Урок русского языка по теме "Текст: Знакомство с новой языковой единицей речи" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно – деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации  и непрерывному образованию,  организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Именно на уроках русского языка и происходит формирование таких базовых компетенций, как    общекультурной,  информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка.

Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.

На уроках  русского языка  можно  выполнять логически-поисковые задания. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов  решения одной и той же однозначной задачи. 

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Таким образом: Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно-деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

  • помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
  • развиваю творческие способности;
  • предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • осуществляю личностно-ориентированную направленность;
  • помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
  • побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Задачи:

  • учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст;
  • уметь различать текст и не текст;

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

  • развивать умение высказывать свое отношение к теме семья (человеческой, животной),
  • выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности;

Метапредметные:

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре и в группе;

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом
  • учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

  • развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на страницах учебника;
  • находить самостоятельно ответы на вопросы;

Ход урока

1. Орг. момент

– С каким настроение вы пришли на урок?

– Почему?

– Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

– Урок у нас из Блока “Развитие речи”, что это означает?

На уроке предстоит выполнить много интересных заданий.

– Как мы должны будем с вами поработать, чтобы урок у нас действительно был интересным и познавательным?

– Как вы думаете, что нам поможет на уроке?

Тогда улыбнитесь, возьмите за руки на несколько секунд. Эта сплоченность вам поможет на уроке.

Начинаем наш урок.

2. Введение в проблему урока:

На желтом листочке написано первое задание. Перевернем его и начинаем читать (один ребенок читает вслух)

Карточки из (Приложения № 1)

Прочитай. Определи, под какой цифрой дана наиболее полная информация?

  1. п ш к
  2. – о –
  3. Кот
  4. Кот – четвероногий друг человека.
  5. У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом.

– Докажите, свое предположение.

1 строчка – звуки (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)

2 строчка – буква (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)

3 строчка – слово (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)

4 строчка – предложение (ребенок отвечает, дети сигналами показывают прав он или нет)

5 строчка – (рассказ), мы не знаем, что это написано.

– Вы правы, что записано в пятой строчке пока нам не известна.

Для нас это проблема, но она разрешима.

– Как построены в этой записи предложения? (друг за другом)

– Нам понятен смысл каждого предложения? (ответы детей)

– Нам понятен смысл всей этой записи? (ответы детей) /если ребята не дают ответа, тогда наводящий вопрос/

– О ком эта запись? (ответы детей)

Карточки из (Приложения № 2)

– Такая запись называется текстом. (учитель вывешивает карточку со словом “Текст” на доску)

– Попытайтесь определить тему урока, или продолжите мою мысль “Знакомство с …. (текстом)”

– Чему будем учиться на уроке? (ответы детей)

3. Работа в парах.

– Предлагаю Вам поработать в порах. Задание такое.

– Попробуйте сформулировать правило. Что такое текст? (ответы детей)

Карточки из (Приложения № 3)

– Возьмите полосочку фиолетового цвета.

Текст – 1. Последовательность предложений.

2. Это несколько предложений связанных между собою по смыслу.

– Совпадает ли ваше определение “Текста”, с определением авторов учебника? (ответы детей)

4. Физминутка (покупки для бабушки)

5. Закрепление изученной темы урока. Работа в группах.

Карточки из (Приложения № 4)

Выбираем цветную полосочку, которая вам больше всего нравится.

(Полосочку не переворачиваем, пока я вас об этом не попрошу)

  1. Сейчас вы по цвету полосок объединитесь в группы.
  2. Положите полоски друг под другом к верху написанным.
  3. Прочитайте, понятен ли вам смысл текста?
  4. Почему? (ответы детей)
  5. Что нужно сделать, чтобы смысл текста был понятен? (ответы детей)
  6. Наклеивайте полоски, так чтобы получился правильный текст.
  7. Прочитайте, что получилось? (дети читают тексты)

1 группа

На солнечную полянку медведица вывела медвежат.
Она остановилась и слушает.
Только недавно малыши выбрались из теплой берлоги.
Жмутся к матери медвежата.
Страшно им в лесу.
Но мать в случаи опасности защитит их.

_____________________________________________________________________________________________

2 группа

У нас под крыльцом живут ежи.
После обеда маленькие ежата играют и резвятся.
По вечерам вся семья выходит гулять.
Взрослые ежи роют землю маленькими лапками.
Они достают корешки для своих маленьких ежаток.

_____________________________________________________________________________________________

3 группа

У дома наш огород.
От теплых лучей солнышка ожили земля и первая травка.
На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп.
Эта грядка для салата и репы.
Все в нашей семье работают дружно.

_____________________________________________________________________________________________

4 группа

Наша мама добрая и ласковая.
Она учит детей.
Мама любит слушать музыку.
Жмутся к матери медвежата.
Я и мой брат Игорь любим маму.
Все в нашей семье любят маму.

______________________________________________________________________

  1. Докажите, что у вас получился текст (повторяют правило)

Карточки из (Приложения № 5)

  1. Какова одна главная мысль всех текстов? (Семья) (учитель вывешивает карточку со словом “Семья” на доску)

Главной мыслью текста называют темой текста. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

– Попытайтесь определить чему мы будем учиться завтра на уроке русского языка? (ответы детей), или продолжите мою мысль /Мы будем учиться определять…. Тему текстов/

6. Итог урока.

– как вы думаете, разрешилась ли наша проблема, которая возникла в начале урока? /о незнании, что такое текст?/ (ответы детей)

7. Рефлексия.

– Наш урок подошел к концу. На партах у вас лежат кружочки красного и синего цвета.

Красный кружочек – это означает, что вам на уроке было интересно и у вас от урока осталось хорошее настроение, вы многое для себя с урока взяли поучительного.

Синий кружочек – это означает, что вам на уроке было не очень интересно и у вас плохое настроение, вы для себя с урока не взяли ни чего поучительного (дети анализируют свою работу, берут кружочек и приклеивают на свои тексты)

8. Домашнее задание.

– Как вы думаете, какое задание можно еще с этими текстами придумать и выполнить? (ответы детей)

– На белой бумаге написано домашнее задание, оно творческого характера.

– Выберите для себя задание и выполните его дома.

Карточки из (Приложения № 6)

Домашнее задание

  1. Нарисуете рисунок к тексту, составленному вашей группой.
  2. Придумайте и напишите продолжение к тексту, составленному вашей группой.
  3. Составьте вопросы по тексту, составленному вашей группой.
  4. Сами придумайте свое задание к тексту, составленному вашей группой.

– Кого бы вы хотели поблагодарить на уроке? (ответы детей)

– Урок окончен.

Спасибо, за урок!

Приложения