 2012-2013 учебный год, МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки, объединение “Дошкольник”.
Вид проекта: творческий.
Задачи.
- Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки.
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи.
- Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
- Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления матрешки.
- Подарить матрешки мамам на празднике 8 Марта.
- Создать коллекцию игрушек (рисование, лепка, аппликация).
- Оформить мини-выставку “Матрешки”.
Этапы работы.
Подготовительный
- Определение объектов изучения.
- Подбор литературы, иллюстраций.
- Приобретение материалов для изобразительной деятельности обучающихся.
Исследовательский
- Ознакомление с разными видами матрёшек в рисовании, лепке, аппликации.
- Изучение художественных элементов росписи матрешки.
- Участие педагога Романовой М.В. в мастер – классе педагога дополнительного образования студии художественной росписи “Палитра”. Аршиновой В.Н. по теме “Русская матрёшка”. <Рисунок 5>
Темы занятий.
- Знакомство с народной игрушкой “Русская матрёшка”.
- Разучивание танца “Мы – весёлые матрёшки”, игр с матрешками.
- История возникновения и развития народного промысла по изготовлению матрешек.
- Виды матрёшек.
- Изучение приемов рисования, лепки и аппликации матрешек.
- Беседа с родителями обучающихся “Матрёшка- символ большой и дружной семьи”.
- Экскурсия в студию художественной росписи “Палитра”, педагог Аршинова Вера Николаевна. <Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 6>.
- Рисование простейших элементов росписи матрешки.
- Аппликация, лепка: составление простейших узоров.
- Детская авторская матрёшка <Рисунок 11>.
Самостоятельные задания родителям: собрать информацию об истории матрешки и видах, оформить стенд “Русская матрешка – символ дружной семьи”.
Все дети объединения разбиваются на 4 группы, которым педагог предлагает самостоятельные задания.
1. Познакомиться с рисунками и иллюстрациями матрешек в студии “Палитра” Дома детского творчества, выбрать лучшие и рассказать о них в объединении “Дошкольник”.
2. Встретиться в руководителем музея нашего учреждения “Город детства” Медниковой В.В. с целью ознакомления с русским народным костюмом.
Представить в рисунках русский народный костюм детям.
3. Посетить детскую городскую библиотеку с целью “Найти книги о русской народной матрешке” <Рисунок 3>.
4. Найти игрушки – матрешки дома, у родственников, знакомых и рассказать о них. <Рисунок 4>
Заключительный.
* Обобщение результатов работы.
* Сбор коллекции игрушек – матрёшек.
* Изготовление матрешек для подарков мамам.
* Оформление выставки.
* Выбор лучших работ на международную выставку “Лидице – 2013”.
Практический выход: изготовление русской матрешки.
Дата защиты проекта: май 2013.
Форма проведения защиты: выставка “Русская матрёшка”, праздник “8 марта – День особенный”.
Творческие работы детей оцениваются членами жюри в составе: директор Дома детского творчества, заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, родители обучающихся объединения “Дошкольник”.
Заключительный этап проекта - изготовление матрешек для мам.
План итогового занятия по изобразительной деятельности “Русская матрёшка”
Автор: Романова Марина Владимировна.
Должность автора: педагог дополнительного образования.
Название учреждения, в котором работает автор: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Собинского района. Дом детского творчества г. Собинки.
Объединение “Дошкольник”.
Возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста, не посещающие ДОУ.
Тема занятия “Русская матрёшка”.
Цель: развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
- познакомить детей с народной игрушкой-матрёшкой;
- учить составлять узор из отдельных элементов и развивать умения в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом;
- развивать чувство цвета, ритма в узоре;
- формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой;
- воспитывать добрые и нежные чувства к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: посещение выставки матрешек в студии художественной росписи “Палитра” МБОУ ДОД ДДТ , прослушивание русской народной музыки на занятиях “Музыка”, проведение игр “Одень матрешку”, “Заря” на занятиях “Подвижные игры”, “Познай себя”, рисование и лепка, аппликация матрешек на занятиях по художественному творчеству.
