Игры по правовым знаниям (репетиция экзамена: зарисовка из школьной жизни)

Разделы: Внеклассная работа


В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что права и свободы человека и сам человек неотъемлемая часть общества. Понадобилось много правовых преобразований, чтобы возник вопрос, что значит человек для общества.

В настоящее время возрастает актуальность проблемы гражданско-правовых знаний взрослых и детей. Среди функций, которые выполняет школа, большое место занимает воспитание основ правового знания и формирования у учащихся и родителей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения терпимости к другим людям и их правам. Для решения поставленных задач и предназначено данная разработка по внеклассному мероприятию по основам правовых знаний.

Главной целью мероприятия является формирование системы правовых знаний у подростков, правовой культуры и навыков правомерного поведения в обществе. Решение данной задачи предлагается осуществить через более детальное ознакомление с основным международным правовым документом – Всеобщей Декларацией прав человека.

Всеобщая Декларация рассматривается мировым сообществом как системы выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекса взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов и отдельных граждан. Декларация позволяет рассмотреть один из важнейших вопросов теории и практики государственного строительства – вопрос взаимоотношения государства и гражданина – обеспеченности прав и свобод личности. Наличие или отсутствие основных прав и свобод человека и гражданина служит наиболее ярким индикатором состояния и уровня развития гражданского общества и правовой государственности.

Данная разработка внеклассного мероприятия по правовым знаниям предназначена для использования учителями истории и обществознания в старших классах (9–11) при изучении раздела “Право” и “Международное право”, либо в качестве обобщения по данной теме.

Мероприятие включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правовыми знаниями, правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом, обществом и государством. В ходе мероприятия предполагается развитие у учащихся интереса к правовым знаниям на основе изучения Всеобщей Декларации прав человека; формирование понятий “права человека”, “толерантность”, “Всеобщая Декларация прав”, “правовой статус личности”, механизм защиты прав человека. А также предполагает развитие речи, наблюдательности, умения анализировать правовые ситуации правовые задачи, делать выводы.

При отборе материала для внеклассного мероприятия по правовым знаниям учитывались возрастные способности школьников и требования к уровню подготовки учащихся старших классов, знания и умения, необходимы при государственной (итоговой) аттестации.

Список, использованной литературы

  1. Всеобщая Декларация прав человека. Любое издание.
  2. Конституция Российской Федерации. Любое издание.
  3. О. А. Северина., Е. Н. Сорокина, под ред. О. В. Козачек, В. В. Черникова. Элективный курс практического права “Детский правозащитный университет”; для профильной подготовки учащихся 9 и 11-х классов. – М.: Глобус, 2007 г.
  4. Я. В. Соколов, А. С. Прутченков. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 9 классов и их родителей. – М.: научно-внедренческий Центр “Гражданин”, 1999г.
  5. В. Пронькин. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Т. 1/ В. Пронькин, А. Гутников – СПб, 2000 г.
  6. Хорошенкова А. В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006 г.

Цель мероприятия:

  • Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения в обществе.

Задачи мероприятия:

  • Объяснить значимость и актуальность Всеобщей Декларации прав для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах и мира и в России в частности;
  • Формирование уважительного отношения учащихся к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их соблюдение;
  • Сформировать правовую компетенцию старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей Декларацией прав;
  • Способствовать развитию речи и мышления, умению вести дискуссию, четко и правильно выражать свои мысли и применять полученные знания на практике.

Оборудование:

  • Компьютер и проектор с экраном;
  • Подготовленные места для комиссии;
  • Музыкальное оформление (для конкурса реклама и музыкальных заставок);
  • Класс или зал, оформленный для конкурса с заранее подготовленными рисунками и плакатами, отражающими тему мероприятия.

Предварительная подготовка:

  • Подготовка вопросов к конкурсу “Взаимозачет”;
  • Подготовка командами рекламы знаний;
  • Подготовка представления команд в музыкальной форме;
  • Подготовка командами музыкального финала “Счастье сдавшего экзамен”.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово организатора мероприятия.
  2. Вступление ведущих.
  3. Приветствия команд. Конкурс “Накануне экзамена”.
  4. Конкурс “Вот и наступил долгожданный день”.
  5. Конкурс “Реклама знаний”.
  6. Антракт: викторина с болельщиками на знание прав и закона (пословицы и поговорки).
  7. Подведение предварительных итогов: выступление членов экзаменационной комиссии.
  8. Конкурс “Взаимозачет”.
  9. Конкурс “Приходи, сказка”.
  10. Финал – музыкальное выступление команд “Счастье сдавшего экзамен – не повторяется такое никогда”.
  11. Подведение итогов правового конкурса.
  12. Вручение “Ведомости успеваемости” и дипломов командам.

