Урок русского языка в 7-м классе по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) Обучающая:

– систематизация и обобщение изученного по теме “Причастие”;
– подготовка к выполнению контрольной работы и заданий ЕГЭ;
– контроль по теме.

2) Развивающая:

– развитие аналитических навыков, навыков самоконтроля.

3) Воспитывающая:

– воспитание гражданственности, любви к Родине, желания быть полезной ей.

Метод: сочетание групповой и индивидуальной работы.

Организация: класс делится на группы.

Наглядность:

1) маршрутные (зачётные) листы (делаем заранее)

№ задания

Задание

Отметка

1    

2) лото
3) таблицы:
а) “Одна и две –н- в причастиях”;
б) “Образование причастий”;
в) “Слитное и раздельное написание не с причастиями”;
4) схемы предложений с причастным оборотом;
5) информационный стенд по теме “Причастие”;
6) сигнальные карточки “-н-” и “-нн-”;
7) рефлексивные (цветовые) карточки;
8) карта путешествия по теме “Причастие”.

Ход урока

Оргмомент (на фоне музыки).

Каникулы прошли – какая жалость!
От них воспоминание лишь осталось.
Теперь ещё нам много долгих дней
Сидеть за школьной партою своей.
И я прошу сегодня вас, ребята,
Настроиться серьёзно на урок
И не шуметь, как делали когда-то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Откройте свои школьные тетради:
Число и тему нужно записать.
Напрасно время мы не будем тратить…
Причастия мы будем повторять.

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Ребята, цель нашего урока – повторение основных орфограмм и пунктограмм, изученных в разделе “Причастие”, подготовка к контрольной работе, тестированию и выполнению заданий ЕГЭ.

На информационном стенде вы видите вопросы по теме, задания для контроля, образцы заданий ЕГЭ.

Мы работаем в форме путешествия. И вы, ребята, должны быть не просто зрителями. Чтобы успешно продвигаться по предложенному маршруту, нужно строго соблюдать одно условие – правильно выполнять задания, которые предлагаются на остановках, Работаем в группах и индивидуально. Результаты индивидуальной работы вы будете заносить в маршрутные (зачётные) листы, групповая работа оценивается особо.

Тема высказывания – наша Родина.

Берём с собой всё необходимое: маршрутные листы, ручку, карандаш, тетрадь и ,конечно же, запас знаний.

Первая остановка “В гостях у сказки”.

Дома учащимся предлагалось составить сказку о причастии. (Инд. работа).

Чтение сказки о причастии.

Вторая остановка “Вопросы и ответы”. Теоретическая разминка. (Групп. работа).

Проводится в форме ромашки. Вопросы:

1. Что такое причастие? Назовите отличительные признаки причастия как части речи.

  1. Каковы отличительные признаки действительных и страдательных причастий?
  2. Каковы сходства полных и кратких причастий?

Третья остановка “Предложение” (Групп. работа).

На многих языках говорят люди населя…щие нашу величестве…ую Родину. (По И. Соколову-Микитову).

Задание: спишите, вставьте и объясните пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания и графически объясните их. Ответьте на вопрос: “Что такое причастный оборот”? (1 группа).

Дайте предложению полную характеристику, измените предложение, поменяв местами главное слово и причастный оборот. Объясните знаки препинания. (2 группа).

Произведите морфологический разбор причастия населяющие. Ответьте на вопрос: “Какова синтаксическая роль причастия”? (3 группа)

Четвёртая остановка “Словарная работа”.

– Как называют человека, горячо любящего свою Родину, преданного ей, одушевлённого патриотизмом?

Патриот. “Patria” – родина, отечество. (Лат.) Подбираем однокоренные слова.

Патриотка, патриотизм, патриотический, патриотичный.

Расставьте ударение в словах, подчеркните орфограммы. Устно составьте предложение с причастным оборотом и изученным словом, объясните постановку знаков препинания.

Пятая остановка “В гостях у суффикса и приставки”.

1.Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните. (Инд. работа).

Вид…щий, стел…щий, стро…щий, клее…щий, терп…щий, дыш…щий, брезж…щий, дыш…щий,брезж…щий, мо…щий, дел…щий;

Чита…мый, знач…мый, вид…мый, слыш…мый, движ…мый, гон…мый.

Проверяем по цепочке, объясняем выбор орфограммы. Делаем выводы с использованием таблиц. Учащиеся оценивают выполнение задания в тетради, выставляют отметку в маршрутный лист.

Рефлексия. (Обратная связь осуществляется с использованием цветовых карточек).

2. Устный диктант с использованием сигнальных карточек “н” и “нн”.

Цель диктанта: повторить правописание суффиксов в причастиях и прилагательных.

3. Осложнённое списывание. (Групп. работа):

Утре…ий, революцио..ый. си..ий, ветре…ый, оловя…ый, платя…ой, полотня…ый, ю…ый, зелё…ый, карма…ый,

Нарисова…ый, купле…ый, ране…ый, неране…ый, вспаха…ое поле, вспаха…ое весной поле, асфальтирова…ый, решё…ый, назва…ый ( в честь);

Отчая…ый, нежда…ый, кова…ый, жёва…ый, смышлё…ый, невида…ый, посажё…ый, назва…ый (брат), доверенное (лицо).

1 группа объясняет написание -н- и -нн- в прилагательных, делает выводы с использованием таблицы.

