Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры". "Заповеди"

Разделы: Начальная школа


Данный урок разработан по курсу “Основы религиозных культур и светской этики” модуль “Основы православной культуры”

Цель: познакомить учащихся с христианскими заповедями и принципами христианской нравственности.

Задачи:

  • Объяснить понятие “заповедь”.
  • Показать особенности принципов христианской нравственности.
  • Сформировать у учащихся представление о христианских заповедях.
  • Показать значение заповедей в жизни православного человека.
  • Продолжать обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурного и духовно-религиозного значения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, учебник “Основы православной культуры”, листы А4, доска, мел.

1. Стадия Вызова.

Данная стадия обязательна, так как позволяет актуализировать и обобщать имеющиеся у учеников знания по данной теме, мотивировать ученика к учебной деятельности и побудить к активной работе и на уроке и дома.

Следует обратиться к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к восприятию новой темы.

1). Показываются сюжетные картинки из произведений (в процессе показа определяем автора и название произведения).

Например: Старуха во дворце (А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”). Дениска выбрасывает кашу в окно (В.Драгунский “Всё тайное становится явным”). Драка между Чуком и Геком (А.П.Гайдар “Чук и Гек”). Мальчик тайно ест сливу (Л.Н.Толстой “Косточка”).

Вопрос: - Как вам кажется, что может объединять всех этих героев?

Дополнительный вопрос, если на предыдущий вопрос не был получен точный ответ: - Какие поступки совершали все эти герои?

2). Затем используем приём “Верные и неверные утверждения”.

Просим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свои ответы. Все ответы учащихся учитель записывает на доске, при этом, не давая никаких комментариев.

Данные утверждения дети видят на экране.

- Почитание родителей – это, прежде всего материальная поддержка.

- Тот, кто крадет, причиняет страдания другому человеку.

- Зависть приносит радость.

- Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана.

2. Стадия осмысления содержания.

Данная стадия позволяет ученикам получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней, осмыслить информацию и соотнести новые знания с уже имеющимися.

На данном этапе урока используем приём “ИНСЕРТ”.

Во время чтения текста параграфа (урок 11) дети делают пометки , затем заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Данная работа выполняется индивидуально.

Правила чтения текста, для сохранения интереса к теме. [2]

Делайте пометки.

“+” - поставьте “ +”, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“v” - поставьте “v”, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете;

“?” - поставьте “?”, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения.

Сокращённо: “v” - уже знал

“+” - новое

“?” - не понял, есть вопросы

  • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.
  • Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
  • Заполните таблицы, количество граф которой соответствует числу значков.

3. Стадия рефлексии.

На данной стадии важно целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, расширение предметного поля.

1). На данной стадии заполняется таблица после прочтения текста

V + ?
     

 2). После заполнения таблицы следуют вопросы учителя.

- Были ли такие факты и сведения, которые вы все знали?

- О чём вы думали иначе?

- Что нового вы узнали?

- О чём хотели бы узнать ещё?

3). Возвращаемся к ответам на вопросы в стадии “вызова” и, используя 2 цветных мелка (красный и зелёный), отмечаем неверные утверждения красным, верные утверждения – зелёным. Если необходимы, вносим изменения в ответы.

4). Выбрав героя (Предлагаем ребятам остановится на тех, о которых говорили на стадии “Вызова”), напишите ему письмо и попытайтесь ему объяснить, что его поступок нарушает одну из христианских заповедей. (Данное задание можно дать ребятам и на дом.)

Можно предложить другой вариант заключительного задания: составить синквейн по теме “Что такое заповедь”, “Заповеди”.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. (“Синквейн” от фран. “пять”. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Пример синквейна, составленного учеником 4 класса.

  1. Заповедь.
  2. Божественная, правильная.
  3. Учит, помогает, направляет.
  4. Надо следовать заповедям Бога.
  5. Правило.

Используемые источники.

  1. А.В.Кураев “Основы православной культуры” 4-5 классы М., “Просвещение”, 2012.
  2. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская “Развитие критического мышления на уроке” М, “Просвещение”,2011.
  3. www.dioo.ru