Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". Календарно-тематическое планирование

Разделы: Внеклассная работа


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Важнейшие задачи образования в начальной школе:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • развитие индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • — формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • — воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

  • Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  • Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие умения:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

     Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению “Проектная деятельность” организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах поселка (, улицы, лес, достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Программа  предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи,  позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации,  получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Проекты отличаются друг от друга:

результатом:

  • поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
  • — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:

  • индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
  • работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
  • коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  • числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  • набором и иерархией ролей;
  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  • необходимостью привлечения взрослых.

 Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены два вида занятий: лекционные и практические

Учебно-тематический план

 Программа внеурочной деятельности “Юный исследователь” разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 5 ч в неделю (34 недели в году) итого 510 ч.

  №п/п   Раздел и тема   Всего
часов
  Теория   Практика
  I.   Введение   3 ч    
  1.   Давайте знакомиться!       1 ч
  2.   Исследовательские способности учащихся   2ч     2 ч
  II.   Общая характеристика исследования   18ч    
  1.   Тема исследования   2 ч   1 ч   1 ч
  2 .   Актуальность выбора темы исследования   2 ч   1 ч   1ч
  3.   Предмет и объект исследования   3ч   1 ч   2ч
  4.   Цель и задачи исследования   2ч   1 ч   1ч
  5.   Формулирование гипотезы   2ч   1ч   1ч
  6.   Методы ведения исследования   3ч   1ч   2ч
  7.   Этапы исследования   4ч   1ч   3ч
  III.   Работа с   источниками информации   15ч    
  1.   Работа с основными компонентами текста учебника   3ч     3ч
  2.   Библиографическое описание книги   1ч      1ч
  3.   Составление простого плана письменного текста   2ч     2ч
  4.   Создание письменных текстов различных типов     3ч     3ч
  5.   Виды изложения текста   2ч     2ч
  6.   Виды обобщения информации   4ч   1ч   3ч
  IV.   Составление индивидуальной рабочей программы      
  1.   Характеристика исходных  данных.   1ч   1ч  
  2.   Рабочая программа   1ч     1ч
  V.   Теоретическая подготовка исследования      
  1.   Понятия: источник, литература     1ч   1ч  
  2.   Посещение библиотеки   1ч     1ч
  3.   Подбор материала, необходимого для исследования   5ч     5ч
  VI.   Групповая исследовательская работа      
  1.   Распределение ролей при работе в команде   1ч     1ч
  2.   Разработка проекта   4ч     4ч
  3.   Защита проекта   1ч     1ч
  VII.   Проведение индивидуального исследования   10 ч    
  1.   Планирование исследования   1ч   1ч  
  2.   Проведение экспериментальной части исследования   5ч     5ч
  3.   Определение плюсов и минусов в работе   1ч     1ч
  4.   Выводы и обобщения по работе   2ч     2ч
  5.   Эффективность и значимость исследования   1ч     1ч
  VIII.   Понятийный аппарат исследования      
  1.   Ведущие направления исследования   2ч   1ч   1ч
  IX.   Оформление исследовательской работы   10ч    
  1.   Структура работы   2ч   1ч   1ч
  2.   Введение.   1ч     1ч
  3.   Основная часть   3ч     3ч
  4.   Выводы   1ч     1ч
  5.   Требования к оформлению работы   3ч   1ч   2ч
  X.   Подготовка приложений к работе      
  1.   Требования к приложениям   1ч   1ч  
  2.   Виды приложений   4ч   1ч   3ч
  XI.   Примечания  в работе      
  1.   Виды примечаний   2ч   1ч   1ч
  2.   Оформление примечаний   4ч   1ч   3ч
  XII.   Размещение иллюстраций в работе      
  1.   Виды иллюстраций   2ч   1ч   1ч
  2.   Подписи под иллюстрацией   2ч   1ч   1ч
  XIII.   Основные подходы к составлению защиты своей работы   11ч    
  1.   Принципы и правила написания защитной речи   3ч   1ч   2ч
  2.    Структура стендового доклада   2ч   1ч   1ч
  3.   Презентация Power Point   3ч   1ч   2ч
  4.   Тезисы работы   3ч   1ч   2ч
XIV.   Подготовка и представление исследовательских работ   408ч     408ч 

Содержание программы

1 раздел – “Введение” (3 ч.)

Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.

2 раздел – “Общая характеристика исследования” (18 ч.)

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.

 3 раздел – “Работа с источниками информации” (15 ч.)

Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.

 4 раздел – “Составление индивидуальной рабочей программы” (2 ч.)

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.

 5 раздел – “Теоретическая подготовка исследования” (7 ч.)

Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.

6 раздел – “Групповая исследовательская работа” (6 ч.)

Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.

 7 раздел – “Проведение индивидуального исследования” (10 ч.)

Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.

 8 раздел – “Понятийный аппарат исследования” (2 ч.)

Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.

 9 раздел – “Оформление исследовательской работы” (10 ч.)

Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.

 10 раздел – “Подготовка приложений к работе” (5 ч.)

Требования к приложениям. Виды приложений. Практические занятия.

11 раздел – “Примечания в работе” (6 ч.)

Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.

 12 раздел – “Размещение иллюстраций в работе” (4 ч.) Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.

 13 раздел – “Основные подходы к составлению защиты своей работы” (11 ч.)

Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация. Компьютерная презентация. Практические занятия.

 14 раздел – “Представление исследовательских работ” (408 ч.)

Учимся работать над проектом, выступать и защищать свои работы (мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.

 Информационные ресурсы:

для педагогов:

 Интернет – ресурсы

  • http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
  • http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
  • http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
  • http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
  • Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал “Исследовательская работа школьников” № 1, 2002. С.24 – 34.
  1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
  2. Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.
  3. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
    “Красико – Принт”, 2005 г.
  4. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
  5. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
  6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.

Для учащихся :

  1. Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова. - Обнинск: Принтер, 1993. –.24 с.
  2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.
  3. Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.
  4. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.: Знание, 1978. – 48с.
  5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
  6. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г. - 240 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