Урок по технологии: "Вышивка двусторонней и цветной художественной гладью"

Разделы: Технология


Цель урока: ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания двусторонней и цветной художественной гладью.

Задачи урока:

  1. Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
  2. Прививать навыки культуры труда и аккуратность.
  3. Развивать координацию движений рук.

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,
  • ткань 20 x 20 см,
  • нитки мулине,
  • набор игл,
  • ножницы,
  • карандаш,
  • копировальная бумага,
  • образцы рисунков,
  • образцы вышивки,
  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • работы учащихся прошлых лет;
  • инструкционные карты швов гладь;
  • образцы вышивок гладь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация урока.

II. Изучение нового материала

а). Постановка целеполагания занятия:

– представление опыта работы (демонстрация ранее изготовленных работ);
– простраивание учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки двусторонней и цветной художественной гладью.

б). Сообщение познавательных сведений.

Сообщение познавательных сведений

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.

Гладь – один из вариантов вышивки контурными швами. Как выполняется?

Заполните внутреннюю часть фигуры короткими прямыми стежками, прилегающими один к другому. Стежки должны лежать ровным рядом Рисунок 1.

Рассмотрим технику смещенной глади. Выполним первый ряд гладью. Последующие ряды выполняются так, чтобы нижние стежки начинались между основаниями верхних стежков Рисунок 2.

Чтобы выполнить двустороннюю гладь, вденьте в иглу две контрастные нити. Выполняйте стежки, как обычно, вышивая нитью то одного, то другого цвета. При этом “отдыхающая” нить должна находиться над иглой.

Двустороннюю гладь можно выполнять настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой. Используют нитки одного цвета. Стежки располагают по форме мотива в лепестках от края к центру. Мелкие листики выполняют косой гладью под углом 45? к оси симметрии. Для ягод и плодов используют прямую гладь. Стебельки и веточки выполняют стебельчатым швом Рисунок 3.

Цветная художественная гладь выполняется нитками трех, четырех тонов одного цвета. Особенности вышивки – плавный переход одного цвета в другой Рисунок 4.

Текущий инструктаж

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организация рабочего места

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Выбор материалов, инструментов, приспособлений

Иглы должны быть острыми.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

III. Практическая работа

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
  3. Не шить ржавой иголкой.
  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью. В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др. Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой – вышивают двусторонней гладью и цветной художественной гладью, с соблюдением технологии, техники безопасности и правильности выполнения приемов работы.

IV. Целевой обход учителя

Обходя рабочие места учащихся, контролирую правильность приемов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

В середине выполнения практической работы провожу с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 3-4 раза.
  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 3-4 раза.

V. Анализ и оценка урока

Показываю лучшие работы учащихся, отмечаю типичные ошибки, оцениваю работу учащихся по следующим критериям:

  • интересный и оригинальный выбор мотива (орнамента, рисунка);
  • техническое и конструктивное решение изделия;
  • уровень сложности способа вышивки и степень овладения им;
  • использование материалов по назначению, их соответствие художественному замыслу;
  • гармоничное сочетание цветов в вышивке;
  • композиционное решение работы;
  • стилевое своеобразие;
  • аккуратность исполнения.

Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии освоения.

VI. Рефлексия

– Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем  уроке? Чему я научилась?

VII. Сообщение о теме следующего урока.

VIII. Домашнее задание: закончить вышивку дома.

IX. Уборка рабочих мест.