Цели урока:
- Общеобразовательная: повторение и систематизация ЗУН учащихся по данной теме, закрепление изученного материала в выполнении заданий базового и повышенного уровней, контроль и самоконтроль усвоения программного материала.
- Развивающая: развитие умений: а) логически мыслить в нестандартной ситуации, б) в выделении главного в) в нахождении и применении наиболее рационального подхода в решении г) объективно оценивать свои знания; развитие математически грамотной речи.
- Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, активность, организованность, чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: презентация, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями, листы самоконтроля, карта рефлексии.
Эпиграф: “Изучите азы науки, прежде чем взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”. И.П. Павлов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, уравнение – одна из важнейших моделей в математике, чтобы решить уравнение, немало надо знать. Вы умеете решать уравнения аналитически и графически, на данном уроке мы будем решать уравнения аналитически. Определим задачи нашего урока. (Слайд 2). На каждом этапе урока вы сами будете оценивать свою работу. Обращаю внимание на листы самоконтроля, в которых отражены все этапы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Решить уравнения, определить их вид. (Слайд 3).Форма работы: в парах, взаимопроверка. Сделать отметку в листах самоконтроля. Критерии: 2 балла – все верно, 1 балл – две, три ошибки, 0 баллов – более трех ошибок. Листы самоконтроля. (Приложение)
III. Устная работа.
1. Блиц – опрос по теории. а) что такое уравнение? б) что значит решить уравнение? в) что такое корень уравнения? г) что значит равносильное уравнение? д) какие виды уравнений вы знаете?е) способы и приемы решения – рассматриваем и комментируем схему с классификацией уравнений с одной переменной. (Слайд 4). Форма работы: фронтальная.
2. Проблемная задача: Определить вид уравнения, равносильные преобразования, способы решения, решить уравнения (Слайд 5).Форма работы: фронтальная, желающие показывают решение на доске, класс проверяет.
IV.
А теперь от простого к более сложному. Решим уравнения высших степеней. Два человека вызываются к доске, решают, комментируют. Класс решает в тетради.
V. Минута релаксации с целью перестройки на другую форму работы.
Закройте глаза, расслабьтесь, от напряжения избавьтесь,
Глубоко дышите, немного отдохните.
Теперь вновь соберитесь, друг другу улыбнитесь!
А сейчас начнем опять уравнения решать.
VI. Самостоятельная работа на два уровня сложности: базовый и повышенный. Самооценка учащихся.
1. Работа с листами самоконтроля. Тестовая работа базового уровня на 2 варианта. (Приложение)
Учитель: Возьмите лист самоконтроля, обратите внимание на проверяемые умения в тестовой работе., в колонку “ответ” укажите букву, соответствующую верному ответу, в колонку “самооценка” – соответствующее количество баллов. В конце посчитайте “итого”.
Какой набор букв получился? 1 вариант – Павлов, 2 вариант – Коваль. Обращаюсь к эпиграфу урока. С.Коваль – современный польский математик сказал: “Уравнения – это золотой ключ, открывающий все сезамы математики”.
2. Задания повышенной сложности. Форма работы: групповая, в парах. Проставить самооценку в листах самоконтроля. (Приложение). Проверка. (Слайд 6).
3. Творческое начало. Каждый ученик определяет свой “пик сложности” в решении уравнений с одной переменной. Учитель: В листах самоконтроля есть “Гора Знаний”, впишите на ее пик вид уравнения или уравнений, которые вызывают у вас затруднения в решении, можно привести примеры. (Обращаемся к Слайд у 4). Ребята, вы сейчас обозначили свои пробелы, которые мы постараемся ликвидировать на других уроках подготовки к ГИА.
VII. Итог урока. Посчитать итоговый балл, согласно критериям выставить себе оценку за урок.
VIII. Домашнее задание творческое (сообщения об уравнениях, об ученых, имеющих отношение к уравнениям, кроссворды, ребусы и др.)
Работы учеников будут использованы в рамках недели математики.
IX. Рефлексия.
Учащиеся работают с картой рефлексии “Мои впечатления – взгляд назад”. Заключительное слово учителя. (Приложение, Слайд 7, 8).