Цели урока:
1) Обучающая:
– систематизация и обобщение изученного по теме “Причастие”;
– подготовка к выполнению контрольной работы и заданий ЕГЭ;
– контроль по теме.
2) Развивающая:
– развитие аналитических навыков, навыков самоконтроля.
3) Воспитывающая:
– воспитание гражданственности, любви к Родине, желания быть полезной ей.
Метод: сочетание групповой и индивидуальной работы.
Организация: класс делится на группы.
Наглядность:
1) маршрутные (зачётные) листы (делаем заранее)
№ задания |
Задание |
Отметка |
1 |
2) лото
3) таблицы:
а) “Одна и две –н- в причастиях”;
б) “Образование причастий”;
в) “Слитное и раздельное написание не с причастиями”;
4) схемы предложений с причастным оборотом;
5) информационный стенд по теме “Причастие”;
6) сигнальные карточки “-н-” и “-нн-”;
7) рефлексивные (цветовые) карточки;
8) карта путешествия по теме “Причастие”.
Ход урока
Оргмомент (на фоне музыки).
Каникулы прошли – какая жалость!
От них воспоминание лишь осталось.
Теперь ещё нам много долгих дней
Сидеть за школьной партою своей.
И я прошу сегодня вас, ребята,
Настроиться серьёзно на урок
И не шуметь, как делали когда-то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Откройте свои школьные тетради:
Число и тему нужно записать.
Напрасно время мы не будем тратить…
Причастия мы будем повторять.
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Ребята, цель нашего урока – повторение основных орфограмм и пунктограмм, изученных в разделе “Причастие”, подготовка к контрольной работе, тестированию и выполнению заданий ЕГЭ.
На информационном стенде вы видите вопросы по теме, задания для контроля, образцы заданий ЕГЭ.
Мы работаем в форме путешествия. И вы, ребята, должны быть не просто зрителями. Чтобы успешно продвигаться по предложенному маршруту, нужно строго соблюдать одно условие – правильно выполнять задания, которые предлагаются на остановках, Работаем в группах и индивидуально. Результаты индивидуальной работы вы будете заносить в маршрутные (зачётные) листы, групповая работа оценивается особо.
Тема высказывания – наша Родина.
Берём с собой всё необходимое: маршрутные листы, ручку, карандаш, тетрадь и ,конечно же, запас знаний.
Первая остановка “В гостях у сказки”.
Дома учащимся предлагалось составить сказку о причастии. (Инд. работа).
Чтение сказки о причастии.
Вторая остановка “Вопросы и ответы”. Теоретическая разминка.
(Групп. работа).Проводится в форме ромашки. Вопросы:
1. Что такое причастие? Назовите отличительные признаки причастия как части речи.
- Каковы отличительные признаки действительных и страдательных причастий?
- Каковы сходства полных и кратких причастий?
Третья остановка “Предложение”
(Групп. работа).На многих языках говорят люди населя…щие нашу величестве…ую Родину. (По И. Соколову-Микитову).
Задание: спишите, вставьте и объясните пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания и графически объясните их. Ответьте на вопрос: “Что такое причастный оборот”? (1 группа).
Дайте предложению полную характеристику, измените предложение, поменяв местами главное слово и причастный оборот. Объясните знаки препинания. (2 группа).
Произведите морфологический разбор причастия населяющие. Ответьте на вопрос: “Какова синтаксическая роль причастия”? (3 группа)
Четвёртая остановка “Словарная работа”.
– Как называют человека, горячо любящего свою Родину, преданного ей, одушевлённого патриотизмом?
Патриот. “Patria” – родина, отечество. (Лат.) Подбираем однокоренные слова.
Патриотка, патриотизм, патриотический, патриотичный.
Расставьте ударение в словах, подчеркните орфограммы. Устно составьте предложение с причастным оборотом и изученным словом, объясните постановку знаков препинания.
Пятая остановка “В гостях у суффикса и приставки”.
1.Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните. (Инд. работа).
Вид…щий, стел…щий, стро…щий, клее…щий, терп…щий, дыш…щий, брезж…щий, дыш…щий,брезж…щий, мо…щий, дел…щий;
Чита…мый, знач…мый, вид…мый, слыш…мый, движ…мый, гон…мый.
Проверяем по цепочке, объясняем выбор орфограммы. Делаем выводы с использованием таблиц. Учащиеся оценивают выполнение задания в тетради, выставляют отметку в маршрутный лист.
Рефлексия. (Обратная связь осуществляется с использованием цветовых карточек).
2. Устный диктант с использованием сигнальных карточек “н” и “нн”.
Цель диктанта: повторить правописание суффиксов в причастиях и прилагательных.
3. Осложнённое списывание. (Групп. работа):
Утре…ий, революцио..ый. си..ий, ветре…ый, оловя…ый, платя…ой, полотня…ый, ю…ый, зелё…ый, карма…ый,
Нарисова…ый, купле…ый, ране…ый, неране…ый, вспаха…ое поле, вспаха…ое весной поле, асфальтирова…ый, решё…ый, назва…ый ( в честь);
Отчая…ый, нежда…ый, кова…ый, жёва…ый, смышлё…ый, невида…ый, посажё…ый, назва…ый (брат), доверенное (лицо).
1 группа объясняет написание -н- и -нн- в прилагательных, делает выводы с использованием таблицы.