Ход мероприятия:

На экране слайд №1 с названием турнира и эпиграфом:

Истинный показатель цивилизации –
Не уровень богатства и образования,
Не величина городов, не обилие урожаев,
А облик человека, воспитанного страной.

I. Вступительное слово организатора:

Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.

Наш правовой турнир, посвящен одному из самых важных международных правовых документов “Всеобщей Декларации прав человека”. Именно является основой для разработки правовых законодательных актов в большинстве государств мира.

В турнире принимают участие две команды: сборная команды девушек 11-х классов и сборная команда юношей 11-х классов. Позже они представят себя сами.

Слово ведущим.

II. Начало конкурса:

1 Ведущий: Весна, весна на улице, весенние деньки….

Замечательно и радостно ощутить дыхание весны, а ты помнишь строчки этого стишка, понимаешь весна…..

2 Ведущий: Да, все я помню и детские стишки, и не очень детские, и весну ощущаю, но еще лучше я помню и чувствую измученной душой приближение главного испытания – экзаменов. ЕГЭ!!!!

1 Ведущий: Отчего такой пессимизм – измученная душа, испытания? Я уверена, что все пройдет хорошо, ведь мы готовимся к ЕГЭ.

2 Ведущий: Ну, да….; ну… Да! Готовимся, ходим на консультации, к репетиторам, на элективы. Все так, но как-то страшновато и беспокойно.

1 Ведущий: Придумала!!!!

2 Ведущий: Что ЕГЭ сдавать не будем?!

1 Ведущий: Будем, куда мы денемся, аттестат-то нужен… Будем сдавать, а чтобы меньше было волнений, проведем репетицию ЕГЭ.

2 Ведущий: Нет, лучше экзамены, так как они проходили раньше, а заодно проверим и знания наших выпускников. Только вот как мы проверим эти знания, предметов же много?....

1 Ведущий: Нда, а знаешь что? Ведь совсем скоро мы будем самостоятельными взрослыми людьми и столкнемся в реалии со всеми сложностями и перипетиями нашего мира. Мы проведем экзамен по знанию права!

2 Ведущий: Ага, репетиция… как в театре. Сыграем спектакль из нескольких действий.

1 Ведущий: Ну что ж, попробуем. Итак, мы начинаем!

Действие первое: “Накануне экзаменов”.

На экране слайд № 2 “Накануне экзаменов” и изображения эмблем команд или их девизов.

Идет выступление двух команд с небольшими приветствиями по теме “Ощущение перед экзаменом”. Выступление в форме песни, сценки и т. д.

III. Конкурсы первого акта.

2 Ведущий: Мы хотим вам объявить, что сегодняшний экзамен будут сдавать две группы (названия команд), а оценки, как положено, ставит экзаменационная комиссия: представление членов экзаменационной комиссии.

На экране слайд № 3 с названием следующего конкурса.

1 Ведущий: Подготовка к экзаменам завершилась. Теперь начинаем сам экзамен.

Акт под названием “Вот и наступил долгожданный день”. Команды по очереди берут билеты, которые лежат на столе экзаменационной комиссии, и отвечают на вопросы.

2 Ведущий: Окончено первое действие. Ну что, по-моему, репетиция проходит неплохо? Тогда начинаем второе действие.

На экране слайд № 4. Конкурс “Реклама знаний”.

1 Ведущий: Чтобы окончательно убедить комиссию в нашей подготовке проведем рекламу наших знаний.

На экране слайд № 5 и 6, на которых изображены рекламные рисунки (плакаты).

Выступление команд с защитой и представлением изображений.

IV. Антракт.

2 Ведущий: Окончен первый акт. Как в любом спектакле должен и у нас быть антракт. Пусть команды немного отдохнут перед новым актом, а у комиссии будет время выставить оценки за первые конкурсы и подготовиться к подведению предварительных итогов.

1 Ведущий: Чтобы публика не скучала, сделаем антракт инновационным, современным и интерактивным. Ведь это не просто антракт, а антракт во время экзамена. Итак, сейчас мы проверим правовые знания у наших болельщиков.

2 Ведущий: Внимание на экран!

На экране слайд 7 и 8. На слайдах даны пословицы и поговорки. Задача болельщиков назвать к какому праву они относятся:

  1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование);
  2. Всякому мила своя сторона (право на свободу передвижения);
  3. Делу – время, а потехе – час (право на отдых);
  4. Дело мастера боится (право на труд);
  5. При солнышке тепло, при матери – добро (право на достойный жизненный уровень в семье);
  6. Волки ноги кормят (право на свободу передвижения, право на труд);
  7. Тот герой – кто за родину горой (право принимать участие в управлении страной, право на гражданство);
  8. Один в поле не воин (право на свободу мирных собраний, право на создание профсоюзов);
  9. Любишь кататься – люби и саночки возить (право на труд);
  10. Дружба дружбой, а денежки врозь (право на достойное вознаграждение за труд);
  11. Петь хорошо вместе, а говорить врозь (право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами).

