В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что права и свободы человека и сам человек неотъемлемая часть общества. Понадобилось много правовых преобразований, чтобы возник вопрос, что значит человек для общества.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы гражданско-правовых знаний взрослых и детей. Среди функций, которые выполняет школа, большое место занимает воспитание основ правового знания и формирования у учащихся и родителей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения терпимости к другим людям и их правам. Для решения поставленных задач и предназначено данная разработка по внеклассному мероприятию по основам правовых знаний.
Главной целью мероприятия является формирование системы правовых знаний у подростков, правовой культуры и навыков правомерного поведения в обществе. Решение данной задачи предлагается осуществить через более детальное ознакомление с основным международным правовым документом – Всеобщей Декларацией прав человека.
Всеобщая Декларация рассматривается мировым сообществом как системы выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекса взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов и отдельных граждан. Декларация позволяет рассмотреть один из важнейших вопросов теории и практики государственного строительства – вопрос взаимоотношения государства и гражданина – обеспеченности прав и свобод личности. Наличие или отсутствие основных прав и свобод человека и гражданина служит наиболее ярким индикатором состояния и уровня развития гражданского общества и правовой государственности.
Данная разработка внеклассного мероприятия по правовым знаниям предназначена для использования учителями истории и обществознания в старших классах (9–11) при изучении раздела “Право” и “Международное право”, либо в качестве обобщения по данной теме.
Мероприятие включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правовыми знаниями, правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом, обществом и государством. В ходе мероприятия предполагается развитие у учащихся интереса к правовым знаниям на основе изучения Всеобщей Декларации прав человека; формирование понятий “права человека”, “толерантность”, “Всеобщая Декларация прав”, “правовой статус личности”, механизм защиты прав человека. А также предполагает развитие речи, наблюдательности, умения анализировать правовые ситуации правовые задачи, делать выводы.
При отборе материала для внеклассного мероприятия по правовым знаниям учитывались возрастные способности школьников и требования к уровню подготовки учащихся старших классов, знания и умения, необходимы при государственной (итоговой) аттестации.
Список, использованной литературы
- Всеобщая Декларация прав человека. Любое издание.
- Конституция Российской Федерации. Любое издание.
- О. А. Северина., Е. Н. Сорокина, под ред. О. В. Козачек, В. В. Черникова. Элективный курс практического права “Детский правозащитный университет”; для профильной подготовки учащихся 9 и 11-х классов. – М.: Глобус, 2007 г.
- Я. В. Соколов, А. С. Прутченков. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 9 классов и их родителей. – М.: научно-внедренческий Центр “Гражданин”, 1999г.
- В. Пронькин. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Т. 1/ В. Пронькин, А. Гутников – СПб, 2000 г.
- Хорошенкова А. В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006 г.
Цель мероприятия:
- Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения в обществе.
Задачи мероприятия:
- Объяснить значимость и актуальность Всеобщей Декларации прав для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах и мира и в России в частности;
- Формирование уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их соблюдение;
- Сформировать правовую компетенцию старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей Декларацией прав;
- Способствовать развитию речи и мышления, умению вести дискуссию, четко и правильно выражать свои мысли и применять полученные знания на практике.
Оборудование:
- Компьютер и проектор с экраном;
- Подготовленные места для комиссии;
- Музыкальное оформление (для конкурса реклама и музыкальных заставок);
- Класс или зал, оформленный для конкурса с заранее подготовленными рисунками и плакатами, отражающими тему мероприятия.
Предварительная подготовка:
- Подготовка вопросов к конкурсу “Взаимозачет”;
- Подготовка командами рекламы знаний;
- Подготовка представления команд в музыкальной форме;
- Подготовка командами музыкального финала “Счастье сдавшего экзамен”.
План мероприятия:
- Вступительное слово организатора мероприятия.
- Вступление ведущих.
- Приветствия команд. Конкурс “Накануне экзамена”.
- Конкурс “Вот и наступил долгожданный день”.
- Конкурс “Реклама знаний”.
- Антракт: викторина с болельщиками на знание прав и закона (пословицы и поговорки).
- Подведение предварительных итогов: выступление членов экзаменационной комиссии.
- Конкурс “Взаимозачет”.
- Конкурс “Приходи, сказка”.
- Финал – музыкальное выступление команд “Счастье сдавшего экзамен – не повторяется такое никогда”.
- Подведение итогов правового конкурса.
- Вручение “Ведомости успеваемости” и дипломов командам.
Ход мероприятия:
На экране слайд №1 с названием турнира и эпиграфом:
Истинный показатель цивилизации –
Не уровень богатства и образования,
Не величина городов, не обилие урожаев,
А облик человека, воспитанного страной.
