Урок – закрепление
Цели урока.
Образовательные:
- Совершенствование умения определять тип склонений у имёнсуществительных;
- Обобщение знаний о склонении имён существительных;
- Показать морфологические особенности им. существительных.
Развивающие:
- Развитие умения распознавать склонение имён существительных;
- Развитие лексической и орфографической зоркости;
- Развитие связной устной речи;
- Умение работать по алгоритму;
- Развитие навыков самоконтроля и взаимопроверки.
Воспитательные:
- Воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучениюрусского языка.
Оздоровительная:
- Чередовать в процессе урока виды деятельности;
- Выполнять санитарно-гигиенические нормы (проводитьфизкультурные паузы).
Методы обучения, используемые на уроке:
- Продуктивные: частично-поисковый метод;
- Репродуктивные: иллюстративный метод (презентация), словесный метод.
Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: карточки для групповой и самостоятельной работы; задания в интерактивном режиме.
Учебник “Русский язык” 4 класс. Т.Г. Рамзаева, Москва. “Дрофа”. 2011 г.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
Организационный момент. Демонстрация слайда № 1. |
Учитель предлагает проверить наличие
необходимых предметов у учащихся на партах, даёт
напутственные слова Учебник, ручку и тетрадку беру с собой я на урок. Так что время не теряю и работать начинаю. |
Проверяют на партах наличие необходимых школьных принадлежностей. | Чёткое начало урокадисциплинирует детей, даёт психологический настрой на учебную работу. |
Проверка домашнего задания. | При проверке домашнего задания учитель выявляет трудности, которые возникли у ребят дома. | Ученики называют правильный ответ и
показывают карточкус данным типом склонения. (1 скл., 2 скл., 3 скл.) |
Проводится с целью контроля усвоения данного материала |
Чистописание. | Предлагает ребятам цепочку из строчных букв (б о б б о ...) и просит найти закономерность. Предлагает с этими буквами составит сочетания (об, бо, обо, боб). Под диктовку написать слова (брать, бить, брат, брить) | Ученики находят закономерность, составляют буквосочетания, после чего отрабатывают навыки правильного письма, пишут под диктовку слова. | Использование чистописания на уроке способствует развитию аккуратности, старательного выполнения работы. |
Актуализация знаний. | Учитель предлагает среди данных слов
найти лишнее и сформулировать признак, по
которому они определили. (часть речи). Предлагает с ним составить предложения, используя разные формы слова. |
Ученики формулируют признак, по
которому они нашли лишнее слово (часть речи). Составляют с ним предложения, лучшие записывают в тетрадь. Выделяют окончание. |
Сосредоточение внимания, включение учеников в активную учебную деятельность |
Физминутка. Разминка для глаз, выработка быстроты взора. (таблица Шульте- приложение 1/1). Демонстрация слайда № 2, 3. |
Учитель называет адрес букв и слогов: А-4, Б-2, В-4, А-1, Г-2, В-3. |
Ученики называют буквы и слоги. не к е с ни ло Затем из них составляют и записывают в тетрадях слово, которое у них получилось (склонение). |
Снятие усталости, улучшение внимания,
зрения, мыслительных процессов. Ученики формулируют тему урока. |
Систематизация знаний о трёх
склонениях им. существительных. Демонстрация слайда № 4. Демонстрация слайда № 5. Демонстрация слайда № 6. Демонстрация слайдов № 7, 8. |
Учитель предлагает детям вставить в
пословицы пропущенные слова. Друзья познаются в... . Речь без пословицы, что суп без ... . Сам погибай, а ... выручай. Что написано ... , не вырубишь топором. Учитель проводит проверку выполненного задания, просит рассказать о трёх склонениях имён существительных, даёт оценку грамотным ответам учеников. |
Ученики вставляют в пословицы
пропущенные слова (беде, соли, товарища, пером); определяют род и падеж у данных слов; формулируют алгоритм определения склонения им. существительных. |
Фронтальный опрос помогает выявить степень усвоения данного материала. |
