Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно – деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка.
Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.
На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Таким образом: Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно-деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Задачи:
- учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст;
- уметь различать текст и не текст;
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные:
- развивать умение высказывать свое отношение к теме семья (человеческой, животной),
- выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности;
Метапредметные:
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре и в группе;
регулятивные:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом
- учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;
- представлять информацию в виде схемы;
- делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на страницах учебника;
- находить самостоятельно ответы на вопросы;
Ход урока
1. Орг. момент
– С каким настроение вы пришли на урок?
– Почему?
– Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
– Урок у нас из Блока “Развитие речи”, что это означает?
На уроке предстоит выполнить много интересных заданий.
– Как мы должны будем с вами поработать, чтобы урок у нас действительно был интересным и познавательным?
– Как вы думаете, что нам поможет на уроке?
Тогда улыбнитесь, возьмите за руки на несколько секунд. Эта сплоченность вам поможет на уроке.
Начинаем наш урок.
2. Введение в проблему урока:
На желтом листочке написано первое задание. Перевернем его и начинаем читать (один ребенок читает вслух)
Карточки из (Приложения № 1)
Прочитай. Определи, под какой цифрой дана наиболее полная информация?
- п ш к
- – о –
- Кот
- Кот – четвероногий друг человека.
- У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом.
– Докажите, свое предположение.
1 строчка – звуки (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)
2 строчка – буква (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)
3 строчка – слово (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)
4 строчка – предложение (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)
5 строчка – (рассказ), мы не знаем, что это написано.
– Вы правы, что записано в пятой строчке пока нам не известна.
Для нас это проблема, но она разрешима.
– Как построены в этой записи предложения? (друг за другом)
– Нам понятен смысл каждого предложения? (ответы детей)
– Нам понятен смысл всей этой записи? (ответы детей) /если ребята не дают ответа, тогда наводящий вопрос/
– О ком эта запись? (ответы детей)
Карточки из (Приложения № 2)
– Такая запись называется текстом. (учитель вывешивает карточку со словом “Текст” на доску)
– Попытайтесь определить тему урока, или продолжите мою мысль “Знакомство с …. (текстом)”
– Чему будем учиться на уроке? (ответы детей)
3. Работа в парах.
– Предлагаю Вам поработать в порах. Задание такое.
– Попробуйте сформулировать правило. Что такое текст? (ответы детей)
Карточки из (Приложения № 3)
– Возьмите полосочку фиолетового цвета.
Текст – 1. Последовательность предложений.
2. Это несколько предложений связанных между собою по смыслу.
– Совпадает ли ваше определение “Текста”, с определением авторов учебника? (ответы детей)
4. Физминутка (покупки для бабушки)
5. Закрепление изученной темы урока. Работа в группах.
Карточки из (Приложения № 4)
Выбираем цветную полосочку, которая вам больше всего нравится.
(Полосочку не переворачиваем, пока я вас об этом не попрошу)
- Сейчас вы по цвету полосок объединитесь в группы.
- Положите полоски друг под другом к верху написанным.
- Прочитайте, понятен ли вам смысл текста?
- Почему? (ответы детей)
- Что нужно сделать, чтобы смысл текста был понятен? (ответы детей)
- Наклеивайте полоски, так чтобы получился правильный текст.
- Прочитайте, что получилось? (дети читают тексты)
1 группа
На солнечную полянку медведица вывела
медвежат.
Она остановилась и слушает.
Только недавно малыши выбрались из теплой
берлоги.
Жмутся к матери медвежата.
Страшно им в лесу.
Но мать в случаи опасности защитит их.
_____________________________________________________________________________________________
2 группа
У нас под крыльцом живут ежи.
После обеда маленькие ежата играют и резвятся.
По вечерам вся семья выходит гулять.
Взрослые ежи роют землю маленькими лапками.
Они достают корешки для своих маленьких ежаток.
_____________________________________________________________________________________________
3 группа
У дома наш огород.
От теплых лучей солнышка ожили земля и первая
травка.
На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп.
Эта грядка для салата и репы.
Все в нашей семье работают дружно.
_____________________________________________________________________________________________
4 группа
Наша мама добрая и ласковая.
Она учит детей.
Мама любит слушать музыку.
Жмутся к матери медвежата.
Я и мой брат Игорь любим маму.
Все в нашей семье любят маму.
______________________________________________________________________
- Докажите, что у вас получился текст (повторяют правило)
Карточки из (Приложения № 5)
- Какова одна главная мысль всех текстов? (Семья) (учитель вывешивает карточку со словом “Семья” на доску)
Главной мыслью текста называют темой текста. Об этом мы узнаем на следующем уроке.
– Попытайтесь определить чему мы будем учиться завтра на уроке русского языка? (ответы детей), или продолжите мою мысль /Мы будем учиться определять…. Тему текстов/
6. Итог урока.
– как вы думаете, разрешилась ли наша проблема, которая возникла в начале урока? /о незнании, что такое текст?/ (ответы детей)
7. Рефлексия.
– Наш урок подошел к концу. На партах у вас лежат кружочки красного и синего цвета.
– Красный кружочек – это означает, что вам на уроке было интересно и у вас от урока осталось хорошее настроение, вы многое для себя с урока взяли поучительного.
– Синий кружочек – это означает, что вам на уроке было не очень интересно и у вас плохое настроение, вы для себя с урока не взяли ни чего поучительного (дети анализируют свою работу, берут кружочек и приклеивают на свои тексты)
8. Домашнее задание.
– Как вы думаете, какое задание можно еще с этими текстами придумать и выполнить? (ответы детей)
– На белой бумаге написано домашнее задание, оно творческого характера.
– Выберите для себя задание и выполните его дома.
Карточки из (Приложения № 6)
Домашнее задание
- Нарисуете рисунок к тексту, составленному вашей группой.
- Придумайте и напишите продолжение к тексту, составленному вашей группой.
- Составьте вопросы по тексту, составленному вашей группой.
- Сами придумайте свое задание к тексту, составленному вашей группой.
– Кого бы вы хотели поблагодарить на уроке? (ответы детей)
– Урок окончен.
Спасибо, за урок!