Татарский язык и литературное чтение во 2-м классе (для русскоязычных учащихся): "Безнен, гаилэ" (Наша семья)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Способствовать формированию и развитию речевых и языковых компетенций на татарском языке, грамматически правильно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
  • Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
  • Способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, интерес к татарскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием электронного учебника “TATAR ON-LINE”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивное пособие «Мин татарча сөйләшергә телим” Максимова Н. В., Online учебник татарского языка (http://dev.tol.tatar.ru), словари.

Словарная работа: гаилә, ата-ана, әти (ата), кыз (дочь), ул, бала, бәби, абый, апа, сеңел, энекәш, әби (дәү әни), бабай (дәү әти), онык, туган, бертуган, кыз (девочка).

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания и словарная работа.

1. Работа по электронному учебнику по теме “Семья”  [Раздел “Лексика”]

а) Рассмотрите рисунок и отгадайте:

– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (әни)

– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (әби)

– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (бала)

– Это не человек, но его любят все члены семьи. (песи)

– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (гаилә)

Что же такое семья? В словаре дается толкование этого слова:

Работа со словарем: Семья – группа людей, сплоченных общими интересами.

Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём

А скажите, в каком значении мы часто употребляем это слово?  (мнения детей).

Да, вы правы.

Семья – группа живущих вместе близких родственников. Именно в таком значении мы чаще всего употребляем это слово. Самые теплые чувства, светлые и незабываемые воспоминания приходят к каждому из нас с образом семьи. В кругу семьи мы получаем первые уроки нравственности и доброты. Именно в семье закладываются ценности, которые становятся для человека главными.

2) Работа над упражнением 1. [Приложение 1]

а) Прослушивание слов и постановка ударений, наблюдение над произношением.

б) Самостоятельное повторное прослушивание, повторение словарных слов за диктором.

Online учебник татарского языка (http://dev.tol.tatar.ru)

Гаилә, ата-ана, әти (ата), кыз (дочь), ул, бала, бәби, абый, апа, сеңел, энекәш, әби (дәү әни), бабай (дәү әти), онык, туган, бертуган, кыз (девочка) и тд.

3) Работа по разделу “Грамматика”. Упражнение 13. (http://dev.tol.tatar.ru)

Распределите родственников и друзей по соответствующим домам.

Самопроверка и исправление ошибок.

II. Работа по учебнику.

1. Упражнение 1 с. 104. Укы, сорауга җавап бир.

Гаилә көндезге ашны ашый. Бер бабай, бер әби, ике әни, ике әти һәм өч онык чәй эчәләр.

Әйтегез әле: ничә кеше чәй эчә?

2. Упражнение 7 с. 105 (письменно в тетрадях).
                                                  
Гаиләгез турында сөйлә.

Безнең гаиләдә ... кеше бар.   ...,  ...,   һәм мин. Әтием ... әшли, ә әнием ... әшли. Абыем ... укый. Апам ... нче мәктәптә укый. Мин   ... нче  сыйныфта укыйм.

Для сильных: Работа по разделу “Грамматика”.

Упражнение 11. (http://dev.tol.tatar.ru)

Вставьте нужное окончание. Самопроверка и работа над ошибками.

Физкультминутка.

Под музыку дети наряжаются  в костюмы (по выбору): деда (шапка, борода), бабушки (платок, клубок со спицами), внука для  воспроизведения диалога.

III. Закрепление. Работа в парах.  [Приложение 2], [Приложение 3], [Приложение 4]
 
1. Работа по интерактивному пособию по вопросам:   

у тебя есть мама (папа)?
Твоя мама какой человек?

2. Прослушайте и укажите лишнее слово в логическом ряду.

Бәләш, торт, май, коймак, ярата, кыстыбый, йомырка, ботка, сөт.
Җиләк белән, сөт белән, бал белән.

3. Прочитайте и воспроизведите диалог.

Например:

– Алсу, син торт яратасыңмы?              

– Юк, мин торт яратмыйм.                     

– Син нәрсә яратасың?                              

– Гәбәдия яратам.                                        

– Әни гәбәдия пешерде. Әйдә чәй әчәбез.          

 – Кызым, син  бәләш яратасыңмы?

– Юк, мин бәләш яратмыйм.

– Син нәрсә яратасың?

–  Торт яратам.

– Әби торт пешерде. Әйдә сөт белән чәй  әчәбез.                                                                                       

IV. Закрепление. Тест. [Приложение 5]

Работа по разделу “Грамматика”. Упражнение 4. Выберите правильный ответ.

Самопроверка. Работа над ошибками.

V. Домашнее задание: упражнения 14, 15 с. 17 (раб. тетр.)

VI.  Самооценка  

Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания.

ОЦЕНИ, КАК ТЫ ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЯ  НА ЭТОМ УРОКЕ

БЫСТРО, ПРАВИЛЬНО

 

ПРАВИЛЬНО, НО МЕДЛЕННО

 

ПРАВИЛЬНО, НО С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ

 

БЫСТРО, НО НЕ ПРАВИЛЬНО