Работа в группах. Демонстрация слайдов № 9, 10. |
Учитель просит учеников повторить правила работы в группах, раздаёт карточки с заданием (приложение 2). | Ученики проговаривают правила работы в
группах, начинают выполнять работу. Затем представляют ответы, комментируют свой выбор. От каждой группы один ученик склоняет слово на доске, комментирует окончания. |
Формирование умения работать в группах, анализировать, применять полученные знания. |
Физминутка 2. Игра “Слушай, думай, хлопай”. Демонстрация слайда № 11. |
Учитель называет им. существительные и
показывает их на карточках. (Приложение 1/2) |
Ученики выполняют хлопки: 1-е скл. – 1 хлопок; 2-е скл. – 2 хлопка; 3-е скл. – 3 хлопка. |
Снятие усталости, развитие у детей слухового восприятия и внимания. |
Самостоятельное применение знаний Демонстрация слайда № 12. |
Учитель предлагает вспомнить о трёх склонениях имён существительных и предлагает заполнить карточку “Проверь себя”. (Приложение 3). | Ученики заполняют карточку, выполняют взаимопроверку. | Формирование умения анализировать, работать самостоятельно, производить проверку. |
Подведение итогов урока Демонстрация слайда № 13. Выставление оценок. |
Учитель предлагает вспомнить тему
урока; что из ранее пройденного повторили; что интересного узнали и о чём хочется рассказать своим родителям. |
Ученики отвечают на вопросы учителя, делают вывод. | Формирование у учеников положительного отношения к учёбе через оценку. |
Домашнее задание | Предлагает дома записать по пять слов 1-го, 2-го, 3-го склонения | Ученики записывают в дневник домашнее задание. | Умение применять полученные знания. |
Рефлексия Демонстрация слайда № 14. Демонстрация слайда № 15. |
Учитель предлагает каждому ученику продолжить высказывание, которое позволитдать качественную оценку каждому ученику и работе в целом. (Приложение 4). | Ученики дают ответы и записывают в тетрадях те слова, которые отражают его состояние на уроке. | Формирование самоанализа, умение объективно оценить свою работу на уроке. |
Приложение 1
Физминутка 1.
адрес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | с | су | ме | не | ль |
Б | ще | к | т | ны | н |
В | ни | ви | ло | е | и |
Г | х | ни | те | ри | я |
А-4, Б-2, В-4, А-1, Г-2, В-3.
не к е с ни ло
склонение
Физминутка 2.
Игра “Слушай, думай, хлопай”
Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), учащиеся хлопками обозначают склонение существительных:
- 1 скл. – 1 хлопок,
- 2 скл. – 2 хлопка,
- 3 скл. – 3 хлопка.
Слова для игры:
Ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
Приложение 2
Карточки для самостоятельной работы.
1 группа
Выписать имена существительные 1-го склонения.
Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.
Просклоняйте выделенные имена существительные. Выделите окончание
2 группа
Выписать имена существительные 2-го склонения.
Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.
Просклоняйте выделенныеимена существительные. Выделите окончание.
3 группа
Выписать имена существительные 3-его склонения.
Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.
Просклоняйте выделенные имена существительные.Выделите окончание.
Приложение 3
Фамилия, имя, класс
Проверь себя.
Имя существительное – это _____________, которая отвечает на вопросы ________ , ________ и обозначает ____________ .
Имена существительные могут быть __________ , _________ или __________ рода.
Имена существительные бывают __________, __________ или __________ склонения.
К 1-му склонению относятся существительные ______________________,
ко 2-му - ________________________________,
к 3-му - _________________________.
Имена существительные могут изменяться по ________________ .
Приложение 4
Рефлексия.
1.На уроке я работал(а) ... 2.Своей работой на уроке я ... 3.Урок для меня показался ... 4.За урок я ... 5.Материал урока мне был ... 6.Домашнее задание мне кажется ... |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен интересен / скучен легким / трудным |