Цели урока:
- изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
- показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.
Образовательные задачи:
- раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;
- рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:
- развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
- формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательная направленность урока:
- осуществление экологического, трудового воспитания;
- воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- ПК,
- мультимедийный проектор,
- презентация к разным этапам урока,
- листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,
- различные комнатные растения,
- горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы
- сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,
- шпатели (для выполнения практических заданий).
Ход урока
На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки). Используя материал урока, можно создать презентацию по своему усмотрению. Рисунки взяты автором разработки с сайта files.school-collection.edu.ru
I. Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.
II.
На прошлом уроке мы познакомились с понятием размножение и с основными видами размножения. Сегодня нам предстоит боле подробно изучить один из способов размножения – вегетативное. В ходе урока нам необходимо выявить положительные стороны данного способа размножения по сравнению с другими. И возможно мы найдём и минусы этого способа. Но сейчас вернёмся к материалу прошлого урока, к вашему домашнему заданию.
- Беседа по вопросам (фронтальный опрос). Что такое размножение? Для чего необходимо размножение?
- Заполнить схему “Способы размножения” (выдаются на листочках заготовленные схемы, нужно указать способы размножения и по 2 примера к каждому).
- Определить способ размножения по бумажной
модели (или рисунку)
А) Прямоугольник или квадрат разрезаем пополам (бесполое размножение).
Б) Два полукруга разного цвета соединяем друг с другом (половое размножение).
В) От квадрата отрезаем фрагмент (вегетативное размножение).
Каждый ответ обязательно комментируется учениками.
III. Изучение нового материала.
- Мы расскажем и покажем,
Как размножать растения наши.
Способов поверьте много,
Но у всех одна дорога-
Прибавлять собратьев ряд.
Лучший будем выбирать. - Решение вы найдёте сегодня на уроке, тема
которого “Вегетативное размножение цветковых
растений”. Открываем тетради, записываем число и
тему урока.
Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.
Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?
На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам? - Способы вегетативного размножения цветковых
растений.
Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.
Итак, начнём наш разговор о способе размножения черенком. (Помощник отрезает часть побега традесканции и ставит в стакан с водой)
Посмотри сюда дружок
Пред тобою черенок.
Стебель, почки и листочки,
Так и просятся в горшочек. (или в воду)
Совет: на черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45 градусов.
Размножение стеблевыми черенками. Смородина. Ива, тополь, крыжовник
К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.
Ветер ветку наклонил
И про ветку позабыл.
И на ветке от тоски
Появились корешки.
Размножение отводками. Смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.
Можешь трогать коль не трус,
У клубники длинный ус.
Ты розетки отрезай.
И клубнику размножай.
Этот способ пригодится не только для размножения клубники, а правильнее сказать земляники садовой, но и для некоторых комнатных растений (камнеломка, хлорофитум). Помощник отрезает розетку с частью уса и ставит в воду или прикапывает в горшочек.
Помощник раздаёт ребятам пластилин и просит повторить за ним. Делает долинный жгут, а затем разрезает или разрывает его на небольшие кусочки.
Это не урок технологии. Вы сейчас разделили корневище! Всё так просто!
Что там в земле за усище?
Да это ж хрена корневище.
С помощью деления корневища размножаются многие дикорастущие растения, например крапива, мята, ирис, ландыш, пырей.
Угадайте о чём идёт речь?
Много глаз на клубеньках.
И они пока закрыты.
А откроются глазки,
Когда землёй будут прикрыты.
Конечно же, это размножение с помощью клубней. Так размножается картофель, топинамбур. Нужно помнить правило: чем больше глазков, тем лучше. Не делите клубень на множество частей.
Разберётся новичок,
Целый куст даёт листок.
Срежь листок и посади.
Новый кустик впереди!
Листовыми черенками (листьями) размножается много растений, но лучше всего этот способ подходит для бегонии, сенполии, сансевьеры.
Помощник срезает лист сенполии под углом 45 градусов. Поясняет, что срез необходимо подсушить на воздухе в течение 15-20 минут, а потом ставить в воду или помещать в грунт.
Они из долек состоят
Какие дружные семейки!
И друг за друга постоят,
Попробуй-ка, разбей-ка!
Луковицу дольчатую необходимо делить на дольки, для посадки отбираются наружные дольки. Делить нужно осторожно, не повреждая чешуек. Луковицу пластинчатую лучше не делить, но если в этом есть необходимость, то срез припорошить активированным углём для дезинфекции. Ученикам предлагается провести деление луковиц.
Куст огромный, куст могучий
Много места занимал.
Разделили на три части
Пока кустик наш дремал.
Куст необходимо освободить от верхнего слоя почвы и разделить, выбрав для этого путь минимального повреждения.
Сидели словно в клетке
На маме эти детки.
Вот это детки-экстрималы!
Прыжки, полёты всё им мало!
Такие детки называются выводковыми почками. Их имеют не так много растений. Самое известное – каланхоэ.
III. Закрепление.
Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Есть ли у вегетативного способа преимущества над размножением семенами и наоборот? (обсуждение)
Ребята, вам выданы таблицы. Я предлагаю вам заполнить 1 колонку. 3 колонку заполним вместе (заполнение и осуждение)
№ |
Название способа |
Названия растений |
рисунок |
Домашнее задание. Заполнить вторую колонку таблицы. Повторить вопросы: способы размножения, строение растений, вегетативное размножение. Подготовка к тесту.