2 группа – -н- и -нн- в причастиях.
3 группа объясняет написание слов-исключений.
Рефлексия.
- Словарный диктант (групп. работа).
- (Текст для самоконтроля проецируется на доску).
Работа не завершёна; не законченный, а начатый спор; недоумевающий взгляд; не прочитанный текст; не дописанное на уроке сочинение; линованная тетрадь; решённый пример; жареный картофель; некошеный луг; раненый герой; раненный в бою солдат; выровненный участок.
Выборочная проверка по группам:
1 группа объясняет написание не с причастием, делает вывод с использованием таблицы.
2 группа объясняет выбор гласной буквы в суффиксе причастия, делает вывод с использованием таблицы.
Рефлексия. Оценки за выполнение в тетради выставляем в маршрутные листы.
Устное задание: объясните выбор гласной буквы в глаголах прошедшего времени и суффиксах действительных причастий прошедшего времени. (Групп. работа).
Услыш…л-услыш…вший; увид…л-увид…вший; закле…л-закле…вший; постро…л-постро…вший; засе…л-засе…вший; украс…л-украс…вший;продум…л-продум…вший; вызубр…л-вызубр…вший; законч…л-законч…вший.
У доски работают учащиеся 3 группы.
Шестая остановка “В гостях у Лежебокина”.
Задания для самоконтроля. (Инд. работа).- На столах карточки, где напечатаны словосочетания с пропущенными гласными в окончаниях причастий. (Материал распечатан на каждого ученика). Задание: вставьте гласные буквы в окончания причастий. По команде учителя учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Ответы даны на обратной стороне карточки.
Рефлексия. (Выставление оценок в маршрутные листы).
- На качающ…ся ветке.
- В решающ…ую минуту.
- По заросш…й аллее.
- Леденящ…м ужасом.
- Грохочущ…го рома.
- Игра по данной теме. Проводит заранее подготовленный ученик. Если высказывание содержит ошибку, то учащиеся опровергают его (можно использовать цветовые сигнальные карточки).
- Лото по данной теме. Собрать композицию, выполняя задания по теме. (Не оценивается). (Групповая работа).
Работа со стихотворением Дж. Родари (в переводе С.Я. Маршака). Читает заранее подготовленный ученик.
Задание: выпишите краткие причастия с не. Объясните выбор написания. Обратить внимание на род слова кофе. (Универсальный словарь по русскому языку. Санкт-Петербург. Издательская группа “Весь”,2009, стр. 226).
Вечно ворчит на служанку хозяйка:
– Плохо погладила платье, лентяйка.
Окна не вымыты, пол не натёрт,
Ложка пропала, не выпечен торт.
Дня не проходит без новой придирки:
Соус без соли, крендель без дырки.
Кот не накормлен, кофе не молото,
Плохо начищены бронза и золото.
Лопнул стакан, и разбиты две банки…
Плохо приходится бедной служанке!
Седьмая остановка.
Выполнение заданий тестов. (Тесты распечатаны на каждого ученика). (Индивид. работа). Образец теста:1. В каком слове пишется -нн-?
1) ружьё заряже…о
2) мощё…ая дорога
3) песча…ая почва
4) бронирова…ый автомобиль
2. В каком слове пишется буква е?
1) умер…нный
2) спа…нный
3) раста…ли
4) закле…ли
3. В каком слове в суффиксе причастия пишется -а-?
1) дыш…щий
2) кол…щий
3) ищ…щий
4) зна…щий
4. В каком случае не с причастием пишется слитно?
1) (не) законченное сочинение
2) (не) заживающая долго рана
3) (не) исследованная, а дикая тайга
4) книга (не) прочитана
Проверяем вместе.
Рефлексия. Выставление оценок в маршрутные листы.
Подводим итоги урока.
Выставление оценок за урок.
(За индивидуальную и групповую работу).Контроль. Работа с текстом В.Пескова “Родина”. Текст распечатан на каждого ученика. Текст не переписывается. После выполнения заданий сдается на проверку.
Родина-это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета нацеле…ая3 к Луне и птиц… летящ…е на Север над нашим домом. Это и Москва и моё родное село. Это имена людей названия новых машин танцы, которым рукрплещ…т во всех городах Земли. Это Главный конструктор ракет и бакенщик зажигающий2 огни на Волге. Это мой отец машинист и твой отец чабан. Это ты и я с нашим миром чувств с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосч…тать листьев. И всё, что мы делаем доброго пр…бавляет ему сил.
Задание. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните дополнительные задания.
Домашнее задание.- Подготовиться к контрольному диктанту по теме “Причастие”.
- Выполнить задания к тексту “Родина” И. Соколова-Микитова. Текст распечатан на каждого ученика.
Родина
Обширна и многообразна родившая нас страна.
(Не) иссяка…мы и полноводны реки пересека…щие
пространства её.4 Обширны зелёные леса
высоки горы блиста…щие вечными ледниками. Свет
яркого солнца отражается в их снеговых вершинах.
Широки знойные степи. Обширна тайга
раскинувш…яся океаном. Многолюдны и
многочисленны города разброса…ые2 в
стране нашей.
На многих языках говорят люди населившие
величестве…ую эту страну. Просторны синие дали.
Звонки и чудесны песни живущего3 в ней
народа.
По И. Соколову-Микитову.
Задания. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Определите стиль текста. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Выполните дополнительные задания.