I. Вступительное слово организатора:
Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.
Наш правовой турнир, посвящен одному из самых важных международных правовых документов “Всеобщей Декларации прав человека”. Именно является основой для разработки правовых законодательных актов в большинстве государств мира.
В турнире принимают участие две команды: сборная команды девушек 11-х классов и сборная команда юношей 11-х классов. Позже они представят себя сами.
Слово ведущим.
II. Начало конкурса:
1 Ведущий: Весна, весна на улице, весенние деньки….
Замечательно и радостно ощутить дыхание весны, а ты помнишь строчки этого стишка, понимаешь весна…..
2 Ведущий: Да, все я помню и детские стишки, и не очень детские, и весну ощущаю, но еще лучше я помню и чувствую измученной душой приближение главного испытания – экзаменов. ЕГЭ!!!!
1 Ведущий: Отчего такой пессимизм – измученная душа, испытания? Я уверена, что все пройдет хорошо, ведь мы готовимся к ЕГЭ.
2 Ведущий: Ну, да….; ну… Да! Готовимся, ходим на консультации, к репетиторам, на элективы. Все так, но как-то страшновато и беспокойно.
1 Ведущий: Придумала!!!!
2 Ведущий: Что ЕГЭ сдавать не будем?!
1 Ведущий: Будем, куда мы денемся, аттестат-то нужен… Будем сдавать, а чтобы меньше было волнений, проведем репетицию ЕГЭ.
2 Ведущий: Нет, лучше экзамены, так как они проходили раньше, а заодно проверим и знания наших выпускников. Только вот как мы проверим эти знания, предметов же много?....
1 Ведущий: Нда, а знаешь что? Ведь совсем скоро мы будем самостоятельными взрослыми людьми и столкнемся в реалии со всеми сложностями и перипетиями нашего мира. Мы проведем экзамен по знанию права!
2 Ведущий: Ага, репетиция… как в театре. Сыграем спектакль из нескольких действий.
1 Ведущий: Ну что ж, попробуем. Итак, мы начинаем!
Действие первое: “Накануне экзаменов”.
На экране слайд № 2 “Накануне экзаменов” и изображения эмблем команд или их девизов.
Идет выступление двух команд с небольшими приветствиями по теме “Ощущение перед экзаменом”. Выступление в форме песни, сценки и т. д.
III. Конкурсы первого акта.
2 Ведущий: Мы хотим вам объявить, что сегодняшний экзамен будут сдавать две группы (названия команд), а оценки, как положено, ставит экзаменационная комиссия: представление членов экзаменационной комиссии.
На экране слайд № 3 с названием следующего конкурса.
1 Ведущий: Подготовка к экзаменам завершилась. Теперь начинаем сам экзамен.
Акт под названием “Вот и наступил долгожданный день”. Команды по очереди берут билеты, которые лежат на столе экзаменационной комиссии, и отвечают на вопросы.
2 Ведущий: Окончено первое действие. Ну что, по-моему, репетиция проходит неплохо? Тогда начинаем второе действие.
На экране слайд № 4. Конкурс “Реклама знаний”.
1 Ведущий: Чтобы окончательно убедить комиссию в нашей подготовке проведем рекламу наших знаний.
На экране слайд № 5 и 6, на которых изображены рекламные рисунки (плакаты).
Выступление команд с защитой и представлением изображений.
IV. Антракт.
2 Ведущий: Окончен первый акт. Как в любом спектакле должен и у нас быть антракт. Пусть команды немного отдохнут перед новым актом, а у комиссии будет время выставить оценки за первые конкурсы и подготовиться к подведению предварительных итогов.
1 Ведущий: Чтобы публика не скучала, сделаем антракт инновационным, современным и интерактивным. Ведь это не просто антракт, а антракт во время экзамена. Итак, сейчас мы проверим правовые знания у наших болельщиков.
2 Ведущий: Внимание на экран!
На экране слайд 7 и 8. На слайдах даны пословицы и поговорки. Задача болельщиков назвать к какому праву они относятся:
- Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование);
- Всякому мила своя сторона (право на свободу передвижения);
- Делу – время, а потехе – час (право на отдых);
- Дело мастера боится (право на труд);
- При солнышке тепло, при матери – добро (право на достойный жизненный уровень в семье);
- Волки ноги кормят (право на свободу передвижения, право на труд);
- Тот герой – кто за родину горой (право принимать участие в управлении страной, право на гражданство);
- Один в поле не воин (право на свободу мирных собраний, право на создание профсоюзов);
- Любишь кататься – люби и саночки возить (право на труд);
- Дружба дружбой, а денежки врозь (право на достойное вознаграждение за труд);
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь (право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами).