Оборудование и материалы: шаблоны матрёшек, гуашь, кисти № 1-3, стаканы с водой, салфетки, подставки под кисти, таблица “Этапы росписи матрёшек”, иллюстрации и игрушки “Матрёшки”, диск “Русская народная музыка”, пасхальное деревянное яйцо, Русские народные костюмы: сарафаны, рубаха, фартук, кокошник, накосник, пояс.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет под русскую народную музыку “Ах, вы сени, мои сени…” . Их встречает педагог в русском народном костюме (Сказочница).
2. Обобщение пройденного материала.
Сказочница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.
Вот домик расписной. Что в нём? Показывает разные игрушки из домика: Ваньку-встаньку, неваляшку, дымковских дам и коней. А вот следующую игрушку я покажу, когда отгадаете загадку, только до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрёшка.
Сказочница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрёшки. Вам с родителями было дано задание найти материал игрушке- матрешке, ее видах. Рассказы родителей о видах матрешек с использованием иллюстраций (Приложение 1).
Загадка.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Слово Сказочницы о видах матрешек.
Да, на Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма, поэтому матрёшки имеют разные названия в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские, Семёновские, Полхов-майданские и другие. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности: они демонстрируют особенности национальной женской одежды, характерные цвета и детали костюмов. Полюбуйтесь красавицами матрёшками. Каждая матрешка состоит из двух частей, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Сегодня матрёшку знают во всём мире, ее дарят на память о нашей стране. Эта игрушка (матрешка (стала традиционным русским сувениром. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа
Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже её форма в чем-то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрёшкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрёна было наиболее распространённым на Руси.
Для того чтобы игрушки-матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем делают фон, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.
Сказочница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм (выставка русских народных костюмов). Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки
Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами, иногда еще надеты бусы и другие украшения. Часто у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
3. Практическая работа.
Сказочница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Садитесь поудобнее. и проверьте свои готовность к работе: наличие инструментов: шаблоны, кисти, стаканы с водой, гуашь, палитра.
Инструктаж выполнения практического задания:
1. Повторить правила работы с красками и кистями.
2. Подумать и выбрать цвет матрешки: платка, сарафана.
(Педагог показывает 3 заготовки матрёшек, у которых разного цвета платки и сарафаны, фартуки).
3. Раскрасить шаблон матрешки (фон) самостоятельно.
Дети закрашивают шаблоны матрешек.
Сказочница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру “Заря”.
Проводится игра “Заря” (3-4 минуты)
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – “заря” ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.
Продолжение практического задания.
4. Сказочница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой. Педагог демонстрирует таблицу “ Этапы росписи матрёшек” <Рисунок 7>.
К доске вызываются 2-3 ребёнка для показа росписи некоторых элементов всей кистью и концом кисти (цветы, ягодки, стебельки) на пробниках (на доске).
Сказочница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.
Дети приступают к росписи матрёшек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что ещё можно добавить в цвете или узоре. И обращает особое внимание детей на свой стиль росписи матрешки, поощряя творчество словом.
4. Подведение итогов.
После окончания практической работы проводится мини-выставка “Народная игрушка – матрешка”. Дети вместе с педагогом, родителями рассматривают выставку и выбирают матрешки: самую весёлую, самую грустную, самую яркую, самую аккуратную, авторскую, похожую на маму или педагога и т.д. Дети отмечают красоту, самобытность и величие этой игрушки.
Сказочница: Такие интересные и замечательные работы мы подарим нашим мамам на празднике 8 Марта <Рисунок 8>, а самые лучшие матрешки будут представлены на итоговой выставке Дома детского творчества “Величальная красоте” в апреле 2013 года <Рисунок 10> и отправлены на Международную выставку детского рисунка “Лидице 2013”.
Использованная литература
- Алексахин Н.Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. – 96 с.
- Волчкова В.Н. “Конспекты занятий со старшими дошкольниками. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, 2006 г.
- Дидактическая игра “Народные промыслы” из серии “Учись играя” , ООО “Десятое королевство”, 2004.
- Скольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 139.
- Сайт www.vipdol.ru/история - матрешки.