Цель мероприятия: формирование сознательного выбора учащимися будущей профессии.
Задачи мероприятия:
- расширение детских представлений о мире профессий.
- развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
Оборудование: бумага А4, маркеры, магниты.
На деловую встречу приглашаются родители. В классе благоприятная, доброжелательная обстановка.
Участники распределяются на 2-5 команд по 5-7 человек. Приглашаются в команду “Знатоков” родители. Результатом встречи будет готовый стенд, который постепенно оформляется на доске. Заранее повесить на доске последовательно 6 шагов в выборе профессии, которые в ходе встречи дополняются ответами учащихся и родителей.
Классный час ведет классный руководитель. Выступают с ответами и родители, и учащиеся.
Ход встречи
I. Организационный момент.
“Когда тебе почти 15,
Все чаще мучает вопрос:
“ Кем быть? Кем стать?
Куда податься?
Каких профессий нынче спрос?”
– Тема нашей деловой встречи – профессия и еще раз профессия. Именно это слово в переводе с латинского звучит так: “Я объявляю своим делом”. Cогласитесь, что для большинства из вас выбор будущей профессии – это сложнейший вопрос. И не только для вас, но и для родителей, потому что в процесс выбора включаются все. Во время деловой встречи ваши родители выступают в роли знатоков и постараются помочь в решении важных вопросов.
По результатам предварительного анкетирования учащихся 7–8-х классов, оказывается, профессия по важности занимает 4 место в жизни, а у старшеклассников она уже на втором месте.
Что же стоит учесть при выборе профессии, каких ошибок избежать – вот об этом мы и поговорим сегодня. Сделаем очень важных 6 шагов в выборе профессии.
Шаг I
“Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь”
– Участники деловой встречи, представьтесь гостям, назовите себя и еще любую профессию, начинающуюся с той же буквы, что и ваше имя. Напишите название профессии на отдельном листке и прикрепите на доску.
Посмотрите, как много профессий на свете. Но это только малая часть!
Мир профессий разнообразен, по некоторым подсчетам их около 40 тысяч. На доску прикрепляется 40000.
– Определите по характеристике, о какой профессии идет речь.
1) Демонстрирует модели одежды на показах, стремясь подчеркнуть их преимущества, участвует в рекламных съемках (модель).
2) Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, юридическую документацию (нотариус).
3) Обучает технико-тактическим навыкам в определенном виде спорта (тренер).
4) Специализируется по изучению собак, содержит их в питомнике, ухаживает за ними, дрессирует (кинолог).
5) Составляет программы и проводит по ним социологические исследования, анализирует их (социолог)
6) Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления (сварщик)
– Оказывается, появляется и новые. Обратите внимание, познакомимся с некоторыми из них:
Аквизитор – сотрудник или агент транспортных или страховых организаций, в обязанности которого входит привлечение новых грузов или страхований.
Андеррайтер – специалист по страхованию, являющийся, как правило, штатным сотрудником страховой компании.
Конфекционер – продавец, торгующий конфекцией (готовым платьем и бельем). Знакомит покупателя с ассортиментом товаров и информирует о назначении, свойствах и качестве товара.
Копирайтер – занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффектных рекламных текстов. Способствует формированию благоприятного образа (имиджа) рекламного продукта. Предпочтительно журналистское образование.
Фандрайзер – занимается поиском ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и поддержания существования организации.
– Так много профессий. А вы, ребята, подумайте и определитесь, какая из них вам ближе.
Шаг II
“Как важно в жизни, помня о желаниях,
Возможностей своих не забывать...”
– Вспомните принципы выбора профессии. Объясните, как вы их понимаете. А “Знатоки расскажут нам, как они реализовали эти правила в своей жизни.
Участники встречи оформляют свои ответы на листах А4.
Хочу (профессиональные планы, проекты, намерения, желания).
Могу (склонности, возможности, способности, здоровье).
Надо (спрос на рынке труда).
Ответы на листах А4 вывешиваются на доске.
Шаг III
“Недостаточно знать себе цену – надо еще.”
– Учитывая принципы выбора профессии, ответим на вопрос:
“Что профессия дает человеку? Что Вы будете иметь, работая по выбранной профессии?”
Ответы на листах А4 вывешиваются на доске.
Шаг IV
“Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет”
– Людей похожих в мире нет. Но давайте задумаемся, каким должен быть современный человек, чтобы его профессиональный путь был успешен?
Любое дело подвластно тому, кто не боится труда. Для того, чтобы стать хорошим врачом или таксидермистом, необходимы определенные качества личности.
– Какие качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать профессионалом в любом деле? Запишите на листах. Выделите самые главные 3, подчеркните.
Ответы на листах А4 вывешиваются на доске.
Шаг V
“Как мало пройдено дорог…”
– Есть такая наука статистика, она умеет все подсчитать. Статистика утверждает, что 25 миллионов человек бросают свою профессию. Почему так происходит? В чем причина? Какие ошибки при выборе профессии мы можем допустить? Обращаем особое внимание на ответы “Знатоков”. Ответы на листах А4 вывешиваются на доске.
– Оказывается, в наш быстро меняющийся XXI век вносит в выбор профессии некоторые изменения: нужно иметь не одну профессию, а хотя бы две, еще лучше три (смежные).
Например:
водитель – механик – слесарь
бухгалтер – экономист
экономист со знанием иностранных языков
юрист со знанием международного права и т.д.
И тогда вы можете найти быстро новую работу.
Шаг VI
“…и каждой профессии слава и честь”
Как много, оказывается мы знаем… Попробуем вывести формулу успешного выбора профессии. Эту формулу вы должны написать, нарисовать на листках. УВП = …
Можно создать гимн профессии в форме синквейна. Напоминаю правила синквейна:
- Профессия.
- 2 прилагательных.
- 3 глагола.
- Целое предложение (пословица).
- Наречие, междометие.
Ответы ребят на листах А4 вывешиваются на доске.
– Обратите внимание на доску. На ней стенд, который мы создали во время нашей деловой встречи. Материалы стенда пригодятся нам в дальнейшей работе.
– Сегодня мы многое узнали и вспомнили о профессиях, постарались задуматься над тем, какие у качества личности, склонности должны развивать в себе. Выслушали мнение “Знатоков”. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать реализацию ваших возможностей Я желаю не ошибиться в будущем выборе.
II. Рефлексия.
– Как вы можете оценить это занятие?
– Что для вас было новым, интересным?
– Что было для вас важным?
Результат работы:
- Оформление стенда по проделанной работе.
- Оформление папки “6 шагов в выборе профессии”.