Программа экспериментальной внеурочной деятельности по социально значимому направлению "Волонтерский отряд"

Разделы: Социальная педагогика


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кто берет – наполняет ладони,
кто отдает – наполняет сердце.

Лао-цзы

1.1. Актуальность программы

Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.

Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни, не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества. Для молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно, является ресурсом развития личности.

Данная программа является продолжением работы по вовлечению учащихся в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, эколого-патриотическую пропаганду, пропаганду здорового образа жизни, социальную помощь детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Королева Московской области средняя общеобразовательная школа №5 является базой для проведения обучающих программ волонтерского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова с 11.01.2012 года (информационное письмо см.приложение).

Волонтерский отряд МБОУ СОШ №5 “Мир не без добрых людей” – это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу по благоустройству памятных мест и территории школы, микрорайона, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам, пенсионерам).
Волонтерский отряд призван воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защите их жизни и здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

1.2. Цели и задачи программы

Цели:

  • Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.

Задачи:

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства, как средства распространения волонтерского движения.
  • Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  • Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
  • Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
  • Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы

При разработке и реализации программы учитываются следующие нормативно-правовые документы:

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
  • Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Закон РФ “Об образовании”;
  • Государственная программа “Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года”;
  • Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
  • Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
  • ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования РФ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде” от 28.02.2000 г. № 619;
  • Федеральный Закон “Об ограничении курения табака” от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
  • Федеральный закон “Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
  • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  • Устав школы МБОУ СОШ №5.

1.4. Основные направления деятельности

  • Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения.
  • Социальная помощь, детям-сиротам, пожилым, инвалидам, ветеранам.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Правовое и социальное консультирование и информирование подростков.
  • Эколого-патриотическая пропаганда.
  • Творческо-досуговая деятельность.

1.5. Педагогические принципы реализации программы

При реализации программы будут применяться следующие принципы:

  • добровольности: вступление учащегося в волонтерский отряд осуществляется только по его желанию;
  • природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
  • многообразия видов, форм и содержания деятельности;
  • свободы и творчества предполагает право выбора;
  • социальной активности через включение учащихся в социально-значимую деятельность;
  • взаимосвязи педагогического управления и самоуправления;
  • гуманистической направленности отношений. Субъект – субъектные отношения;
  • культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности;
  • концентрации воспитания на развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность.

1.6. Формы и методы реализации программы

В работе используются различные методы:

  • Проектный;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый;
  • Проблемный;
  • Исследовательский;
  • Практический;
  • Методы стимулирования и поощрения;
  • Логический.

Информационный модуль

  1. Беседы со специалистами.
  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  3. Создание информационно-обучающих презентаций, плакатов, видео.
  4. Размещение информации на школьном сайте.
  5. Акции волонтеров.
  6. Буклеты.
  7. Игры.
  8. Викторины.

Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия психолога с волонтерами.
  2. Мини-тренинги для учащихся.
  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. Игры, конкурсы.
  2. Акции.
  3. Спортивные мероприятия.

(Приложение)