Проект урока по теме "Линейная функция"

Разделы: Математика


Одной из технологий, рекомендуемых для организации учебного процесса, ориентируемой на организацию системно-деятельностного подхода является технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, в которой все содержание строится на системе научно-теоретических понятий, которые формируются в учебной деятельности, разворачиваемой в форме коллективно-распределительной деятельности.

Логика разворачивания предметного содержания в рамках учебной деятельности определила последовательность этапов работы учителя, которая выражается в особых типах уроков, характерных только для системы РО Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова.

  • Урок постановки учебной задачи;
  • Урок моделирования”;
  • Урок конструирования;
  • Урок конкретизации открытого способа;
  • Урок контроля;
  • Урок оценки.

Среди уроков контроля можно выделить урок проверочной работы, направленный на определение уровня освоения знаний с использованием известных учащимся способов (понятий), на формирование действий контроля и оценки, рефлексивных действий, обеспечивающий формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.

Технологическая карта урока контроля

Тема урока

Линейные уравнения.

Класс

7

Цели урока: Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме “Линейная функция” с использованием известных учащимся способов (понятий), ликвидация пробелов в знаниях учащихся по данной теме. Формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Формировать умения сотрудничества.

Формировать умения контролировать и оценивать свою работу.

Основное содержание темы Проверочная работа
Термины и понятия понятие линейного уравнения, способ его решения, корень уравнения.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • умение распознавать логически некорректные высказывания;
  • активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс.
Познавательные:
  • решать задания разными способами;
  • выбирать оптимальный способ решения;
  • устанавливать приченно-следственные связи;
  • выявлять с помощью сравнения сходство и различия в получаемых результатах деятельности;
  • аргументировать свое суждение;

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • оценивать результат учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • строить высказывания;
  • адекватно взаимодействовать в рамках учебного сотрудничества;
  • умение согласовывать позиции и находить верное решение;
  • представлять результат деятельности.
Уметь работать с математическим текстом:
  • владеть понятийным аппаратом по теме “Линейные уравнения”;
  • выполнять вычисления;
  • решать линейные уравнения;
  • решать текстовые задачи алгебраическим способом;
  • переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления линейного уравнения.
Ресурсы

Информационный материал: Учебник “Алгебра.7класс” В 2 ч. А.Г.Мордкович и др.– 11-е изд.,стер.– М.:Мнемозина,2009.

Наглядный материал:

Раздаточный материал: тексты заданий.

Форма работы:
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

 Проект урока

Предмет Алгебра
Класс 7 “в”
Учитель Грушенкова Галина Николаевна
Тема урока “Линейное уравнение”
Цель урока
  • Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме “Линейная функция” с использованием известных учащимся способов ( понятий), ликвидация пробелов в знаниях учащихся по данной теме.
  • Формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Формировать умения сотрудничества.
  • Формировать умения контролировать и оценивать свою работу.
Задачи
  • Определить уровень возможностей ребенка в усвоении знаний по теме “Линейное уравнение”.
  • Определить адекватность прогностической оценки получившемуся результату.
  • Определить уровень рефлексии учащихся, способности производить коррекцию собственных действий и результатов.
Место данного урока в теме На предыдущих уроках учащиеся ввели понятие линейного уравнения и сконструировали способ его решения, решали линейные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним. Решали текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения. Один из заключительных уроков этапа решения частных задач.
Этапы урока I этап – выполнение проверочной работы ( рассчитан на целый урок (прогностическая оценка, непосредственное выполнение работы)).

1. Решите уравнение:
а) 2,2(5х-4)=х+8,2;
б) (3х-3)/3=(2х-3)/4.

2. В первом вагоне в 1,5 раза больше груза, чем во втором. После того, как из первого вагона выгрузили 5,8 т, то в нем стало на 14,8т больше, чем во втором. Сколько тонн груза было в каждом первоначально?

3. Найдите значение переменной, при котором значение выражения 5у+4 на 18 меньше удвоенного значения выражения 4-у.

4. Решите уравнение:
а) |3х-1|=4; б)||2х+2|-4|=1.

5. При каком а уравнение ах-4=2х-1 не имеет решения?

Действия учителя:

Выдает учащимся тексты работ, обязательно распечатанные на каждого ученика, где с левой стороны имеются поля.

