ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Формирование представления о христианском празднике Рождество Христово;
- Формирование эстетического вкуса при выполнении работы “ВЕРТЕП”.
Развивающие:
- Развивать интерес к предмету, духовно-нравственные потребности детей через приобщение познания истории православной христианской церкви;
- Развивать наблюдательность, внимание при выполнении работы “ВЕРТЕП”.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к православным традициям;
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, работать над формированием трудовых навыков, воспитывать усидчивость, старание, стремление выполнять работу красиво, умение работать в команде.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу;
- Обогатить словарь учащихся новыми православными словами;
- Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;
- Выполнить работу “Вертеп” из бумаги и картона в группах по 6 человек.
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: В процессе работы над УЭ уч-ся должны:
Знать: Религиозно – нравственное состояние евреев перед Пришествием Спасителя.
Усвоить: Важность ожидания рождения Мессии. Почему духовно – сильные люди предпочитали умереть, чем принести жертву идолам?
Уметь: Выделить из урока главное и второстепенное; уметь моделировать полученные знания на конкретном материале; выполнить поделку “Вертеп”
Систематизировать: Полученные знания.
Вид контроля: Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: Вифлеем, Вертеп, Ясли, Иисус Христос.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Доска
- Учебник - Дорофеев Виктор, протоирей; Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры 3 класс. – М.: Про – пресс, 2011
- Конспект учителя
- Мультимедийный проектор
- Ноутбук
- Плакат по ТБ “Правила безопасности при работе с ножницами”
ТИП УРОКА: Интегрированный.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, беседа);
ХОД УРОКА
1. Организационный момент Организовать уч-ся на работу на уроке.
ДЕВИЗ УРОКА
“Мало иметь хороший ум,
главное хорошо его применять”
РДекарт
2. Проверка д/з
Фронтальный опрос:
- Что заставило иудеев глубоко задуматься над своей судьбой?
- Что начали прилежно изучать евреи, возвратившись из вавилонского плена?
- Кто стал царем Иудеи в 37 году до Рождества Христова?
- Почему духовно сильные люди предпочитали умереть, чем принести жертву идолам?
Устный опрос:
- Какому событию посвящен праздник Благовещения? (Архангел сообщил Марии о том, что именно она родит Иисуса Христа). Расскажи об этом.
- Где воспитывалась Мария? (Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, в служении Господу). Расскажи об этом.
- Почему Мария приняла решение не выходить замуж? (Она дала обет Богу). Расскажи об этом.
ФИЗМИНУТКА
(звучит песня "Рождественская")
3. Подготовка уч-ся к усвоению нового материала
- Любите ли вы праздники? Почему?
- А как вы думаете, если бы все дни были праздничными, радовались бы мы им?
- Дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду, а праздники? Отдыху?
- Это не совсем так. В каждом празднике есть свое особое значение, его нужно знать, поэтому к празднику готовятся, чтобы встретить его достойно.
- Прочитайте высказывание на доске:
Пост - пости, праздники - празднуй.
- Подобно как: "Делу время - потехе час".
- Начиная с 28 ноября (Филиппов день) начинается Рождественский пост. В это время надо делать добрые дела, которые приносят радость. И стараться, чтобы эта радость оставалась с тобою, т.е. надо трудиться, тогда и праздник будет в радость, когда к нему готовятся.
- А что такое праздник?
(Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.)
- Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.
- О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом).
- Великий праздник Рождества Христова, в честь какого же события? (Рождение Иисуса Христа)
4. Усвоение новых знаний
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ, БЕСЕДА (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
ФИЗМИНУТКА
(звучит песня "Рождественская")
Закройте глаза и представьте себе своего ангела - хранителя, как будто он проводит вам по лицу своими легкими крыльями. При этом вслушивайтесь в слова песни.
5. Проверка понимания учащимися нового материала.
- Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Послушайте рождественский тропарь - это праздничное славословие (СЛАЙД 14):
Ученик:
Рождество Твоё, Христе Боже наш,
Воссия мирови свет разума;
Тебе кланятися Солнцу правды,
И тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
- Подумайте, почему Рождество Христово самый любимый детский праздник?
- Какое дерево вместе с нами празднует Рождество Христово?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (СЛАЙД 15)
6. Закрепление нового материала
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(СЛАЙД 16) – ФРОНТАЛЬНО – учащиеся отвечают на вопросы, находя ответы в учебнике
- Что вы для себя узнали нового, интересного проверим, поучаствовав в Рождественской викторине.
Рождественская викторина.