2 группа – -н- и -нн- в причастиях.

3 группа объясняет написание слов-исключений.

Рефлексия.

  • Словарный диктант (групп. работа).
  • (Текст для самоконтроля проецируется на доску).

Работа не завершёна; не законченный, а начатый спор; недоумевающий взгляд; не прочитанный текст; не дописанное на уроке сочинение; линованная тетрадь; решённый пример; жареный картофель; некошеный луг; раненый герой; раненный в бою солдат; выровненный участок.

Выборочная проверка по группам:

1 группа объясняет написание не с причастием, делает вывод с использованием таблицы.

2 группа объясняет выбор гласной буквы в суффиксе причастия, делает вывод с использованием таблицы.

Рефлексия. Оценки за выполнение в тетради выставляем в маршрутные листы.

Устное задание: объясните выбор гласной буквы в глаголах прошедшего времени и суффиксах действительных причастий прошедшего времени. (Групп. работа).

Услыш…л-услыш…вший; увид…л-увид…вший; закле…л-закле…вший; постро…л-постро…вший; засе…л-засе…вший; украс…л-украс…вший;продум…л-продум…вший; вызубр…л-вызубр…вший; законч…л-законч…вший.

У доски работают учащиеся 3 группы.

Шестая остановка “В гостях у Лежебокина”. Задания для самоконтроля. (Инд. работа).

  1. На столах карточки, где напечатаны словосочетания с пропущенными гласными в окончаниях причастий. (Материал распечатан на каждого ученика). Задание: вставьте гласные буквы в окончания причастий. По команде учителя учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Ответы даны на обратной стороне карточки.
  2. Рефлексия. (Выставление оценок в маршрутные листы).

  3.  
  1. На качающ…ся ветке.
  2. В решающ…ую минуту.
  3. По заросш…й аллее.
  4. Леденящ…м ужасом.
  5. Грохочущ…го рома.
  1. Игра по данной теме. Проводит заранее подготовленный ученик. Если высказывание содержит ошибку, то учащиеся опровергают его (можно использовать цветовые сигнальные карточки).
  2. Лото по данной теме. Собрать композицию, выполняя задания по теме. (Не оценивается). (Групповая работа).

Работа со стихотворением Дж. Родари (в переводе С.Я. Маршака). Читает заранее подготовленный ученик.

Задание: выпишите краткие причастия с не. Объясните выбор написания. Обратить внимание на род слова кофе. (Универсальный словарь по русскому языку. Санкт-Петербург. Издательская группа “Весь”,2009, стр. 226).

Вечно ворчит на служанку хозяйка:
– Плохо погладила платье, лентяйка.
Окна не вымыты, пол не натёрт,
Ложка пропала, не выпечен торт.
Дня не проходит без новой придирки:
Соус без соли, крендель без дырки.
Кот не накормлен, кофе не молото,
Плохо начищены бронза и золото.
Лопнул стакан, и разбиты две банки…
Плохо приходится бедной служанке!

Седьмая остановка. Выполнение заданий тестов. (Тесты распечатаны на каждого ученика). (Индивид. работа). Образец теста:

1. В каком слове пишется -нн-?

1) ружьё заряже…о
2) мощё…ая дорога
3) песча…ая почва
4) бронирова…ый автомобиль

2. В каком слове пишется буква е?

1) умер…нный
2) спа…нный
3) раста…ли
4) закле…ли

3. В каком слове в суффиксе причастия пишется -а-?

1) дыш…щий
2) кол…щий
3) ищ…щий
4) зна…щий

4. В каком случае не с причастием пишется слитно?

1) (не) законченное сочинение
2) (не) заживающая долго рана
3) (не) исследованная, а дикая тайга
4) книга (не) прочитана

Проверяем вместе.

Рефлексия. Выставление оценок в маршрутные листы.

Подводим итоги урока.

Выставление оценок за урок. (За индивидуальную и групповую работу).

Контроль. Работа с текстом В.Пескова “Родина”. Текст распечатан на каждого ученика. Текст не переписывается. После выполнения заданий сдается на проверку.

Родина-это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета нацеле…ая3 к Луне и птиц… летящ…е на Север над нашим домом. Это и Москва и моё родное село. Это имена людей названия новых машин танцы, которым рукрплещ…т во всех городах Земли. Это Главный конструктор ракет и бакенщик зажигающий2 огни на Волге. Это мой отец машинист и твой отец чабан. Это ты и я с нашим миром чувств с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосч…тать листьев. И всё, что мы делаем доброго пр…бавляет ему сил.

Задание. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните дополнительные задания.

Домашнее задание.

  1. Подготовиться к контрольному диктанту по теме “Причастие”.
  2. Выполнить задания к тексту “Родина” И. Соколова-Микитова. Текст распечатан на каждого ученика.

Родина

Обширна и многообразна родившая нас страна. (Не) иссяка…мы и полноводны реки пересека…щие пространства её.4 Обширны зелёные леса высоки горы блиста…щие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах.
Широки знойные степи. Обширна тайга раскинувш…яся океаном. Многолюдны и многочисленны города разброса…ые2 в стране нашей.
На многих языках говорят люди населившие величестве…ую эту страну. Просторны синие дали. Звонки и чудесны песни живущего3 в ней народа.

По И. Соколову-Микитову.

Задания. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Определите стиль текста. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Выполните дополнительные задания.