Действия ученика:

  1. Ученик делает прогностическую оценку:
    “+” те задания, которые точно могут выполнить;
    “-” те задания, которые выполнить не могут;
    “?” те задания, где есть затруднения.
  2. Далее ученик самостоятельно определяет какие задания и в какой последовательности будет делать, от каких он откажется (10 мин). 3.Затем выполняет предложенную работу.
  II этап – проверка учителем результатов данной работы. Действия учителя:
  1. Проверяет работу, не исправляет возникшие у учащихся ошибки, оставляет работу ученика в том состоянии, которое было до проверки.
  2. Проводит содержательный анализ сделанных ошибок, выясняет причину их возникновения.
  3. Составляет вторую работу для учащихся, в которую закладываются все правильные и неправильные способы решения задач первой работы.

Действия ученика: ----

  III этап – индивидуальная работа учащихся с текстом второй работы, коллективное, обсуждение результатов II работы, вторичный контроль I работы, оценивание.

Проверочная работа

Ученики 7а класса решали одни и те же примеры по-разному. С какими из приведенных решений ты согласен, с какими нет? Неправильные с твоей точки зрения решения зачеркни, постарайся кратко сформулировать в чем состоит ошибка. Самое хорошее решение отметь галочкой.

1.Решите уравнение 0,8(5-2х)=0,4х+1

2.Какое уравнение равносильно 2х-5/5=2х+1/7?

а) 5(2х-5)=7(2х+1)
б) (2х-5)7=(2х+1)5
в) 14х-5=10х+1

3. При каком значении переменной выражение 2(7-5х) на 9 меньше выражения 3х+2?

Выбери верно составленное выражение:

а) 2(7-5х)-(3х+2)=9
б)2(7-5х)+9=3х+2
в) 2(7-5х)-9=3х+2

4. I число в 11 раз меньше, чем II. Если к I числу добавить 2,8 ,а от II отнять 6, то I число будет меньше II на 7. Найдите I число.

Выбери верно составленное уравнение.

5. Решите уравнение: ||2x-1|-3|=5

6. Найдите решение уравнения при каждом значении параметра а:

Действия учителя:
  1. Приносит проверенные работы учащихся без своих пометок, но не раздает их учащимся и никак не комментирует .
  2. Выдает учащимся новую работу, составленную по результатам выполнения детьми проверочной работы.

Действия ученика:

  1. Индивидуальная работа с текстом второй работы (15 мин).
  IV этап – коллективное обсуждение результатов второй работы. Выясняются основания правильного выбора, выслушиваются аргументы против других вариантов. Действия учителя:
  1. Организует обсуждение результатов выполнения второй работы.

Действия ученика:

  1. Рефлексирует способы решения предложенных задач (коллективное обсуждение результатов второй работы, выясняют основания правильного выбора, выслушивает аргументы против других вариантов).
  V этап – учащимся выдается на руки их первая работа. Ставится задача найти возможные ошибки, т.е. проводится вторичный контроль. Действия учителя:
  1. Выдает первую работу детям для вторичной проверки и коррекции.

Действия ученика:

  1. Проводит корректировку первой работы.
  2. Учащиеся сдают учителю и первую, и вторую работы.
  IV этап – домашнее задание.

Составить контрольную работу по теме: “Линейные уравнения”.

Действия учителя:
  1. Задает и объясняет, как выполнить домашнее задание.

Действия ученика:

  1. Записывает домашнее задание.
  2. Задает вопросы на уточнение.
  VII этап– итог урока.

(Что можно посоветовать ученику, который будет выполнять подобную работу?)

Действия учителя:
  1. Организует обсуждение.

Действия ученика: 1.Рефлексирует способы решения предложенных задач.

Только после вторичной проверки учитель уже может править работу и оценивать. И если после вторичной проверки у ребенка остаются ошибки, это говорит о том, что у данного ученика они носят устойчивый характер и требуют серьезной отработки и коррекции. Учитель проводит сравнительный анализ выполнения первой и второй работы с целью выявления возможностей детей корректировать свою деятельность. Качество выполнения работы определяется в процентах, результат выставляется в классный журнал и оценочный лист учащегося.

Результат:

  • Ученику предоставляется право взглянуть на свою ошибку как бы “со стороны”, как на чужую, что облегчает уяснение сущности ошибки.
  • Учащиеся, не справившиеся с заданием в первой работе, как правило, оказываются в состоянии выделить правильное решение из предложенных заданий и обосновать свой выбор.

Литература:

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ “Развитие личности”, 1998. – 360 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
  3. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.