- Как звали мать Иисуса Христа? (Мария)
- В каком городе родился Божественный Младенец? (Вифлеем)
- Как Волхвы нашли дорогу к Вертепу? (Их вела Вифлеемская звезда)
- Почему детское учреждение назвали “ясли”? (В яслях родился Иисус Христос)
- Что за дерево вместе с ними встречает Рождество? (Ёлка)
(СЛАЙД 17, 18, 19) – ГРУППОВАЯ решение кроссвордов (каждой группе свой кроссворд)
Рождественский кроссворд 1
http://www.uchportal.ru/load/267
1. Восточный мудрец.
2. Город, в котором родился Младенец Христос.
3. Мать Христа.
4. Что послужило Младенцу вместо колыбели?
5. ... Обручник.
6. Другое название Рождественского поста.
7. Место, где родился Христос. 8. Русское название см. п.7.
9. Божий вестник.
10. Один из даров восточных мудрецов.
11. Откуда пришли в Вифлеем Иосиф и Дева Мария?
12. Сколько восточных мудрецов пришло поклониться Христу?
13. Куда бежала от царя Ирода семья маленького Христа?
Рождественский кроссворд 2
http://www.uchportal.ru/load/267
Правильно разгадав кроссворд, в выделенном столбце ты прочтёшь, как называется самое главное зимнее торжество - православный двунадесятый праздник:
1. Путники долго на перепись шли,
В городе места они не нашли:
Под Вифлеемом - голая степь,
Стал им приютом убогий ...
2. Пещера, ясли, сена стог,
Cегодня на земле родился ...
3. В храмах лик поющих воспевает: "Дева днесь Пресущественнаго ..."
4. Эта песнь, мы знаем так,
Называется - ...
5. В тёмном небе сияла тогда,
Путь освещая, святая ...
6. Простые люди весть узнали.
В ночи, когда ещё не пели петухи,
Они к яслям Младенца поспешали
И Бога прославляли ...
7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли
Смирну, ... и ладан принесли.
8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,
На верблюдах едут в Вифлеем ...
9. Над Вифлеемом ангелы летали.
Их песнопенья сердцу доставляли сладость.
И “Слава в вышних Богу!” воспевали,
А людям возвещали ...
Кроссворд “Звезда”
Вопросы:
1. Восточный мудрец.
2. Город, в котором родился Спаситель мира.
3. Мама Иисуса Христа.
4. Что послужило Младенцу вместо колыбели?
5. ... Обручник.
6. Другое название Рождественского поста.
7. Место, где родился Христос.
8. То же самое, что и в п. №7, но по-русски.
Ответы: 1.Волхв. 2. Вифлеем. 3. Мария. 4. Ясли. 5. Иосиф. 6. Филиппов. 7. Вертеп. 8. Пещера
ПЕРЕМЕНА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (РИСУНКИ 1-15)
Учащиеся рассаживаются по группам по 6 человек.
- Продолжаем наш урок.
- Как называется пещера, в которой родился Христос? (Вертеп)
- Во второй части нашего урока вы будете изготавливать поделку ВЕРТЕП.
- Какие персонажи нам будут нужны для этой поделки? (Мария, Иосиф, маленький Иисус, Ангелы, Пастухи, Ослик, Овцы, Волхвы)
- Что еще необходимо для поделки? (Вертеп, Ясли, Звезда)
- Выполнять поделку будем из картона (можно приготовить коробку от конфет) и цветной бумаги. На партах должны быть клей, ножницы, простой карандаш и шаблоны персонажей. Но по одному из персонажей в каждой команде не хватает. Вам нужно будет найти, какого персонажа нет в вашей команде и изготовить его, чтобы ваша поделка была завершенной.
- Прежде чем вы приступите к работе, повторим правила ТБ.
(плакат на доске “Правила безопасности при работе с ножницами”)
ФИЗМИНУТКА
УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ
(во время работы провожу индивидуальный инструктаж по ТБ)
ПРИВЕДЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ В НАДЛЕЖАЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
КОНКУРС РАБОТ
(с комментированием – самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя)
Ребята высказывают свое мнение, опираясь на фразы:
- “Мне понравилось...”.
- “Я узнал (а)...”.
- “Мне бы хотелось...”.
7. Подведение итогов урока (СЛАЙД 20)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что на уроке в изучаемой теме было главным?
- Что на уроке в изучаемой теме было интересным?
- Вы сегодня поработали очень хорошо! Молодцы!
8. Домашнее задание
Подготовиться к выступлению чтецов:
- Стихи собственного сочинения.
- Стихи авторские. (На выбор – о Рождестве Христовом)