Классный час по теме "Душевное здоровье человека"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель занятия: познакомить детей со способами укрепления душевного здоровья.

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Приложения
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!  
Что мы сейчас пожелали друг другу словом “здравствуйте”? Здравие, здоровье.  
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? О здоровье.  
Конечно! Мы с вами сегодня поговорим о самом главном и самом ценном для человека – о здоровье.    
2. Актуализация опорных знаний. У вас на партах лежат листочки. Выберите из них слова, характеризующие здорового человека. Сильный, веселый, румяный, стройный. Слайд №1

Сутулый, румяный, грустный, бледный, веселый, сильный, неуклюжий, стройный.

По каким признакам вы так легко выбрали характеристику здорового человека? По внешним признакам, по виду.  
Это здоровье тела, то есть, физическое здоровье человека.   Слайд №2. Плачущий ребенок.
3. Проблемная ситуация. Посмотрите на картинку. Этот человек здоров? Что с ним происходит? Он плачет. Мы его не можем назвать здоровым.  
Значит, у него не все в порядке со здоровьем. Но с каким? С физическим? Ведь с телом все в порядке. У девочки что-то случилось. Ей плохо.  
4. Выход из проблемной ситуации. Ребята, вы сказали все правильно. Я хочу обобщить сказанное вами.

В этом случае говорят: “Душа болит”. Получается, у человека может болеть не только тело, но и что еще?

Душа.  
Значит, у человека есть физическое здоровье и еще какое? От слова “душа”… Душевное здоровье. Слайд  №3

Схема.

Правильно, молодцы! Обратите внимание, что душевное здоровье стоит на первом месте.    
5. Проблемное объяснение нового знания с использованием моделей и схем Ребята, если вы заболели, кто вам помогает? Мама.  
Правильно. Ваша мама идет в аптеку за лекарством.   Слайд  №4. Аптека.
А если у вас плохое настроение, душа плачет, нужно ее лечить? Да.  
Конечно, нужно. Ведь если у человека душа будет плакать, то к нему легко могут пристать все болезни и вредные привычки. А как вы думаете, есть ли такая аптека. Где вы найдете лекарство для души? Нет.  
Я предлагаю создать такую аптеку. В нее мы поместим важные средства для укрепления душевного здоровья.   Слайд №5

Аптека душевного здоровья.

Ну что, начнем? Так давайте испытаем на себе одно волшебное средство. Для этого закроем глаза и послушаем.   Слайд №6. Музыка.
Что мы слушали? Музыку.  
Вам она понравилась? Да.  
Как вы думаете, для чего я вам дала ее послушать? Чтобы отдохнуть, успокоиться.  
Это верно, ребята. А еще она помогает улучшить настроение, а значит, что укрепить? Наше душевное здоровье.  
Это и будет первое средство укрепления нашего душевного здоровья. Давайте поместим эти музыкальные таблетки на полку нашей аптеки!   Рисунок №7. Музыкальные таблетки.
Продолжим поиски средств для укрепления душевного здоровья?

Мы с вами живем на живописном берегу реки Кама. Вам нравится летом плескаться в воде?

 

Очень!

 
За нашим поселком много лесов. Вы часто ходите в лес?  

Да!

 
А что вас радует в лесу зимой и летом? Чистый воздух, пение птиц, грибы, ягоды..  
Давайте посмотрим на слайд. Как эти места можно назвать одним словом? Природа. Слайд №8. Картины о природе.
Как вы считаете, природа может полезной для укрепления душевного здоровья? Да!  
Мы можем взять ее в нашу аптеку душевного здоровья?   Слайд №9.

Природный тренажер.

Теперь в нашей аптеке появился природный тренажер. Вы можете использовать ее, когда вам плохо, грустно.    
Ребята, а с вами бывает такое, когда вас кто-нибудь обидел? Что чувствуете в это время? Обиду, злость.  
6. Игра-физкультминутка. А я знаю хороший способ подружиться, помириться. Давайте прямо сейчас проведем игру-зарядку “Передай добро по кругу”. Встаньте, ребята. Сейчас вы должны передать добро соседу, пожав ему руку с улыбкой. Как только пожмете последнему руку, так вновь возвратитесь к началу по кругу. Какая группа завершит передачу добра первой, та получит приз-“Книжку-малышку народной мудрости”.    
Зачитайте три первых пословицы из книжки-малышки. Добро творить - душу свою веселить. Плохо тому, кто добра не делает никому. Кто делает добрые дела, тому и жизнь мила. Слайд №10. “Добро творить - душу веселить.”
Ребята, а добрые поступки можно назвать витаминами доброты?

Доброта – необходимое средство для укрепления душевного здоровья?

Ответы детей.  
Берем эти витаминки в нашу аптеку? Да! Слайд  №11. Витаминки доброты.
Наша аптека стала богаче еще одним средством укрепления душевного здоровья. Каким? Добротой.  
Вы заметили, то, что приносит нам радость, это и укрепляет наше душевное здоровье.    
А чем вы любите заниматься в свободное время? Играть, читать, вышивать, шить, вязать…  
Вы открыли сейчас, ребята, новое спасение от скуки и усталости, сладкое, как сироп. Как его назовем?   Слайд  №12. Наши увлечения.

Слайд №13. Сироп “Любимое занятие”

7. Первичное закрепление во внешней речи Итак, в нашей аптеке появилось несколько средств укрепления душевного здоровья. Назовите их. Музыка, природа, добрые дела, любимое занятие. Слайд  №14.

Повторение

Но мало эти средства знать, ребята. Их нужно применять. Для этого не нужно лениться, а всем нам нужно… Потрудиться.  
Как вы думаете, труд нам необходим? И для чего он нужен? Ответы детей. Слайд №15. Картинки о труде.
Действительно, ребята. Труд- главное волшебное средство. Оно нашу душу укрепляет и здоровья прибавляет. Пополним запасы нашей аптеки леденцами трудолюбия? Да. Слайд №16. Леденцы трудолюбия
8. Самостоятельная работа с самопроверкой. Сейчас, ребята, проверим, как действует это средство на ваше душевное здоровье. Переверните листы, которые лежат на ваших партах, выберите рисунки и создайте картину вашего настроения. Работа в группах. (На листах бумаги А3 подготовлен рисунок радуги. Дети выбирают из подготовленных картинок: солнышко (грустное, веселое), молния, туча, цветы и др.)  
  Давайте посмотрим, что у вас получилось. Показ работ.  
9. Включение в систему знаний и повторение. Мне нравится ваше радужное, яркое, цветное настроение. Это значит, вам пока не нужны лекарства нашей аптеки. Но на будущее не забывайте: какую аптеку мы сегодня создали? Аптеку душевного здоровья. Слайд №17.

Аптека душевного здоровья.

Когда мы будем обращаться в эту аптеку? Когда у нас будет плохо на душе.  
Какие средства для укрепления душевного здоровья есть на витрине нашей аптеки? Музыка, природа, добрые дела, любимое занятие, трудолюбие.  
10. Итог занятия. Я очень хочу, чтобы все вы были здоровы и счастливы, поэтому дарю вам волшебную аптечку радости, любви. Пользуйтесь ее волшебными средствами. Пусть она напоминает вам о том, чтобы вы серьезно относились к своему душевному здоровью, ведь физическое здоровье неразрывно связано с душевным здоровьем.    

Приложение.