V. Конкурсы второго акта.

1 Ведущий: Антракт окончен. Слово экзаменационной комиссии.

Выступление члена экзаменационной комиссии с предварительными итогами турнира.

2 Ведущий: Начинаем второй акт. Действие третье под названием “Взаимозачет”.

На экране слайд № 9 с названием конкурса.

1 Ведущий: Команды будут проверять друг друга в знаниях право по Декларации.

2 Ведущий: Да, но это старый педагогический прием?!

1 Ведущий: Ну и что же. Все новое – это хорошо забытое старое. Начинаем!

Команды задают друг другу вопросы. Вопрос может быть задан в любой форме: словесно, рисунком, стихотворением, загадкой и т. д.

2 Ведущий: Отлично, молодцы, постарались. В любом спектакле есть кульминация. Наступила она и нас. Давай напоследок вспомним, что еще совсем недавно были маленькими детьми.

1 Ведущий: Ну, давай, представим. Итак, мы маленькие дети, а что больше всего любят дети? Конечно же, сказки!

2 Ведущий: Действие четвертое под названием “Приходи, сказка!”

На экране слайд № 10 с названием конкурса и изображением сказочных героев.

1 Ведущий: Начнем с легкой разминки. Пусть наши выпускники вспомнят героев сказок. А мы им в этом поможем.

2 Ведущий: Команды, внимание на экран! На экране будут появляться характеристики сказочных героев, а вы должны угадать о ком идет речь.

На экране слайды № 11 – 16, с характеристиками сказочных героев и картинками – ответами.

  1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь и жизнь ее близкого родственника было совершено покушение. (Красная Шапочка);
  2. Этот герой русской сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижение и жестокое обращение. (Заяц);
  3. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его права проявлялась во всем ее отношении к нему: в праве выбора занятия, праве выбора места жительства, праве на уважение человеческого достоинства и т. д. Но сама осталась ни с чем. (Старуха);
  4. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей и сказочных героев: постоянно покушался на их жизнь, захватывал чужие территории, содержал в рабстве, унижал и шантажировал, подвергал жестокому обращению, вмешивался в личную жизнь сказочных героев. (Кощей Бессмертный);
  5. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту и неприкосновенность личной жизни и пространства, право на защиту репутации. Но в итоге один из лесных жителей нарушил все эти права, лишив его жизни. (Колобок);
  6. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права: унижали ее достоинство, фактически содержали в рабстве, заставляя насильно работать на себя и выполнять все их желания. Но ей удалось реализовать свое право на создание семьи и стать счастливой. (Золушка).

1 Ведущий: Ну что ж, разминка закончена. Героев вспомнили? А теперь само конкурсное задание.

2 Ведущий: Сегодня к вам пришла сказка А. Н. Толстого “Приключения Буратино, или Золотой ключик”. Ваша задача, познакомившись с фрагментами сказок, определить какие проблемы в них видите и какие права нарушены.

Команды знакомятся с фрагментами сказки и решают проблемы нарушения прав человека и гражданина в соответствии со Всеобщей Декларацией прав.

VI. Финал.

1 Ведущий: Вот и окончен второй акт спектакля, а значит и сам спектакль. Но экзамен еще не завершен. Ведь не подведены итоги и не было сказано последнее слово командами.

2. Ведущий: Ну что же, в конце любого действия как и полагается – апофеоз! Финал под названием “Счастье сдавшего экзамен – не повторяется такое никогда!”

Слайд № 17 с названием финала.

Команды исполняют финальные песни по теме финала.

VII. Поведение итогов турнира.

1 Ведущий: Ну, как очень страшно сдавать экзамены?

2 Ведущий: Ты знаешь, нет. Будем, надеется, что после такой репетиции, все наши спектакли пройдут с полным аншлагом, а ЕГЭ будет с успехом сдан.

1 Ведущий: А сейчас мы узнаем, как наши команды справились с экзаменационными заданиями. Давайте узнаем, кто же из них лучше подготовлен.

2 Ведущий: Да – да, посмотрим, примут ли их в институт с такими знаниями. Слово экзаменационной комиссии.

Выступление председателя комиссии и вручение заслуженных наград.

Выступление организатора турнира:

На этой приятной ноте наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему – тему прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека (которой был посвящен весь наш турнир) – важный международный документ, который открыл целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволил людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.

Знать законы и свои права – это наша безопасность!

Приложение 1. Всеобщая декларация прав человека

Приложение 2. Вопросы-билеты к конкурсу “Вот и наступил долгожданный день”

Приложение 3. Тексты задания к конкурсу “Приходи, сказка”

Приложение 4. Сводная ведомость оценок

Приложение 5. Похвальный лист

Презентация