1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Важнейшие задачи образования в начальной школе:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- развитие индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- — формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- — воспитание целеустремленности и настойчивости;
- — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
- Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие умения:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению “Проектная деятельность” организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах поселка (, улицы, лес, достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
- — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены два вида занятий: лекционные и практические
Учебно-тематический план
Программа внеурочной деятельности “Юный исследователь” разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 5 ч в неделю (34 недели в году) итого 510 ч.
№п/п | Раздел и тема | Всего часов |
Теория | Практика |
I. | Введение | 3 ч | ||
1. | Давайте знакомиться! | 1 ч | ||
2. | Исследовательские способности учащихся | 2ч | 2 ч | |
II. | Общая характеристика исследования | 18ч | ||
1. | Тема исследования | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
2 . | Актуальность выбора темы исследования | 2 ч | 1 ч | 1ч |
3. | Предмет и объект исследования | 3ч | 1 ч | 2ч |
4. | Цель и задачи исследования | 2ч | 1 ч | 1ч |
5. | Формулирование гипотезы | 2ч | 1ч | 1ч |
6. | Методы ведения исследования | 3ч | 1ч | 2ч |
7. | Этапы исследования | 4ч | 1ч | 3ч |
III. | Работа с источниками информации | 15ч | ||
1. | Работа с основными компонентами текста учебника | 3ч | 3ч | |
2. | Библиографическое описание книги | 1ч | 1ч | |
3. | Составление простого плана письменного текста | 2ч | 2ч | |
4. | Создание письменных текстов различных типов | 3ч | 3ч | |
5. | Виды изложения текста | 2ч | 2ч | |
6. | Виды обобщения информации | 4ч | 1ч | 3ч |
IV. | Составление индивидуальной рабочей программы | 2ч | ||
1. | Характеристика исходных данных. | 1ч | 1ч | |
2. | Рабочая программа | 1ч | 1ч | |
V. | Теоретическая подготовка исследования | 7ч | ||
1. | Понятия: источник, литература | 1ч | 1ч | |
2. | Посещение библиотеки | 1ч | 1ч | |
3. | Подбор материала, необходимого для исследования | 5ч | 5ч | |
VI. | Групповая исследовательская работа | 6ч | ||
1. | Распределение ролей при работе в команде | 1ч | 1ч | |
2. | Разработка проекта | 4ч | 4ч | |
3. | Защита проекта | 1ч | 1ч | |
VII. | Проведение индивидуального исследования | 10 ч | ||
1. | Планирование исследования | 1ч | 1ч | |
2. | Проведение экспериментальной части исследования | 5ч | 5ч | |
3. | Определение плюсов и минусов в работе | 1ч | 1ч | |
4. | Выводы и обобщения по работе | 2ч | 2ч | |
5. | Эффективность и значимость исследования | 1ч | 1ч | |
VIII. | Понятийный аппарат исследования | 2ч | ||
1. | Ведущие направления исследования | 2ч | 1ч | 1ч |
IX. | Оформление исследовательской работы | 10ч | ||
1. | Структура работы | 2ч | 1ч | 1ч |
2. | Введение. | 1ч | 1ч | |
3. | Основная часть | 3ч | 3ч | |
4. | Выводы | 1ч | 1ч | |
5. | Требования к оформлению работы | 3ч | 1ч | 2ч |
X. | Подготовка приложений к работе | 5ч | ||
1. | Требования к приложениям | 1ч | 1ч | |
2. | Виды приложений | 4ч | 1ч | 3ч |
XI. | Примечания в работе | 6ч | ||
1. | Виды примечаний | 2ч | 1ч | 1ч |
2. | Оформление примечаний | 4ч | 1ч | 3ч |
XII. | Размещение иллюстраций в работе | 4ч | ||
1. | Виды иллюстраций | 2ч | 1ч | 1ч |
2. | Подписи под иллюстрацией | 2ч | 1ч | 1ч |
XIII. | Основные подходы к составлению защиты своей работы | 11ч | ||
1. | Принципы и правила написания защитной речи | 3ч | 1ч | 2ч |
2. | Структура стендового доклада | 2ч | 1ч | 1ч |
3. | Презентация Power Point | 3ч | 1ч | 2ч |
4. | Тезисы работы | 3ч | 1ч | 2ч |
XIV. | Подготовка и представление исследовательских работ | 408ч | 408ч |
Содержание программы
1 раздел – “Введение” (3 ч.)
Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
2 раздел – “Общая характеристика исследования” (18 ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
3 раздел – “Работа с источниками информации” (15 ч.)
Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
4 раздел – “Составление индивидуальной рабочей программы” (2 ч.)
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
5 раздел – “Теоретическая подготовка исследования” (7 ч.)
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
6 раздел – “Групповая исследовательская работа” (6 ч.)
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
7 раздел – “Проведение индивидуального исследования” (10 ч.)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
8 раздел – “Понятийный аппарат исследования” (2 ч.)
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
9 раздел – “Оформление исследовательской работы” (10 ч.)
Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.
10 раздел – “Подготовка приложений к работе” (5 ч.)
Требования к приложениям. Виды приложений. Практические занятия.
11 раздел – “Примечания в работе” (6 ч.)
Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.
12 раздел – “Размещение иллюстраций в работе” (4 ч.) Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.
13 раздел – “Основные подходы к составлению защиты своей работы” (11 ч.)
Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация. Компьютерная презентация. Практические занятия.
14 раздел – “Представление исследовательских работ” (408 ч.)
Учимся работать над проектом, выступать и защищать свои работы (мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.
Информационные ресурсы:
для педагогов:
Интернет – ресурсы
- http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
- http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
- http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
- http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
- Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал “Исследовательская работа школьников” № 1, 2002. С.24 – 34.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
- Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.
- Криволап Н.С. Исследовательская работа
школьников// Минск, ИООО
“Красико – Принт”, 2005 г. - Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
- Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
Для учащихся :
- Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова. - Обнинск: Принтер, 1993. –.24 с.
- Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.
- Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.
- Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.: Знание, 1978. – 48с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г. - 240 с.