V. Конкурсы второго акта.
1 Ведущий: Антракт окончен. Слово экзаменационной комиссии.
Выступление члена экзаменационной комиссии с предварительными итогами турнира.
2 Ведущий: Начинаем второй акт. Действие третье под названием “Взаимозачет”.
На экране слайд № 9 с названием конкурса.
1 Ведущий: Команды будут проверять друг друга в знаниях право по Декларации.
2 Ведущий: Да, но это старый педагогический прием?!
1 Ведущий: Ну и что же. Все новое – это хорошо забытое старое. Начинаем!
Команды задают друг другу вопросы. Вопрос может быть задан в любой форме: словесно, рисунком, стихотворением, загадкой и т. д.
2 Ведущий: Отлично, молодцы, постарались. В любом спектакле есть кульминация. Наступила она и нас. Давай напоследок вспомним, что еще совсем недавно были маленькими детьми.
1 Ведущий: Ну, давай, представим. Итак, мы маленькие дети, а что больше всего любят дети? Конечно же, сказки!
2 Ведущий: Действие четвертое под названием “Приходи, сказка!”
На экране слайд № 10 с названием конкурса и изображением сказочных героев.
1 Ведущий: Начнем с легкой разминки. Пусть наши выпускники вспомнят героев сказок. А мы им в этом поможем.
2 Ведущий: Команды, внимание на экран! На экране будут появляться характеристики сказочных героев, а вы должны угадать о ком идет речь.
На экране слайды № 11 – 16, с характеристиками сказочных героев и картинками – ответами.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь и жизнь ее близкого родственника было совершено покушение. (Красная Шапочка);
- Этот герой русской сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижение и жестокое обращение. (Заяц);
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его права проявлялась во всем ее отношении к нему: в праве выбора занятия, праве выбора места жительства, праве на уважение человеческого достоинства и т. д. Но сама осталась ни с чем. (Старуха);
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей и сказочных героев: постоянно покушался на их жизнь, захватывал чужие территории, содержал в рабстве, унижал и шантажировал, подвергал жестокому обращению, вмешивался в личную жизнь сказочных героев. (Кощей Бессмертный);
- Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту и неприкосновенность личной жизни и пространства, право на защиту репутации. Но в итоге один из лесных жителей нарушил все эти права, лишив его жизни. (Колобок);
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права: унижали ее достоинство, фактически содержали в рабстве, заставляя насильно работать на себя и выполнять все их желания. Но ей удалось реализовать свое право на создание семьи и стать счастливой. (Золушка).
1 Ведущий: Ну что ж, разминка закончена. Героев вспомнили? А теперь само конкурсное задание.
2 Ведущий: Сегодня к вам пришла сказка А. Н. Толстого “Приключения Буратино, или Золотой ключик”. Ваша задача, познакомившись с фрагментами сказок, определить какие проблемы в них видите и какие права нарушены.
Команды знакомятся с фрагментами сказки и решают проблемы нарушения прав человека и гражданина в соответствии со Всеобщей Декларацией прав.
VI. Финал.
1 Ведущий: Вот и окончен второй акт спектакля, а значит и сам спектакль. Но экзамен еще не завершен. Ведь не подведены итоги и не было сказано последнее слово командами.
2. Ведущий: Ну что же, в конце любого действия как и полагается – апофеоз! Финал под названием “Счастье сдавшего экзамен – не повторяется такое никогда!”
Слайд № 17 с названием финала.
Команды исполняют финальные песни по теме финала.
VII. Поведение итогов турнира.
1 Ведущий: Ну, как очень страшно сдавать экзамены?
2 Ведущий: Ты знаешь, нет. Будем, надеется, что после такой репетиции, все наши спектакли пройдут с полным аншлагом, а ЕГЭ будет с успехом сдан.
1 Ведущий: А сейчас мы узнаем, как наши команды справились с экзаменационными заданиями. Давайте узнаем, кто же из них лучше подготовлен.
2 Ведущий: Да – да, посмотрим, примут ли их в институт с такими знаниями. Слово экзаменационной комиссии.
Выступление председателя комиссии и вручение заслуженных наград.
Выступление организатора турнира:
На этой приятной ноте наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему – тему прав человека.
Всеобщая Декларация прав человека (которой был посвящен весь наш турнир) – важный международный документ, который открыл целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволил людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.
Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.
Знать законы и свои права – это наша безопасность!
Приложение 1. Всеобщая декларация прав человека
Приложение 2. Вопросы-билеты к конкурсу “Вот и наступил долгожданный день”Приложение 3. Тексты задания к конкурсу “Приходи, сказка”